Особый порядок налогообложения, учета и отчетности малых предприятий (В. Мареева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2000 г.)

Особый порядок налогообложения, учета и отчетности
малых предприятий


Федеральным законом от 14.06.95 г. N 88-ФЗ (с изм. от 31.07.98 г.) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) определены основные положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, а также формы и методы государственного стимулирования и регулирования их деятельности. Необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных в ст. 3 данного Закона по предприятию - юридическому лицу. В частности, установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; научно-технической сфере - 60 человек; оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Следует иметь в виду, что к малым могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли (в течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года). Плательщику предоставлено право самостоятельно определить, какой из показателей следует применять - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Этот показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.98 г. N 121.

Одним из существенных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства является предоставление его субъектам льготного режима налогообложения, а также применение упрощенной системы учета и отчетности.


Льготы для малых предприятий


Основная льгота, предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями) и п. 4.4 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями), заключается в освобождении от налога на прибыль в первые два года и снижении ставки налога в последующие два года для малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает соответственно 70 и 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, направленными письмом Минэкономики России и Госкомстата России от 27.07.93 г. N МЮ-636/14-151, 10-0-1/246. Строительные организации и виды строительных работ определяются в соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) и Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 3.10.96 г. N 123.

При определении доли выручки от реализации продукции (работ, услуг) по льготируемым видам деятельности в ее общем объеме необходимо иметь в виду, что в общую сумму выручки не включаются доходы в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации; доходы, полученные от видеопоказа, проката видео- и аудиокассет, а также выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.

Критерии отнесения предприятий к малым (установленные Законом N 88-ФЗ) приняты при налогообложении прибыли субъектов малого предпринимательства. Согласно налоговому законодательству данные критерии определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом (с начала года).

В случае превышения малым предприятием численности работающих (установленной в п. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ) оно теряет право на льготу, предусмотренную действующим законодательством о налогообложении прибыли, на период, в течение которого допущено указанное превышение, нарастающим итогом и, следовательно, в этом периоде у малого предприятия возникает обязанность уплаты налога на прибыль в общеустановленном порядке.

Указанная льгота предоставляется малым предприятиям, имеющим собственную производственную базу. Например, льгота, предоставляемая малым предприятиям, осуществляющим производство и переработку сельскохозяйственной продукции, не распространяется на малые предприятия, осуществляющие только переработку давальческого сырья или производящие сельскохозяйственную продукцию, но передающие ее на переработку на давальческой основе.

Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на суммы дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Действующее законодательство также содержит перечень льгот по налогообложению прибыли предприятий и организаций (включая малые предприятия), направленных на стимулирование производства. В частности, законодательством о налогообложении прибыли предусмотрена инвестиционная льгота для предприятий сферы материального производства при условии направления средств на расширение производственной базы. Кроме того, в целях обеспечения условий для осуществления технического перевооружения и развития новых производств и увеличения производства на основе внедрения новой техники Федеральным законом от 31.03.99 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не более трех лет. Данным законом также установлено, что не являются объектом налогообложения безвозмездно полученные предприятиями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного года с момента получения.


Особый порядок уплаты налога на прибыль


Малые предприятия, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период (следовательно, малым предприятиям дано право не вносить авансовые платежи).

При подготовке ко второму чтению проекта части второй Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрен вопрос о целесообразности сохранения для субъектов малого предпринимательства льготного порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль, предусмотренного Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".


Механизм ускоренной амортизации


В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются суммы амортизационных отчислений, начисленные ускоренным методом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно Закону N 88-ФЗ малым предприятиям предоставлено право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. Данная норма не предусматривает каких-либо ограничений в дополнительном списании амортизационных отчислений (по срокам списания).

В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения налогооблагаемой прибыли.


Применение Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского
учета для субъектов малого предпринимательства


В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.98 г. N 64н и разработанными согласно Закону N 88-ФЗ, субъектам малого предпринимательства при учете доходов и расходов разрешено не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Малое предприятие вправе использовать кассовый метод учета доходов и расходов.

Кассовый метод учета доходов и расходов предполагает, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) может отражаться в бухгалтерском учете в момент фактического поступления от покупателей денежных средств в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на расчетный счет (в кассу) малого предприятия.

В соответствии с указанными Типовыми рекомендациями учет по упрощенной форме малые предприятия осуществляют на основе утвержденного рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, составляемого на основе типового Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56.

Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы, малым предприятиям рекомендуется в соответствии с Типовыми рекомендациями учитывать на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Данный порядок включения затрат на производство продукции (работ, услуг) должен приниматься и для целей налогообложения прибыли.


Применение упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности


Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" определены правовые основы введения и применения такой системы.

Введение с 1 января 1996 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства было вызвано необходимостью облегчить работу налоговых органов, а также упростить действующее налоговое законодательство.

Следует отметить, что переход на данную систему налогообложения, учета и отчетности носит добровольный характер.

Закон предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица освобождаются от уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них такие предприятия могут уплачивать только один налог (единый) с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетной период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Эти организации имеют право на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма такой книги разработана Минфином России и утверждена приказом от 22.02.96 г. N 18.

В соответствии с указанным Федеральным законом на упрощенную систему налогообложения не могут быть переведены организации, занятые производством подакцизной продукции, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса.

Условием для перехода на упрощенную систему налогообложения помимо численности работающих является размер валовой выручки за предыдущий год, который не должен превышать стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. При этом филиалы и подразделения представляют в налоговый орган по месту постановки на учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации (в состав которой они входят).

Объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Если объектом налогообложения организаций является совокупный доход, устанавливаются следующие ставки единого налога от совокупного дохода: в федеральный бюджет - 10%; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20%. Если объектом налогообложения для организаций является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога от суммы валовой выручки: в федеральный бюджет - 3,33%, в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - не более 6,67%.

Законом N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода; этот перечень является исчерпывающим. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, при исчислении совокупного дохода учитываются только в части оплаченных материальных ценностей, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат. Затраты по приобретению нематериальных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (включая износ), затраты на капитальные вложения, расходы по оплате труда работников, командировочные расходы, расходы, предназначенные для выплаты дивидендов, в перечень затрат не включены. Затраты, не приведенные в перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным Федеральным законом. Такой порядок может быть применен к таким видам деятельности, которые сложно контролировать и при которых достаточно велик неучтенный наличный оборот (в частности, сфера обслуживания). В этих условиях целесообразно устанавливать расчетные ставки в стоимостном выражении на ту или иную физическую единицу (например, для парикмахерских - на одно обслуживаемое место, для платных автостоянок - в расчете на количество машино-мест и т .п.).


В. Мареева,

консультант Департамента налоговой политики

Минфина России



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.