Вопрос: Влечет ли за собой смена юридического адреса организации и, соответственно, перерегистрация, обязанность налоговых органов по месту прежней регистрации проверить правильность начисления налогов? Имеет ли право налоговая инспекция по месту новой регистрации предприятия проверять предыдущий налоговый период? ("Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2000 г.)

Влечет ли за собой смена юридического адреса организации и, соответственно, перерегистрация, обязанность налоговых органов по месту прежней регистрации проверить правильность начисления налогов?

Имеет ли право налоговая инспекция по месту новой регистрации предприятия проверять предыдущий налоговый период?


Проведение налоговых проверок относится не к обязанностям, а к правам налоговых органов (подпункт 2 пункта 1 статьи 31 части первой НК РФ).

В соответствии со статьей 87 части первой НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, за уже проверенный налоговый период, не запрещается в случаях, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

В соответствии со статьей 31 части первой НК РФ порядок налоговых проверок определяет МНС РФ. В настоящее время порядок проведения проверок при смене юридического адреса МНС РФ не определен.

Смена юридического адреса организации не является ликвидацией или организацией юридического лица. Следовательно, формально в этом случае налоговые органы по месту прежней регистрации могут проверить только период с момента последней налоговой проверки до момента снятия с учета. Исключение может составить случай, когда за срок после последней налоговой проверки организацией не уплачивались авансовые платежи по налогам (в соответствии со статьей 55 части первой НК РФ именно этот срок является минимальным налоговым периодом).

С другой стороны, налоговые органы, настаивающие на проведении проверки за ряд периодов, в том числе и проверенных ранее, можно понять - для них снятие налогоплательщика с учета равнозначно ликвидации юридического лица и все налоговые ошибки, допущенные этой организацией, и своевременно не выявленные налоговыми органами, впоследствии могут быть вменены в вину данному органу.

Поэтому мы считаем, что при проведении внеочередных налоговых проверок при снятии налогоплательщика с учета налоговые органы своих полномочий не превышают.

Разумеется, подобные действия налоговых органов можно обжаловать в судебном порядке с неясными перспективами (для обеих сторон). Но вряд ли целесообразно это делать. В соответствии со статьей 89 выездная налоговая проверка, осуществляемая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Никакими другими условиями это право вышестоящей организации не оговорено. Следовательно, если судом действия налоговой инспекции будут признаны неправомерными, с большой долей вероятности можно предположить, что такая проверка будет проведена вышестоящим органом и вряд ли такая проверка будет полностью беспристрастной.

Что касается налоговых проверок за предыдущие периоды по новому месту регистрации, то их проведение нельзя считать правомерным. Дело в том, что налоговая проверка включает не только проверку правильности исчисления налогов, но и проверку правильности и своевременности их уплаты. Естественно, вторую часть проверки невозможно провести, не располагая данными учета налогоплательщика (данными учета самих налоговых органов). Следовательно, проверка не может быть полной и фактически сведется к примитивному поиску счетных и смысловых ошибок. Кроме того, здесь нельзя не учитывать и один психологический момент (не оговоренный в законодательных и нормативных актах). Проводя проверку за периоды, предшествующие регистрации, новая налоговая инспекция ставит под сомнение компетенцию прежней налоговой инспекции. Даже исключительно на этом основании можно обжаловать действия новой налоговой инспекции в вышестоящий орган (если инспекция настаивает на проведении проверки за предыдущие периоды).

Сказанное в предыдущем абзаце не распространяется на случаи, когда проверка осуществляется по запросам правоохранительных органов. Но в этом случае проверка, скорее всего будет проводиться вышестоящим органом, а сотрудники местной налоговой инспекции будут привлекаться по плану руководителя, назначившего проверку.


1 февраля 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение