Количество, переходящее в качество (В.А. Белов, "Законодательство", N 4, апрель 2000 г.)

Количество, переходящее в качество


Настоящий обзор представляет собой попытку обобщить важнейшие нормы современного российского гражданского законодательства, предусматривающие зависимость прав и обязанностей участников хозяйственных обществ от количества принадлежащих им акций.


Правовое положение участников акционерного общества,
располагающих не менее чем 1% акций


1. Пункт 5 ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(1) (далее - Закон об АО) устанавливает, что "общество или акционер (акционеры), владеющий в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации или управляющему о возмещении убытков, причиненных обществу" (выделено мной. - В.Б.), если такие убытки причинены виновными действиями ответчика.

2.Согласно абз. 5 ч. 11 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(2) (далее - Закон о рынке ценных бумаг), держатель реестра владельцев ценных бумаг обязан "предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг" (выделено мной. - В.Б.).


Правовое положение участников акционерного общества,
располагающих не менее чем 2% акций


1. Пункт 1 ст. 53 Закона об АО предусматривает право акционеров (акционера) общества, являющихся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, в срок не позднее 30 дней после окончания финансового года общества*(3), внести не более двух предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизора) общества, число которых не может превышать количественного состава этого органа.

2. Второе упоминание о 2-процентной норме содержится в п. 3 ст. 83 Закона об АО. Здесь перечисляются случаи, когда решение о заключении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность кого-либо из акционеров, должно быть принято общим собранием акционеров, которые не заинтересованы в сделке и являются владельцами голосующих акций. Одним из таких случаев является совершение одной или нескольких взаимосвязанных между собой сделок по размещению голосующих акций общества или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в количестве, превышающем 2% ранее размещенных обществом голосующих акций.

3. Частью 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"*(4) (далее Закон о приватизации) предусмотрено, что в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации с первоначальным закреплением всех 100% акций в государственной собственности, с момента отчуждения 2% и более акций общества от 100% акций, ранее закрепленных в государственной или муниципальной собственности, должно созываться, проводиться и принимать решения общее собрание акционеров, причем все это должно происходить по общим правилам, предусмотренным Законом об АО.


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 5% уставного капитала


1.Пункты "г" и "е" ч. 1 ст. 22 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрели в числе данных об эмитенте, указываемых в проспекте эмиссии, информацию о лицах, "владеющих не менее чем 5% уставного капитала эмитента" и лицах, "в которых эмитент обладает более чем 5% уставного капитала" (выделено мной.- В.Б.).

2. Частью 8 ст. 11 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 359-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР"*(5) (далее Закон о банках) и ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(6) (далее Закон о Центробанке), в частности, предусмотрено, что "приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России" (выделено мной. - В.Б.).

Законодатель не разъясняет, кто именно должен уведомить Центробанк. Полагаем, что бремя данного уведомления лежит на приобретателе акций, ибо только ему достоверно известно, какое количество акций находится в его собственности. Не объясняется также, что подразумевается под "приобретением". Поскольку прямо не указано иное, видимо, данный термин следует понимать в самом широком значении получение акций в собственность как в результате сделки, так и полного правопреемства (реорганизации или наследования).


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 10% капитала


Этот показатель распространен еще шире, чем предыдущий, 5-процентный. Прежде всего с ним связываются особые права и обязанности акционеров.

1. Так, абз. 2 п. 5 ст. 103 ГК РФ устанавливает право акционера (акционеров), совокупная доля которых в уставном капитале*(7) составляет 10% или более, во всякое время потребовать проведения независимой аудиторской проверки деятельности общества. Это право распространяется на акционеров любого общества, в том числе не обязанного публично отчитываться.

2. Абзац 1 п. 4 ст. 51 Закона об АО закрепляет право лиц, зарегистрированных в реестре акционеров общества и обладающих не менее чем 10% голосов, на общем собрании акционеров потребовать от общества для ознакомления список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании. Обращаем внимание на то, что здесь идет речь о праве не акционеров, а лиц, зарегистрированных в реестре, т. е. о правах и акционеров, и номинальных держателей акций.

3. Абзац 1 п. 1 ст. 55 Закона об АО провозглашает право акционера (акционеров), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества, потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Кроме них таким правом обладают совет директоров, ревизионная комиссия (ревизор) и аудитор общества.

4. В пункте 3 ст. 85 Закона об АО говорится о праве акционера (акционеров), владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества, во всякое время потребовать проведения проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества.

5. Статьей 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(8) (далее Закон об ООО) участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества, наделены правом требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

6. Пункт 4 ст. 7 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(9) установил, что "лицо или группа лиц, которые в результате приобретения на рынке акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии либо в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) приобретают более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии, обязаны уведомить об этом, а также обо всех случаях изменения принадлежащего им количества голосов соответствующий орган регулирования естественной монополии в 30-дневный срок со дня приобретения (изменения)" (выделено мной. - В.Б.).

Такая же обязанность возложена и на субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли).

7. Абзацем 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(10) (далее Закон об иностранных инвестициях) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества, отнесено к числу так называемых прямых иностранных инвестиций. Жаль только, что законодатель не пояснил, какое правовое значение он придает этому понятию.

8. Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, если иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ею реинвестирования пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях (п. 5 ст. 4 данного акта).


Правовое положение лиц, располагающих не менее чем 15% акций


Абзац 2 ч. 13 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг требует от профессионального участника фондового рынка, произведшего разовую операцию с ценными бумагами одного типа одного эмитента в количестве не менее 15% от их общего числа, в течение пяти дней после такой операции уведомить о ней Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или ее уполномоченный орган ("осуществить раскрытие информации").


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 20% уставного капитала


На этом рубеже устанавливается ряд норм антимонопольного законодательства, определяются некоторые термины и порядок распределения акций при приватизации госпредприятий.

1. В статье 106 ГК РФ вводится термин "зависимое хозяйственное общество", под которым подразумевается хозяйственное общество, в котором другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества (АО) или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Последствия признания общества зависимым менее значительны, чем последствия признания его преобладающим. Хозяйственное общество, которое приобрело более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО, т. е. ставшее преобладающим, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах. Пункт 4 ст. 6 Закона об АО в вопросе определения порядка публикации отсылает к актам Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку*(11) и федеральных антимонопольных органов. Согласно же п. 4 ст. 6 Закона об ООО, аналогичные сведения об ООО, обретших статус преобладающих, должны публиковаться в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

2. Статья 81 Закона об АО и ст. 45 Закона об ООО посредством 20-процентной нормы определяет термин "заинтересованные лица". "Лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, признаются (в частности. - В.Б.) член совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества, акционер (акционеры), владеющий совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20% или более голосующих акций общества, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также все их аффилированные лица_ владеют 20% или более голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника" (выделено мной. - В.Б.).

3. Пункт 1 ст. 18 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(12) установил, что приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей) (кроме приобретения акций учредителями хозяйственного общества при его образовании), может быть осуществлено только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Идентичное предписание установлено ст. 16 и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(13).

4. Аналогичная норма, сформулированная применительно к кредитным организациям, помещена в ч. 8, 9 ст. 11 Закона о банках и ст. 60 Закона о Центробанке. Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% акций кредитной организации требует предварительного согласия Банка России.

5. Принадлежность кому бы то ни было 20% и более уставного капитала настолько настораживает законодателя, что он посчитал необходимым урегулировать процесс информирования "общественности" о всяких событиях, происходящих с такими лицами. В абзаце 2 ч. 3 ст. 23 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что лицо, которое хотя бы однажды имело несчастье зарегистрировать проспект эмиссии своих ценных бумаг, до самой своей "смерти" будет обязано раскрывать "информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности" в форме "сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента". Таковыми фактами признаются, в частности:

а) изменения в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20% указанного капитала;

б) изменения в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20% и более уставного капитала эмитента;

в) изменения в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20% и более уставного капитала.

