Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ (Д.В. Ломакин, "Законодательство", N 4, апрель 2000 г.)

Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации
акционерных обществ


Действующее гражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться. В цивилистической доктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства. В результате реорганизации может быть прекращена деятельность реорганизуемого юридического лица, что характерно для процесса ликвидации, однако наличие у реорганизуемого лица правопреемника является тем необходимым и достаточным признаком, который позволяет разграничить эти две процедуры.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) в п.2 ст.15 и Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 57 выделяют следующие формы реорганизации акционерных обществ: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Следует отметить, что такой подход к определению форм реорганизации юридических лиц не является единственно возможным, о чем наглядно свидетельствует законодательство зарубежных стран.

Так, в книге 4 Акционерного закона ФРГ подробно описывается процедура слияния акционерных обществ, которая может происходить посредством передачи имущества одного общества другому обществу в обмен на предоставление акций последнего (слияние посредством принятия), а также посредством создания нового акционерного общества путем передачи ему имущества объединяющихся обществ взамен предоставления акций этого нового субъекта права (слияние посредством создания нового общества). Первый способ слияния, следуя терминологии нашего законодателя, следует именовать присоединением, а второй слиянием в собственном смысле этого слова.

Помимо слияния немецкий акционерный закон детально регулирует порядок передачи акционерными обществами своего имущества таким особым субъектам права, как федерация, земля и т.д., а также процесс преобразования акционерных обществ в иные организационно-правовые формы юридических лиц*(1).

Французский закон "О торговых товариществах" выделяет иные формы реорганизации: фузия, фузия-разделение и разделение. Термин "фузия" синоним и "присоединения", и "слияния". Что же касается "фузии-разделения", то это понятие применяется для обозначения внесения имущества акционерного общества в существующие торговые товарищества либо для характеристики процедуры совместного участия товариществ в создании новых юридических лиц*(2).

Достаточно подробное нормативно-правовое регулирование реорганизации акционерных обществ появилось относительно недавно. С момента зарождения таких обществ, определяемого началом XVII в., до появления в законодательствах развитых стран первых упоминаний о реорганизации прошло более двухсот лет*(3).

Страны участницы Европейского Союза стремились к унификации своих национальных акционерных законодательств, вследствие чего к настоящему времени принят ряд директив, регулирующих реорганизацию акционерных обществ. Так, Третья директива (78/855/EWG) от 9 октября 1978 г. регулирует вопросы слияния акционерных обществ. Процедура разделения акционерных обществ предусматривается Шестой директивой (82/891/EWG) от 17 декабря 1982 г.*(4).

Отечественное законодательство о реорганизации акционерных обществ находится в стадии становления. Это утверждение справедливо для правового регулирования как процесса реорганизации в целом, так и для отдельных его этапов, одним из которых является размещение акций.

Способы размещения акций при реорганизации перечислены в п. 1.3 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных постановлением ФКЦБ РФ от 12 февраля 1997 г. N 8 (в редакции постановления ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 48) (далее Стандарты)*(5). Один из них, а именно конвертация, предусматривается также Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 47*(6), однако процедура конвертации акций при реорганизации отличается существенными особенностями.

Конвертация как один из способов размещения акций применяется в рамках следующих форм реорганизации: присоединения, слияния, выделения и разделения. Процедура конвертации заключается в обмене корпоративных ценных бумаг определенной категории одного акционерного общества на корпоративные ценные бумаги той же категории другого акционерного общества. Если категории ценных бумаг не совпадают, то процедура конвертации становится невозможной. Так, запрещается конвертация акций реорганизуемого акционерного общества в облигации и конвертация облигаций реорганизуемой коммерческой организации в акции (п.1.5 Стандартов). Напротив, правомерной является конвертация в акции акционерного общества акций присоединенного к нему акционерного общества или конвертация в акции акционерного общества, созданного в результате слияния, выделения, разделения акций акционерного общества, реорганизованного путем такого слияния, выделения, разделения.

Близким по значению к понятию конвертации является понятие обмена как способа размещения акций. Как уже отмечалось, сама процедура конвертации заключается в обмене акций, однако термин "обмен" применяется Стандартами для обозначения самостоятельного способа размещения акций. Он может быть использован в случае размещения акций при всех формах реорганизации, в том числе в случае преобразования. В процедуре обмена, в отличие от конвертации, участвуют разнородные объекты. Например, акции акционерного общества могут обмениваться на доли участников присоединенного к нему товарищества или на паи членов преобразуемого в него кооператива и т.д. Из этого общего правила есть одно исключение, касающееся процедуры обмена на акции акционерного общества акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие), которое, однако, только подтверждает его, поскольку акции так называемых народных предприятий имеют существенную специфику по сравнению с классическими одноименными ценными бумагами*(7).

Размещение дополнительных акций при реорганизации возможно также путем их приобретения. Этот способ встречается достаточно редко, и его использование допускается в следующих случаях. Во-первых, коммерческая организация, реорганизуемая путем выделения, и (или) ее участники могут приобрести акции акционерного общества, созданного путем выделения. Во-вторых, разрешается приобретение акций акционерного общества, созданного путем преобразования. Стандарты выделяют три вида преобразования, в рамках которых допустимо приобретение акций.

В случае преобразования в акционерное общество государственного (муниципального) предприятия и его подразделений приобретателем акций могут выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Речь в данном случае идет обо всех случаях преобразования государственных и муниципальных предприятий, а не только о тех, которые осуществляются в процессе приватизации.

Приобретателем акций акционерного общества при преобразовании в него индивидуального (семейного) частного предприятия, предприятия, созданного хозяйственным товариществом и обществом, общественной и религиозной организацией, объединением, благотворительным фондом другого предприятия, не находящегося в государственной и муниципальной собственности, основанного на праве полного хозяйственного ведения, является собственник этого предприятия. Подобная разновидность преобразования касается субъектов права, исчезающих из современного гражданского оборота. Они создавались до введения в действие главы 4 части первой Гражданского кодекса РФ. Образование индивидуальных (семейных) частных предприятий было предусмотрено ст. 8 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (с изм.)*(8). Что касается иных предприятий, перечисленных выше, то они образовывались собственниками-учредителями, как правило, в целях осуществления предпринимательской деятельности для выполнения уставных задач создающих их юридических лиц. Учредители, а именно общественные организации, благотворительные или общественные фонды, религиозные организации обычно наделяли создаваемые ими предприятия правом полного хозяйственного ведения на передаваемое имущество, которое мало чем отличалось от права собственности (ч.2 п.1 ст.17, п.2 ст.18, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 5 закона "О собственности в РСФСР")*(9). Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указанные предприятия подлежали преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы до 1 июля 1999 г. либо ликвидации.

Наконец, приобрести акции могут работники коммерческой организации и иные лица в случае преобразования этой организации в акционерное общество работников (народное предприятие).

Процесс размещения акций при реорганизации будет зависеть не только от способа их размещения, но и от выбора формы реорганизации. Первым этапом, характерным для всех форм, является вынесение общим собранием акционеров решения о реорганизации. Оно принимается по предложению совета директоров квалифицированным в три четверти большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 3, 4 ст. 49 Закона об АО). В ряде случаев это решение является основным актом, определяющим порядок и условия размещения акций, выпускаемых при реорганизации акционерных обществ. Такое положение характерно для реорганизации в форме разделения, выделения и в большинстве случаев преобразования. Именно на основании решения общего собрания акционеров реорганизуемого общества о разделении, выделении или преобразовании готовится такой документ, как решение о выпуске ценных бумаг создаваемого или продолжающего существовать при реорганизации акционерного общества.

Если реорганизация проводится в форме слияния или присоединения, то порядок и условия размещения акций устанавливаются договорами о слиянии или присоединении и закрепляются в решении о выпуске ценных бумаг. Необходимые условия указанных договоров определены в п. 2 Указа Президента РФ "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" от 18 августа 1996 г. N 1210 (в редакции Указа от 9 августа 1999 г. N 1022)*(10).

В дополнение к названным актам, на основании которых советом директоров утверждается решение о выпуске ценных бумаг, следует назвать решение об увеличении уставного капитала акционерного общества, к которому осуществляется присоединение юридического лица, а также договор о создании акционерного общества работников при преобразовании в него коммерческой организации. Этот договор должен содержать сведения, указанные в п. 5 ст. 9 Закона об АО и в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(11).

Принятие решения о реорганизации влечет за собой возникновение организационных обязательств информационного характера между реорганизуемой организацией и ее кредиторами. Реорганизуемое юридическое лицо обязано письменно уведомить своих кредиторов о факте реорганизации. Для юридических лиц отдельных организационно-правовых форм процедура уведомления кредиторов детально регламентирована в специальных законах*(12).

