Изменения в законодательстве о налогах и сборах (С.М.Авдиевич, "Законодательство", N 4, апрель 2000 г.)

Изменения в законодательстве о налогах и сборах


Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость". К принятию этого документа ни налогоплательщики, ни налоговые органы не были готовы. Это не удивительно, так как один из двух проектов (на основании которых издан закон), содержащий наиболее важные изменения, в сентябре 1999 г. был отклонен Государственной Думой при рассмотрении в первом чтении. Коснемся лишь наиболее важных положений данного акта.

В частности, Законом N 36-ФЗ в перечень объектов налогообложения добавлены обороты по передаче товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации обязательства. Установлено, что облагаемый оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

В Законе N 36-ФЗ решен вопрос обложения налогом на добавленную стоимость авансовых платежей предприятий-экспортеров. Указанные платежи, полученные экспортерами в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (оказания услуг), освобожденных от НДС, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ), не включаются в облагаемый оборот.

В Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" в качестве приложений включены перечни продовольственных товаров, а также товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10%. Ранее эти списки утверждались Правительством РФ. Предполагается, что законодательное закрепление перечней социально значимых товаров будет в большей степени обеспечивать защиту малообеспеченных слоев населения. Указанные списки вводятся в действие с 1 июля 2000 г. Они существенно расширены, в частности, в перечень продовольственных товаров включены яйца, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), рыба и морепродукты (за исключением деликатесных), дикорастущие плоды и ягоды. Перечень товаров для детей пополнили трикотажные изделия, швейные изделия, обувь.

Наибольший резонанс и слухи "об отмене векселей" вызвали положения Закона N 36-ФЗ, касающиеся возмещения НДС при расчетах векселями. Установлено, что при использовании в расчетах за поставленные товары векселей суммы налога на добавленную стоимость подлежат возмещению (зачету) только после оплаты векселей денежными средствами. Тем самым векселя не отменяются, однако, скорее всего, это приведет к существенному ограничению их использования. В частности, в письме Министерства РФ по налогам и сборам от 3 февраля 2000 г. N ВГ-6-03/99 отмечается, что использование в расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги) векселя третьего лица, полученного налогоплательщиком в обмен на собственные векселя до момента их оплаты, не дает права на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость.

Отменены льготы организациям, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работников. С введением Закона N 36-ФЗ льгота по уплате НДС предоставляется в отношении товаров, производимых и (или) реализуемых данными организациями, при условии, что их уставный капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

В очередной раз введены льготы по ввозимому технологическому оборудованию, аналоги которого не производятся в России (льготы предоставляются в отношении технологического оборудования, включенного в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 2-ФЗ утверждены и введены в действие с 1 января 2000 г. новые ставки акцизов. Изменения вызваны тем, что на отдельные виды подакцизных товаров установлены специфические (твердые в абсолютной сумме на единицу измерения) ставки акцизов, которые в предыдущий раз изменялись в конце 1998 г. В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары ставки проиндексированы и увеличены в 1,52 раза. Подготовка данного документа велась параллельно с работой над проектом федерального бюджета, в котором заложены дополнительные по сравнению с 1999 г. доходы от реализации подакцизных товаров.

Законом N 2-ФЗ для всех потребителей установлена единая ставка акциза на этиловый спирт (ее размер сохранился 12 руб. за 1 л безводного спирта), при этом отменена льготная ставка акциза в размере 8 руб. на этиловый спирт, отпускаемый организациям для производства лекарственных средств.

Более понятной стала градация алкогольной продукции. За исключением вин, она разбита на три вида в зависимости от содержания этилового спирта (свыше 25%, от 25 до 9, менее 9%). Отдельно устанавливаются ставки на крепленые, натуральные и шампанские (игристые) вина. В среднем ставки акцизов на алкогольные напитки увеличены на 3040%, при этом ставка на натуральные вина не изменилась и осталась равной 3 руб. за 1 л.

Впервые выделены две категории пива: с содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% включительно (в том числе безалкогольное) и свыше 8,6%. Ставки акциза составили 90 коп. и 3 руб. за 1 л соответственно (ранее для пива была единая ставка 72 коп. за 1 л).

В два раза увеличена ставка на все виды табачных изделий (за исключением сигарет без фильтра и папирос I класса, для которых ставка осталась прежней). Увеличен также акциз на бензин. Только в отношении одного вида подакцизных изделий (ювелирных) ставки снижены с 15% до 5% за единицу.

Существенные изменения коснулись установления ставок акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат. В отличие от ранее применявшейся методики дифференциация ставок по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий Законом N 2-ФЗ установлена единая ставка акциза на нефть для всех налогоплательщиков в размере 55 руб. за 1 т.

