Негосударственные пенсионные фонды: современная ситуация (М. Сироткина, "Финансовая газета", N 23, июнь 2000 г.)

Негосударственные пенсионные фонды:современная ситуация



В экономически развитых странах уже давно хорошо развита система негосударственного пенсионного страхования. Механизм работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) отлажен и функционирует, как часы. И одним из основных инструментов, обеспечивающих надежность функционирования таких фондов, является обязательное актуарное оценивание их деятельности.

История негосударственного пенсионного обеспечения в России имела два этапа. Первые пенсионные кассы (так они назывались в то время) появились еще на заре XX века. Второй период в истории негосударственного пенсионного обеспечения начался совсем недавно. Массовое образование НПФ в России пришлось на 1994-1995 гг. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т.д.

Наконец, был принят Федеральный закон от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Одним из положений Закона стало обязательное ежегодное актуарное оценивание НПФ независимым актуарием. Сразу по горячим следам была предпринята первая пробная попытка актуарного оценивания деятельности НПФ. Она выявила серьезные недостатки в деятельности фондов. Чтобы не повторять ошибок прошлого, их надо знать. Поэтому рассмотрим типичные замечания, имевшие место при первом (следовательно, и при втором, так как никаких изменений в деятельность фондов внесено не было) актуарном оценивании.


Правила и схемы


Проводя оценивание, мы столкнулись с парадоксом. Все НПФ используют одинаковые названия пенсионных схем, предлагаемых клиентам: "пожизненные схемы", "схемы срочные", "схемы до исчерпания средств на счете". И если по двум последним типам схем еще есть что-то общее у всех фондов, то понятие "пожизненная схема" практически каждый фонд трактует по-своему. Многие фонды не хотят брать на себя труд заботиться о пожизненном пенсионном обеспечении своих участников. Они просто рассчитывают пенсии исходя из предположения, что человек живет 100 лет. Если кто-то переживет этот пограничный возраст, то по идеологии руководителей многих фондов ему и пенсия не нужна. Многие НПФ наплодили такое количество схем, что даже самому образованному вкладчику придется долго разбираться, прежде чем он сможет выбрать для себя какую-либо из них. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что это все одно и то же, только с мелкими вариациями.


Обязательства


Все НПФ гарантируют вкладчикам минимальный доход по взносам. Но каждый фонд выбирает сам размер этого минимального дохода. Оригинального и здесь мало. Кто-то обещает ставку Сбербанка Российской Федерации, кто-то основывает свои обязательства на ставке рефинансирования Банка России.

Практический опыт НПФ западных стран показал, что брать гарантированные обязательства надо очень осторожно, основываясь на расчете долгосрочных прогнозов экономического развития страны. Сейчас мы уже четко видим, что с каждым годом происходит снижение процентных ставок по вкладам. Для стабильных экономик западных стран приемлемым уровнем доходности считается 5-7% годовых. Российским НПФ, если они рассчитывают работать долго (а ведь по своему содержанию пенсионная программа - это долгосрочный проект), надо ориентироваться на такой же уровень доходности. Многие руководители НПФ считают, что это не привлекательно для их клиентов. Однако не следует забывать, что речь идет о минимальном уровне доходности, на практике Фонд дает такой процент по вкладам, который он заработал, осуществляя свою инвестиционную политику. А самым привлекательным аргументом для вкладчика должна стать надежная и стабильная работа фонда.


Бухгалтерский учет


Еще один сложный момент, с которым нам пришлось столкнуться при проведении актуарного оценивания, - ведение фондами бухгалтерского учета. Специально для НПФ были введены дополнительные счета в План счетов бухгалтерского учета для отражения обязательств по выплате пенсий (это счета 74 и 89). Практически большая часть фондов придерживается этих рекомендаций, хотя есть и исключения. А вот отражение инвестиционной политики каждым фондом происходит по-разному. Часто одно и то же действие - передача активов в управление КУАПФ - отражается по разным счетам учета. Здесь все зависит от опыта и фантазии бухгалтера фонда. В результате наблюдается разнообразие вариантов отражения активов в балансе, что не дает возможности актуариям использовать бухгалтерский баланс как основу для оценки активов фонда.


Использование полученного инвестиционного дохода


Практически все НПФ в своих правилах установили размер инвестиционного дохода, использующегося на ведение уставной деятельности. По Закону N 75-ФЗ тоже установлены такие нормативы. Но не все НПФ соблюдают их. Многим фондам не хватает этих средств на покрытие всех своих расходов. Тогда они прибегают к уловкам, выводя за рамки нормативов налоги, штрафы и другие косвенные расходы.

Хотелось бы также отметить, что НПФ - это некоммерческая организация. Деятельность ее жестко регламентирована статьями сметы, которая утверждается советом фонда. Размер расходных статей должен четко соответствовать размеру планируемых доходов. Многие же фонды сначала расходуют средства, а потом пытаются подогнать свои расходы под полученный в конце года доход. Результатом является нарушение установленных размеров расходования средств, возникновение дефицита и т.д.

В настоящее время от НПФ требуется выполнение следующих условий. Во-первых, все НПФ обязаны привести свои правила в соответствие с требованиями законодательства. Во-вторых, для обеспечения платежеспособности и предоставления гарантий вкладчикам НПФ обязаны к 1 января 2004 г. сформировать страховые резервы. В-третьих, в 2000 г. все НПФ обязаны провести актуарное оценивание своей деятельности.

В самом начале зарождения новой социальной сферы - негосударственного пенсионного обеспечения - существование НПФ в правовом вакууме привело к тому, что проблемы наслаивались друг на друга широкими пластами. Сегодня фонды наводят порядок в своем хозяйстве, пересматривают правила и методики формирования резервов.

Как уже отмечалось, ситуация меняется в лучшую сторону. Среди руководства и сотрудников НПФ становится все больше профессионалов, которых так не хватало в этой области ранее. Да и те руководители, которые всю науку постигали не по учебникам, а путем своих собственных проб и ошибок, сегодня имеют солидный опыт и принимают решения осознанно, а не интуитивно. В этом году все фонды должны изменить свои правила и по этим новым правилам осуществлять свою деятельность. Хочется надеяться, что багаж знаний, имеющийся у руководителей фондов, позволит им устранить имевшиеся недостатки, на которые им указывали актуарии.

Высказав в этой статье замечания по имевшим место недостаткам, нам ни в коей мере не хотелось просто критиковать негосударственные пенсионные фонды. Все они заняты важным и нелегким делом. Но необходимо совершенствовать деятельность НПФ, с тем чтобы они не давали сбоев, так как сбой в работе негосударственного пенсионного фонда - это удар по простым российским гражданам.

В заключение подчеркнем, что опытный актуарий поможет вовремя устранить ошибки и недоработки, пока они не привели к неприятным последствиям.


М. Сироткина,

актуарий консалтинговой группы

"2К Аудит - деловые консультации"


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.