У кредиторов юридического лица в связи с реорганизацией последнего возникает право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Очевидно, что неисполнение юридическим лицом обязанности проинформировать кредиторов о готовящихся изменениях является нарушением законодательства. Возникает вопрос о правовых последствиях неуведомления кредиторов для процедуры преобразования в целом и для процесса выпуска дополнительных акций в частности. По мнению В.В. Долинской, в данном случае к решению о реорганизации следует применять по аналогии нормы, регулирующие признание сделки недействительной*(13).

Представляется, что действующее корпоративное законодательство не дает оснований для выводов такого рода. Ведь принятие решения о реорганизации не обусловливается уведомлением об этом кредиторов. То же самое можно сказать и о заключаемых в процессе реорганизации договорах, таких, например, как договор о слиянии или присоединении. Названные юридические акты наряду с процедурой уведомления кредиторов являются самостоятельными этапами процесса реорганизации, поэтому нарушения, допущенные на одном из этапов, могут повлечь за собой неблагоприятные последствия лишь для результатов процесса реорганизации в целом, а не для его отдельных элементов.

Для подтверждения сказанного можно сослаться на п. 5 ст. 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), согласно которому государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов. Следовательно, нарушение требования об уведомлении кредиторов является основанием для отказа в государственной регистрации образуемых в ходе реорганизации юридических лиц или во внесении записей о прекращении деятельности реорганизованных организаций. Проведение государственной регистрации, несмотря на неисполнение реорганизуемым юридическим лицом обязанности проинформировать кредиторов, на первый взгляд может рассматриваться в качестве основания для ликвидации созданных юридических лиц (абз. 1 п. 2 ст. 61 ГК РФ). Однако в соответствии с указанной нормой нарушения законов или иных правовых актов, допущенные при создании юридического лица, могут рассматриваться как основания ликвидации только в том случае, если они носят неустранимый характер. Нарушение положения закона об уведомлении кредиторов вряд ли можно отнести к разряду неустранимых, поскольку свои требования о прекращении или досрочном исполнении обязательств кредиторы реорганизуемого юридического лица могут предъявить к его правопреемникам. Если правопреемника реорганизованного лица определить невозможно, то вновь возникшие юридические лица выступают в качестве солидарных должников по обязательствам реорганизованного лица перед его кредиторами (п. 3 ст. 60 ГК РФ).

Предъявление кредиторами своих требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств может повлечь за собой невозможность удовлетворения этих требований реорганизуемым юридическим лицом. Если речь идет о денежных обязательствах, то невозможность их исполнения при наличии ряда условий*(14), по мнению некоторых цивилистов*(15), является основанием для применения ст. 65 ГК РФ. Такой вывод представляется верным только в том случае, если денежные обязательства не могут быть исполнены реорганизованным юридическим лицом. До момента окончания реорганизации, определенного в п. 4 ст. 57 ГК РФ, реорганизуемое юридическое лицо не может быть признано банкротом, а невозможность досрочного исполнения обязательств перед кредиторами должна рассматриваться в качестве основания для отказа в государственной регистрации создаваемых юридических лиц или внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Такой вывод обусловлен целью права требования досрочного исполнения обязательств кредиторами реорганизуемого юридического лица, призванного служить защите их интересов. Если реорганизация не завершается и не влечет передачи прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства, то отпадают и основания, повлекшие возникновение указанных требований кредиторов.

Завершение реорганизации может оказаться невозможным не только из-за невозможности удовлетворить требования кредиторов, но и вследствие ряда публично-правовых ограничений, установленных антимонопольным законодательством*(16).

Завершение процесса реорганизации имеет определяющее значение для размещения акций. Так, при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования акции размещаются в момент государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Что касается присоединения, то размещение акций происходит в момент внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Согласно п. 6. 7 Стандартов, при реорганизации коммерческой организации путем разделения или выделения, при которых ценные бумаги размещаются путем конвертации (обмена), должны быть соблюдены следующие условия:

а) каждый акционер реорганизуемого акционерного общества должен получить целое число акций каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения или выделения, предоставляющих такие же права, что и принадлежащие ему акции в реорганизованном акционерном обществе. Число полученных акций должно быть пропорционально числу принадлежащих ему акций;

б) каждому участнику реорганизуемого товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, члену реорганизуемого кооператива должно быть предоставлено целое число акций одинаковых категорий (типов) каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения или выделения, пропорциональное размерам принадлежащих им долей (паев) в реорганизуемой коммерческой организации.

При реорганизации путем слияния, присоединения и преобразования участникам одного реорганизуемого товарищества, одного реорганизуемого общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, акционерам владельцам акций одной категории (типа) одного реорганизуемого акционерного общества, членам одного реорганизуемого кооператива, участвующим в такой реорганизации, акции должны предоставляться на одинаковых условиях.

По общему правилу дополнительные взносы и иные платежи за ценные бумаги, размещаемые при реорганизации коммерческих организаций, не допускаются. Исключением из него является возмездное приобретение акций при преобразовании в акционерное общество работников (народное предприятие). Так, работник преобразуемой коммерческой организации, не имеющий достаточного количества акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации для обмена на акции народного предприятия, обязан оплатить не менее 50% стоимости того количества акций народного предприятия, которое должно ему принадлежать в момент создания народного предприятия (п. 4 ст. 4 закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(17).

Общий запрет на дополнительные взносы за размещаемые при реорганизации акции не означает, что формирование уставного капитала образуемых при реорганизации акционерных обществ в большем размере, чем это обусловлено величиной уставного капитала реорганизуемых коммерческих организаций, невозможно. Так, уставный капитал акционерного общества, созданного в результате слияния или присоединения, может быть больше суммы уставных капиталов (складочных капиталов, паевых фондов) коммерческих организаций, участвующих в такой реорганизации, а уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, может быть больше уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда) преобразованной коммерческой организации. То же можно сказать и о сумме уставных капиталов акционерных обществ, созданных в результате разделения, которая может быть больше уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда) коммерческой организации, реорганизованной путем такого разделения.

Указанное превышение уставного капитала возможно только за счет строго определенных источников, перечисленных в п.1.6 Стандартов. Этими источниками являются*(18):

а) средства, полученные участвующими в реорганизации юридическими лицами от продажи своих ценных бумаг сверх их номинальной стоимости (эмиссионного дохода);

б) остатки фондов специального назначения (фонда накопления, фонда потребления, фонда социальной сферы) участвующих в реорганизации юридических лиц по итогам предыдущего года;

в) нераспределенная прибыль участвующих в реорганизации юридических лиц;

г) средства от переоценки основных фондов участвующих в реорганизации юридических лиц.

По итогам размещения акций составляется отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Процедура его регистрации несколько отличается от порядка, установленного Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии. Отличие заключается в том, что регистрация отчета по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг. Исключением является случай реорганизации в форме присоединения. Здесь отчет должен быть зарегистрирован не позднее 30 дней с момента внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединяемой коммерческой организации.


Д.В. Ломакин,

кандидат юрид. наук, ассистент кафедры гражданского

права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Германское право. Часть II. М., 1996. С. 293322.

*(2) Более подробно об этом см.: Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 135136.

*(3) Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг., 1914. С. 21.

*(4) См.: Найе Х.В. Европейское право торговых обществ//Основы немецкого торгового и хозяйственного права. М., 1995. С. 5153.

*(5) Вестник ФКЦБ России. 1998. N 10.

*(6) Там же.

*(7) См., напр.: Ломакин Д.В. Что такое народное предприятие? // Законодательство. 1998. N 11.

*(8) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 30. Ст.418.

*(9) Там же. Ст.416.

*(10) СЗ РФ. 1996. N 35. Ст.4142.

*(11) См. : СЗ РФ. 1998. N 30. Ст.3611.

*(12) См. : п. 5 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст.51 Закона об ООО.

*(13) Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С. 256.

*(14) См., напр. : п. 2, 3 ст. 3, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 8 октября 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.222.

*(15) См. : Долинская В.В. Указ. соч. С. 256.

*(16) См. : ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции от 2 января 2000 г. N 3-ФЗ); Положение о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276.

*(17) Более подробно см.: Круглова Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". М., 1999. С. 69.

*(18) Подробнее о порядке формирования источников оплаты акций см.: Ломакин Д.В. Увеличение уставного капитала акционерного общества // Законодательство. 1999. N 11.



Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ


Автор


Д.В. Ломакин - кандидат юрид. наук, ассистент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 4


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.