Кроме того, указанные сведения должны содержаться в ежеквартальном отчете эмитента по ценным бумагам (абз. 2, 3 п. 1 ч. 5 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг), а также должны "раскрываться" владельцем соответствующих ценных бумаг (ч. 9 ст. 30 того же закона). Иными словами, если вступил во владение 20% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, увеличил (или уменьшил) свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг, отчитывайся! Обязанность раскрытия такой информации лежит и на профессиональных участниках фондового рынка (ч. 11 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 25% уставного капитала


1. Пункт 1 ст. 102 ГК РФ предусматривает, что доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала всякого акционерного общества не должна превышать 25%. Ему вторит п. 2 ст. 25 Закона об АО: "Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества" (выделено мной. - В.Б.). Смысл этого ограничения в том, чтобы акционерное общество не могло, выпустив голосующие акции в количестве, равном числу учредителей и администрации, превратить всех других акционеров в обыкновенных вкладчиков общества, отстраненных от управления делами. Чем бы такое "акционерное" общество отличалось от коммандитного товарищества?

2. Пункт 1 ст. 78 Закона об АО продолжает антимонопольную тему, вводя понятие "крупные сделки". Таковыми являются одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций (но менее 50%). Согласно п. 17 ч. 2 ст. 65 Закона об АО, принятие решения о совершении таких сделок составляет исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества.

3. Закон об АО связывает 25-процентный критерий и с требованиями законодательства о приватизации. Пункт 4 ст. 28 Закона об АО, отступая от собственного же принципа "не трогать приватизацию", провозглашает: "Увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25% голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования" (выделено мной. - В.Б.).

4. Эмитенты ценных бумаг должны помнить, что они обязаны сообщить в органы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг о факте приобретения одним лицом более 25% эмиссионных ценных бумаг одного эмитента и одного вида (абз. 9 ч. 6 ст. 23, абз. 4 ч. 7 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг).

5. Закон о приватизации (ч. 5 п. 3 ст. 6) органу, управляющему государственным имуществом и осуществляющему права государства как акционера, которому принадлежит более 25% акций АО, предоставляет право давать или не давать обязательное для исполнительного органа АО согласие на отчуждение акций, внесенных в уставный капитал АО, а равно на совершение сделок, влекущих возможность отчуждения этих акций или передачи их в доверительное управление. Совершенная без такого согласия сделка может быть признана ничтожной.

6. Ряд особенностей в правовом положении акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, "рушится" тогда, когда доля государства или муниципального образования в капитале АО составляет не более 25% от общего количества акций (см. ч. 6 п. 3 ст. 6 Закона о приватизации).

7. Согласно п. 1 ст. 9 Закона о приватизации, юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, не могут быть покупателями приватизируемого имущества.

8. Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 25% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, пользуется правом на семилетний иммунитет на случай введения в действие нормативных актов, увеличивающих совокупную налоговую нагрузку на данную организацию (п. 1 и 2 ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 30% уставного капитала


1. Абзац 2 п. 3 ст. 58 Закона об АО, устанавливая процедуру проведения нового общего собрания акционеров, созванного взамен несостоявшегося, предусматривает, что таковое правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности не менее чем 30% размещенных голосующих акций общества. А уставом общества с числом акционеров более 500 тыс. может быть предусмотрен и меньший кворум для проведения общего собрания акционеров взамен несостоявшегося.

2. Пункты 1, 2, 5-7 ст. 80 Закона об АО снова возвращают нас к антитрестовскому законодательству. Лицо, имеющее намерение самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) приобрести 30% или более размещенных обыкновенных акций общества с числом акционеров владельцев обыкновенных акций более 1000 с учетом количества принадлежащих ему акций, обязано не позднее чем за 30 дней до даты приобретения акций направить обществу письменное заявление о намерении приобрести указанные акции. После же приобретения этих акций в течение 30 дней с даты приобретения оно (они) обязано (обязаны) предложить всем иным акционерам продать ему (им) принадлежащие этим акционерам обыкновенные акции общества. Уставом общества или решением общего собрания акционеров может быть предусмотрено освобождение от указанной обязанности.


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 50% уставного капитала


1. Абзац 1 п. 1 ст. 34 Закона об АО и п. 1 ст. 16 Закона об ООО устанавливают, что уставный капитал создаваемого общества должен быть полностью оплачен в течение срока, определенного уставом (учредительным договором) общества и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. Но при этом не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту его регистрации (абз. 1 п. 1 ст. 34 Закона об АО и п. 2 ст. 16 Закона об ООО).

В свете этих предписаний продолжает действовать до настоящего момента п. 1 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482*(14). Им установлено, что для государственной регистрации предприятия необходимо представить, в частности, документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей.

2. С присутствием на общем собрании более чем 50% акционеров всякого АО п. 1 ст. 58 Закона об АО связывает понятие правомочности (кворума) собрания. Иными словами, высший орган акционерного общества общее собрание акционеров только тогда правомочно принимать решения, когда на момент окончания регистрации для участия в общем собрании акционеров зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Если кворума нет, необходимо объявить о времени и месте созыва нового общего собрания, которое будет правомочно в случае присутствия значительно меньшего числа акционеров 30% от общего числа обладателей голосующих акций.

3. Согласно п. 1 ст. 840 ГК РФ, "возврат вкладов граждан банком, в уставном капитале которого более 50% акций или долей участия имеют Российская Федерация и (или) субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования... гарантируется их субсидиарной ответственностью по требованиям вкладчика к банку" (выделено мной. - В.Б.) в порядке, предусмотренном ст. 399 ГК РФ.

Следует иметь в виду, что предписание ч. 4 ст. 36 Закона о банках, напоминающее процитированную норму ГК РФ, тем не менее Гражданскому кодексу не соответствует и не должно применяться. Приведем его текст: "Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами". Получается, что в ГК РФ идет речь о 50% любых акций банка, в Законе о банках о 50% голосующих.

4. Частью 3 ст. 43 Закона о банках предусмотрено, что, "если банк имеет в собственности более 50% голосующих акций (долей) другого банка, он представляет в Банк России в форме, в порядке и в сроки, которые устанавливаются Банком России, консолидированную отчетность о своей деятельности и деятельности дочерних банков, включающую в себя консолидированный бухгалтерский баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках" (выделено мной. - В.Б.). Банки, являющиеся собственниками более 50% голосующих акций других банков, считаются по отношению к ним банками "материнскими", а последние по отношению к первым банками "дочерними". Данная статья разъясняет (правда, только применительно к банкам) частный случай положения п. 1 ст. 105 ГК РФ и п. 2 ст. 6 Закона об АО, которые устанавливают, что дочерними признаются хозяйственные общества в случае, если другое общество (товарищество) имеет возможность определять его решения в силу, в частности, "преобладающего участия в его уставном капитале".

5. Статьей 3 Закона о банках предусмотрено, что "на период до 1 января 1996 года филиалы иностранных банков, а также кредитные организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 50%, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций по состоянию на 1 января 1995 года, осуществляют банковские операции только с физическими и юридическими лицами нерезидентами" (выделено мной. - В.Б.). Видимо, чтобы "иностранцы" не сманивали российских клиентов, их операции ограничили только обслуживанием нерезидентов.


Правовое положение участников общества, располагающих
не менее чем 75% уставного капитала


Пункт 5 ст. 1 Закона об АО частично изымает из своей компетенции акционерные общества, созданные при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности создания и функционирования таковых определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации этих предприятий. Главные из них это упоминавшийся Закон о приватизации, а также Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535*(15). Существует и множество других документов, но непосредственно особенностей создания акционерных обществ в процессе приватизации касается, пожалуй, только Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 66*(16).