Особо надо отметить, что и Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ, и Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 2-ФЗ введены в действие с нарушением Конституции РФ, согласно которой неопубликованные законы не применяются (ст. 15), а законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57).

Тексты обоих названных законов были впервые официально опубликованы в "Российской газете" 5 января 2000 г., вступление же данных актов в силу назначено на 1 января 2000 г. (ст. 2 каждого из них). Очевидно, что введение в действие этих документов может быть оспорено. Никаких разъяснений Министерства РФ по налогам и сборам по данному вопросу не было, в то время как ГТК России в приказе от 12 января 2000 г. N 16 отдельно указал, что если новая ставка акциза на экспортируемую из России нефть ухудшает положение налогоплательщика, то такая ставка применяется с 5 января 2000 г. (дня официального опубликования Закона N 2-ФЗ). Не очень понятно, почему ГТК России отметил в приказе лишь ставку акциза на нефть, не упомянув другие товары, в отношении которых ставки также увеличены.

Изменения в налогообложении физических лиц связаны с введением налогового контроля за расходами и принятием новых ставок подоходного налога.

Федеральным законом от 25 ноября 1999 г. N 207-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц". Основные новшества связаны с введением новой шкалы подоходного налога, в соответствии с которой минимальная ставка (с доходов, не превышающих 50000 руб.) составляет 12%, максимальная (с доходов, превышающих 150000 руб.) 30%, таким образом, максимальная ставка подоходного налога уменьшена с 45 до 30%, и в целом ставки значительно снижены. Для налоговых агентов упрощен порядок перечисления подоходного налога. В 1999 г. суммы подоходного налога перечислялись в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ отдельными платежными документами. Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (ст. 10 и 32) предусмотрено, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2000 г., формируются в том числе и за счет подоходного налога с физических лиц в размере 16% доходов, но распределение этого налога, зачисляемого в бюджетную систему РФ, возложено на органы федерального казначейства Минфина России.

Установлены новые виды доходов, освобождаемых от подоходного налогообложения: материальная помощь, оказываемая лицам, пострадавшим от террористических актов; единовременная материальная помощь, выплачиваемая в 2000 г. инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы; международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе и искусстве по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ. Изменены также размеры вычетов для физических лиц в отношении необлагаемого минимума дохода, а также сумм на содержание детей и иждивенцев.

Внесено уточнение в порядок предоставления вычета для застройщиков или покупателей недвижимого имущества. Размер вычета остался равным 5000 минимальных размеров оплаты труда, льгота по-прежнему предоставляется в течение трехлетнего периода. Введено лишь условие, согласно которому льгота предоставляется в течение трех лет подряд начиная с того года, в котором этот объект приобретен или начато строительство, ранее же трехлетний период исчислялся с любого момента по желанию налогоплательщика.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ "О внесении дополнений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в статью 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"" предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога прокурорских работников. Принятие данного акта связано с тем, что подобная льгота применялась в отношении судей, сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции, таможни, но не распространялась на прокурорских работников, на которых также возложены задачи по соблюдению законности и борьбе с преступностью. При этом предполагается, что сумма поступлений в бюджет в результате прокурорского воздействия при защите интересов государства значительно превосходит суммы подоходного налога, собираемого с прокурорских работников.

С 1 января 2000 г. вступил в силу абз.1 ст. 5 Налогового кодекса (НК) РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, при этом дата вступления в силу налоговых актов должна наступать не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законодательные акты и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Изначально предполагалось ввести эту норму одновременно с введением НК РФ (1 января 1999 г.), однако к этому моменту Государственная Дума, законодательные органы некоторых субъектов, муниципальные образования не успели рассмотреть и принять акты законодательства о налогах и сборах, регулирующие порядок их взимания в 1999 г., на основании которых были рассчитаны бюджетные показатели на 1999 г., в связи с чем Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ действие абз. 1 ст. 5 НК РФ было приостановлено до 1 января 2000 г.

Принятие данной нормы НК РФ (конечно же, при условии ее исполнения) гарантирует стабильность законодательства о налогах и сборах на всех уровнях и способствует защите интересов налогоплательщиков.

Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Согласно изменениям, новые положения федеральных законов и иных нормативных актов РФ, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки, не должны применяться в отношении инвестора, осуществляющего капитальные вложения в приоритетный инвестиционный проект, в течение срока его окупаемости (но не более семи лет). Под приоритетным инвестиционным проектом понимается проект, включенный в утверждаемый Правительством РФ перечень.

Подобные гарантии для иностранных инвесторов были закреплены ранее в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Таким образом, принятие Закона N 22-ФЗ обеспечит равные условия для реализации инвестиционных проектов для российских и иностранных инвесторов.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ внес существенные изменения в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ. Изменения касаются условий, порядка и сроков уплаты страховых взносов различными категориями плательщиков взносов, размеров штрафов и пеней за нарушение установленного порядка.

В Законе N 38-ФЗ закреплен расширенный перечень категорий плательщиков страховых взносов, в него включены, в частности, коллегии адвокатов, индивидуальные предприниматели, заключающие с физическими лицами договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также авторские договоры.

Для всех категорий плательщиков конкретизирован порядок их регистрации в соответствующих органах Пенсионного фонда РФ, установлены сроки регистрации и размеры штрафов за несвоевременную регистрацию.

Закреплены нормы об обязательном предоставлении плательщиками страховых взносов органам Пенсионного фонда РФ дополнительной информации о своей деятельности. Здесь имеется в виду уведомление о принятом решении ликвидировать (реорганизовать) организацию; о созданном дочернем или зависимом хозяйственном обществе; об изменении учредительных документов в части образования и (или) ликвидации филиалов и представительств; о банковских реквизитах; обо всех открытых (закрытых) банковских счетах (расчетных (текущих), бюджетных, депозитных, аккредитивных, валютных и иных) организации в течение пяти дней со дня их открытия (закрытия) в банках и иных кредитных организациях.

Банкам и иным кредитным организациям вменено в обязанность требовать при открытии расчетных и иных счетов плательщикам страховых взносов предъявления ими документа, подтверждающего регистрацию в органах Пенсионного фонда РФ.

При несвоевременной уплате страховых взносов на сумму недоимки начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Согласно Закону N 38-ФЗ, Пенсионный фонд РФ и его органы вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов плательщиков страховых взносов юридических лиц, в том числе и с валютных.

Несмотря на то что работа над проектом Закона N 38-ФЗ велась более полутора лет, он содержит ряд технических и юридических ошибок, причем на некоторые из них указывал Президент РФ (письмо от 11 февраля 1999 г. N Пр-179 об отклонении одной из редакций закона). Наиболее грубая ошибка касается финансовых санкций в виде взыскания всех сокрытых или заниженных сумм выплат в пользу работников и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении штрафа в двойном размере. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ нормы отдельных налоговых законов, устанавливающие ответственность за совершение налогового правонарушения в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном правонарушении соответствующей суммы и штрафа в размере удвоенной суммы. В соответствии с п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П конституционные принципы налогообложения распространяются и на обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 195-О указано, что положения п. 7 Порядка уплаты страховых взносов, аналогичные положениям, признанным не соответствующими Конституции РФ, подлежат отмене в установленном порядке. Эти положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Таким образом, положения Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, касающиеся финансовых санкций, являются незаконными и не могут применяться, что специально отмечено в письме ПФР от 27 января 2000 г. N КА-09-27/657.

К Закону N 38-ФЗ можно предъявить и другие претензии. Например, он требует регистрации родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера в качестве плательщика в ПФР в течение 30 дней со дня их государственной регистрации, в то время как действующим законодательством государственная регистрация названных общин не предусмотрена. Значительно усложнят деятельность юридических лиц положения, обязывающие сообщать в органы Пенсионного фонда РФ различные сведения о деятельности, которая не оказывает влияния на порядок уплаты страховых взносов.

Принят Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве". С его вступлением в силу связано введение в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в котором указано, что средства на осуществление этого вида страхования формируются за счет взносов юридических и физических лиц, выступающих в качестве работодателей. Страховые взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа, дифференцированного по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975.

Страховой тариф, установленный Законом N 10-ФЗ, представляет собой определенный процент к начисленной по всем основаниям сумме работающим по трудовому договору, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. Страховой тариф колеблется от 0,2% в I классе (наука, культура, образование) до 10,7% в XIV классе (подземная добыча угля). На практике большие нарекания вызывает порядок отнесения предприятий к классам профессионального риска. Так, производители программного обеспечения отнесены к XI разряду (машиностроение и металлообработка, черная металлургия) в связи с тем, что занимаются записью программных продуктов на компактные диски. С введением Закона N 10-ФЗ осуществляется переход от системы социальной защиты работников, основанной на принципах прямого индивидуального возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников, к системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подводя итоги, отметим, что среди направлений развития налогового законодательства приоритетными являются снижение и более справедливое распределение налогового бремени и усиление налогового контроля.


С.М.Авдиевич,

юрист НПП "Гарант-Сервис"



Изменения в законодательстве о налогах и сборах


Автор


С.М.Авдиевич - юрист НПП "Гарант-Сервис"


Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 2000, N 4



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.