Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса (В. Николаев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22 май 2000 г.)

Основные направления совершенствования системы
налогообложения субъектов малого бизнеса


В настоящее время действует три системы налогообложения субъектов малого предпринимательства: традиционная, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, а также по принципу вмененного дохода. Таким образом, вместо реального упрощения системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства для разных видов деятельности предусматривается различный порядок ведения раздельного бухгалтерского учета и отчетности. Формально для одного и того же предприятия сохраняется возможность применять упрощенную систему налогообложения, устанавливается обязательная уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или сохраняется действие общей системы налогообложения. Кроме того, существенным препятствием на пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства являются законодательные нормы, устанавливающие порядок, при котором возможные налоговые льготы могут предоставляться только за счет средств региональных бюджетов (при сохранении обязательных фиксированных отчислений в федеральный бюджет). Действующая налоговая система ограничивает права регионов по регулированию деятельности малых предприятий, устанавливая схемы налогообложения, не учитывающие особенностей развития малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, установленная Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ, имея ряд положительных сторон (упрощение учета и отчетности, замена совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом и др.) не лишена существенных недостатков. Так, ее применение искусственно ограничено по численности и выручке. Возможные колебания численности персонала обязывают предприятия в любой момент быть готовыми вернуться к общепринятой системе налогообложения, что заставляет вести кроме упрощенного учета еще и обычный.

Субъекты, которые перешли на упрощенную систему, имеют налоговые льготы только в рамках региональных бюджетов, для них по существу восстановлены авансовые платежи в виде платного патента (исключение составляет только Москва). Не разъяснен также вводимый расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям и др.

Упрощенная система, как и система налогообложения по принципу вмененного дохода, не решает проблему уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства.

Опыт внедрения в отдельных регионах системы налогообложения по принципу вмененного дохода, установленной Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ, свидетельствует о том, что невозможно эффективно использовать типовые "физические" показатели в качестве нормообразующих параметров и полностью заменить ими объективные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности малых предприятий. Прежде всего сказанное относится к крупным регионам, где сосредоточено большое количество малых предприятий и сфера их деятельности наиболее разнообразна. Именно для этих регионов наиболее сложно определить фиксированные показатели вмененного дохода, которые могли бы учитывать всю совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятий. Кроме того, расчет десятков параметров налога для каждого вида и места деятельности потребует огромных затрат - как времени, так и бюджетных средств.

В настоящее время не существует серьезных аргументов в пользу полного отказа от использования в системе налогообложения юридических лиц общеэкономических показателей, характеризующих результаты деятельности субъектов малого предпринимательства и отраженных в бухгалтерской отчетности (выручка, доход).

Определенная Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ фискальная система налогообложения практически ничего не дает самим малым предприятиям (с точки зрения объективного стимулирования их деятельности). На федеральном уровне нет обоснования того, как сможет уплачивать налог с вмененного дохода субъект малого предпринимательства, только начинающий свою деятельность и (или) не имеющий по тем или иным причинам дохода (учитывая необходимость уплаты других обязательных платежей: при регистрации, лицензировании, получении торгового патента и т.д.). Возможности вхождения нового предприятия на уже сформировавшийся рынок в этих условиях будут искусственно ограничены. Необходимо учитывать и естественное снижение доходности малого предприятия в случае открытия (функционирования) других аналогичных предприятий на той же территории в течение налогового периода.

Отсутствие объективных статистических данных не позволяет рассчитать возможные потери (или приобретения) бюджетов всех уровней от внедрения системы налогообложения юридических лиц по принципу вмененного дохода на основе "физических параметров" (метров, количества посадочных или машино-мест, единиц производственной мощности и др.). На федеральном уровне такие данные также отсутствуют. Однако можно прогнозировать сокращение числа малых предприятий, падение интереса к созданию новых предприятий и как следствие - уменьшение поступлений в городской бюджет от субъектов малого предпринимательства и сокращение объема выпускаемой ими продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ.

И наконец, введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в предлагаемом на федеральном уровне варианте парализует возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Непонятно, как будут реализованы положения Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о применении упрощенной системы в части, не противоречащей данному Закону.

Кроме того, при нестабильном положении малых предприятий представляется невозможным установить реальную базовую доходность предприятий в абсолютных показателях (рублях), как предусматривается Федеральным законом N 148-ФЗ, который помимо прочего установил для субъектов малого предпринимательства обязательность уплаты 100%-ного авансового платежа по единому налогу.

Для решения указанных проблем в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2.11.99 г. N 1010 "О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве" Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы разработан проект федерального закона, предусматривающего введение на добровольной основе для всех малых предприятий Российской Федерации единой системы налогообложения, учета и отчетности, применяемой вместо налоговых систем, существующих в настоящее время. Одновременно предполагается отменить упрощенную систему налогообложения и не распространять действие системы налогообложения по принципу вмененного дохода на субъекты малого предпринимательства.

Проект Федерального закона "О единой системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусматривает установление в качестве объектов налогообложения валовой выручки и совокупного дохода, включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, зачисление сумм единого налога в региональный бюджет в большем объеме и наделение субъекта Российской Федерации значительными правами в налоговом регулировании. Предлагаемая единая система налогообложения предусматривает сохранение для субъектов малого предпринимательства упрощенного порядка учета и отчетности, аналогичного порядку, применяемому в рамках упрощенной системы. Ставки единого налога, несмотря на включение в состав единого налога отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, соответствуют ставкам упрощенной системы - 10% с валовой выручки или 30% с совокупного дохода.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами единой системы налогообложения, учета и отчетности, является свидетельство, выдаваемое сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. Юридическим лицам свидетельство выдается бесплатно на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.

Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями единой системы налогообложения, учета и отчетности, является патент на занятие определенным видом деятельности, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от вида осуществляемой предпринимательской деятельности, уровня доходов и других показателей хозяйственной деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями ежеквартально в порядке, установленном нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с проектом субъекту малого предпринимательства предоставлено право выбора между уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности и уплатой единовременно стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности (в порядке, аналогичном предусмотренному для индивидуальных предпринимателей). В этом случае не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала налогоплательщики - юридические лица подают в налоговый орган по месту постановки на учет письменное заявление и приобретают патент на осуществление определенного вида деятельности путем единовременной уплаты авансового платежа по единому налогу в размере, определенном нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом общая налогооблагаемая валовая выручка (совокупный доход) юридического лица, определяемая по всем видам деятельности, уменьшается на величину доли валовой выручки (совокупного дохода) от осуществления того вида деятельности, на который приобретен патент.

Патент приобретается на один или несколько отчетных периодов. Порядок и сроки его выдачи юридическим лицам устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщик, уплативший единый налог путем единовременной оплаты стоимости патента, освобождается от уплаты единого налога с валовой выручки (совокупного дохода), полученной от соответствующего вида деятельности, независимо от результатов хозяйственной деятельности (объема валовой выручки и совокупного дохода) в данном налоговом периоде. Налоговые органы не вправе производить перерасчет подлежащего уплате единого налога в части определенного вида деятельности в течение срока действия оплаченного патента на ее осуществление.

При уплате субъектами малого предпринимательства единого налога путем единовременной оплаты стоимости патента учет совокупного дохода (валовой выручки), полученного от вида деятельности, на осуществление которого выдан патент, ведется раздельно от совокупного дохода (валовой выручки), подлежащей налогообложению по итогам работы за отчетный период.

Законопроектом установлено, что нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные льготы для субъектов малого предпринимательства, уплачивающих единый налог путем единовременной оплаты стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности.

Одно из положений законопроекта позволяет решить проблему уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию субъектов малого предпринимательства. Установлено (при этом предполагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О налоге на добавленную стоимость"), что у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке ими любых товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства и других предприятий, не начисляющих и не уплачивающих налог на добавленную стоимость, при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС. Таким образом, для данных предприятий "снимается" вопрос о наличии или отсутствии у них входящего НДС, а для субъектов малого предпринимательства, не уплачивающих данный налог, создаются равноконкурентные условия для осуществления их деятельности.

На наш взгляд, в случае реализации на федеральном уровне данного законодательного акта будет создана эффективная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, обеспечивающая их развитие, пополнение региональных бюджетов и развитие экономики страны в целом. По экспертной оценке, реализация единой системы налогообложения, учета и отчетности приведет к уменьшению налоговой нагрузки на малые предприятия в среднем в 2,8 раза, росту налоговых поступлений в региональные бюджеты на 13%, созданию и обновлению около 1,5 млн рабочих мест.


В. Николаев,

Департамент поддержки и развития

малого предпринимательства Правительства Москвы



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.