Как долго акционерные общества, созданные при приватизации, будут пользоваться своим "постприватизационным" статусом? Сколь долго будут распространяться на них упомянутые особенности? Пункт 5 ст. 1 Закона об АО однозначно устанавливает, что это время ограничивается, с одной стороны, моментом принятия решения о приватизации, а с другой моментом отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Подчеркиваем, что речь идет о 75% акций, принадлежащих государству (муниципальному образованию), а не 75% от общего их числа, всего уставного капитала общества. Так, если в государственной собственности был закреплен, например, 51-процентный пакет акций общества, то законодательство о приватизации будет "покровительствовать" этому обществу до тех пор, пока государство не реализует 75% от принадлежащего ему пакета (38,25% от общего количества) акций.


Правовое положение акционерного общества, номинальная
стоимость акций которого, находящихся в обращении,
составляет менее 90% от уставного капитала


Абзац 2 п. 2 ст. 72 Закона об АО ограничивает право совета директоров (наблюдательного совета) общества принимать решение о приобретении обществом акций. Совет директоров не вправе принять таковое, если номинальная стоимость акций общества, находящихся в обращении, составляет менее 90% от уставного капитала общества. Фактически получается, что Закон об АО ограничил возможность совета директоров приобретать акции по его решению может быть приобретено лишь определенное их количество, не более 10% от уставного капитала, и только тогда, когда в момент принятия такого решения в обращении находятся все акции общества.

В остальных случаях решение о приобретении обществом собственных акций может быть принято, по-видимому, лишь общим собранием акционеров.


Юридическое значение стопроцентного пакета акций


1. Акционерное общество, созданное в процессе приватизации с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности, находится в весьма специфическом правовом положении, определяемом специальным законодательством (см. ст. 6, 20 Закона о приватизации).

2. Абзац 1 ч. 13 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, который произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100% от общего количества указанных ценных бумаг, обязан "раскрыть информацию" о совершенных операциях, представив все необходимые сведения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.


В.А. Белов,

Кандидат юрид. наук, доцент кафедры

гражданского права юридического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова


-------------------------------------------------------------------------

*(1) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672.

Ряд особенностей правового положения характерен для так называемых народных предприятий и их акционеров, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611).

Однако поскольку само ключевое понятие народного предприятия как специфической организационно-правовой формы коммерческой организации, на котором, собственно, и построен названный закон N 115-ФЗ, противоречит ГК РФ, то, руководствуясь ст. 3 указанного Кодекса, мы не считаем содержащиеся в законе N 115-ФЗ нормы входящими в систему гражданского законодательства и, следовательно, не можем рассматривать их как подлежащие применению. По этой причине нормы данного закона нами в настоящем обзоре не рассматриваются.

Об особенностях данной организационно-правовой формы, отличающих народные предприятия от акционерных обществ, см.: Ломакин Д.В.Что такое народное предприятие? // Законодательство. 1998. N 11. С. 4749.

*(2) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472.

*(3) Уставом общества может быть установлен и более поздний срок.

*(4) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3595; 1999. N 26. Ст. 3173.

*(5) Там же. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470.

*(6) Там же. 1995. N 18. Ст. 1593; N 31. Ст. 2991; 1996. N 2. Ст. 55; 1998. N 10. Ст. 1147.

*(7) Речь идет о владельцах акций любых категорий как обыкновенных (голосующих), так и привилегированных (как правило, не являющихся голосующими).

*(8) СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; N 28. Ст. 3261; 1999. N 1. Ст. 2.

*(9) Там же. 1995. N 34. Ст. 3426.

*(10) Там же. 1999. N 28. Ст. 3493.

*(11) См.: Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 14 мая 1996 г. N 10 "О порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества" // Вестник ФКЦБ РФ. 1996. N 3.

*(12) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 16. Ст. 499; 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066.

*(13) СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3174. Акт вступит в силу 28 декабря 1999 г.

*(14) СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1194.

*(15) СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478; 1997. N 14. Ст. 1607; 1999. N 5. Ст. 651.

*(16) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 7. Ст. 312; СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3537.



Количество, переходящее в качество


Автор


В.А. Белов - кандидат юрид. наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.