Вопрос: Организацией по договору аренды с правом выкупа у физического лица, взят в аренду автомобиль. Арендная плата определена в размере амортизационных отчислений. После выплаты полной суммы арендной платы автомобиль переведен в состав основных средств организации. После этого проведена модернизация автомобиля посредством приобретения нового двигателя. Приобретение двигателя сопровождалось следующими расходами: суточные при командировке работников для перевозки двигателя, квартирные, ГСМ, услуги автостоянки За счет каких источников компенсируются произведенные затраты и как они отражаются в бухгалтерском учете? ("Консультант бухгалтера", N 3, март 2000 г.)

Организацией по договору аренды с правом выкупа у физического лица, не являющегося предпринимателем, взят в аренду автомобиль стоимостью 9 000 руб. Арендная плата определена в размере амортизационных отчислений. После выплаты полной суммы арендной платы (c отнесением ее на счет чистой прибыли) автомобиль переведен в состав основных средств организации. После этого проведена модернизация автомобиля посредством приобретения нового двигателя стоимостью 36 300 руб. (в том числе НДС - 6 050 руб.). Приобретение двигателя сопровождалось следующими расходами:

суточные при командировке работников для перевозки двигателя: 100 руб. х 10 дней х 2 чел. = 2 000 руб.;

квартирные: 60 руб. х 4 дня х 2 чел. = 480 руб.;

ГСМ для заправки автомобиля по доставке нового двигателя - 8 316 руб. (в том числе НДС (13,79%) - 1 147 руб.);

услуги автостоянки - 35 руб.

В состав основных средств оприходован двигатель первоначальной стоимостью 31 289 руб. (36300 - 6050 + 1831 (ГСМ) - 252 (НДС по ГСМ). За счет каких источников компенсируются произведенные затраты и как они отражаются в бухгалтерском учете?


В данном вопросе фактически сконцентрировано несколько вопросов. Поэтому отвечать на них будем по порядку.

Во-первых, проблема возмещения расходов по оплате арендной платы по автотранспортным средствам, арендованным у физических лиц, не являющихся предпринимателями, решена еще в августе 1996 г. В соответствии с пунктом 16 письма Госналогслужбы РФ 30 августа 1996 г. N ВГ-6-13/616 "По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения": "организация, арендуя у физического лица объект собственности (автомобиль, трактор, вычислительную технику и т.п.), может самостоятельно списывать расходы, подтвержденные документально, на затраты производства, а выплаченная физическому лицу сумма может быть отражена по статье "Оплата труда", как вознаграждение, или отнесена на счет 81 "Использование прибыли" (в случае отсутствия подтверждающих документов)". (Примечание: с 1998 года счет 81 может быть использован только для расчетов с бюджетом, поэтому в данном случае следует применять счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)").

Таким образом, при наличии оправдательных документов (а, как следует из вопроса, такие документы оформлены) расходы по аренде можно было списывать на себестоимость продукции, работ или услуг.

Однако исправительные проводки делать не обязательно, так как формулировка, приведенная в процитированном письме Госналогслужбы РФ является нестрогой и предлагает возможность выбора источников списания между себестоимостью и чистой прибылью.

Следует оговориться, что, так как затраты списываются по элементу "Оплата труда", то в определенных случаях начисление арендной платы должно сопровождаться начислением взносов в государственные внебюджетные фонды (по схеме, установленной для договоров гражданско-правового подряда). Более точный ответ дать трудно, так как в вопросе не указан период, в котором выплаты были осуществлены, а порядок начисления и взимания страховых взносов в течение последних лет неоднократно менялся. Полное же изложение порядка взимания взносов за последние годы заслуживает отдельного разговора.

Второй вопрос связан с тем, за счет каких источников следует возмещать произведенные затраты по приобретению и монтажу нового двигателя. Ранее, до ввода в действие ПБУ 6/97, замена одного из основных агрегатов (к числу которых относится и двигатель) относилась к категории капитального ремонта. Затраты по капитальному ремонту до 1991 года увеличивали инвентарную стоимость объектов основных средств. В настоящее время действуют Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 года N 33н. Определение капитального ремонта приведено в пункте 72 Методических указаний. Из этого определения следует, что к капитальному ремонту относится полная разборка агрегатов, а не их замена. Следовательно, указанные затраты должны быть отнесены либо к дооборудованию либо к модернизации. Так как речь идет об автомобиле, следует иметь в виду, что смена двигателя ведет к внесению изменений в технический паспорт транспортного средства, что фактически означает его перерегистрацию.

Таким образом, после установки нового двигателя, по существу, на учет должен быть принят новый автомобиль с новым сроком полезного использования и нормой амортизационных отчислений.

Из всего этого можно сделать вывод, что осуществленные затраты относятся к капитальным, которые возмещаются посредством начисления амортизационных отчислений. Порядок формирования фактических затрат на приобретение основных средств регулируется пунктом 3.2 ПБУ 6/97, из которого, в частности следует, что в инвентарную стоимость объектов основных средств должны включаться все затраты, непосредственно связанные с приобретением этого объекта.

В соответствии с пунктом 73 Методических указаний затраты на проведение модернизации объектов основных средств относятся на первоначальную стоимость объектов и увеличивают добавочный капитал.

Третий вопрос связан с возможностью возмещения НДС по приобретенным объектам. К сожалению, в вопросе не указана марка машины, а это обстоятельство имеет решающее значение для решения вопроса о правомерности зачета НДС, так как в соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке исчисления НДС, налог по стоимости приобретенных легковых автомобилей и микроавтобусов не исключается из полученных от покупателей налоговой суммы (то есть не подлежит зачету). Собственно двигатель, как отдельный объект основных средств введен в эксплуатацию быть не может, так как из определения инвентарного объекта основных средств, приведенного в пункте 2.3. ПБУ 6/97, следует, что таким объектом может являться предмет (или комплекс предметов), способный самостоятельно выполнять определенную работу.

Кроме того, напоминаем, что в соответствии с пунктом 19 Инструкции о порядке исчисления НДС по суммам командировочных расходов налог на добавленную стоимость определяется по расчетной ставке, но возмещению подлежит только часть, относящаяся к командировочным расходам в пределах норм. Так как из вопроса явствует, что возмещение командировочных расходов явно выше нормы, то данный вопрос имеет существенное значение.

С учетом всего сказанного, правильная схема проводок по приобретению и оприходованию объекта основных средств будет следующей:

дебет счета 08 "Капитальные вложения", субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств" кредит счета 60 "Расчеты c поставщиками и подрядчиками" - 30 250 руб. - на сумму стоимости двигателя;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" кредит счета 60 - 6 050 руб. - на сумму НДС, оплаченного при приобретении двигателя;

дебет счета 08 кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 320 руб. - на сумму квартирных;

дебет счета 19 кредит счета 71 - 80 руб. - на сумму НДС по стоимости квартирных;

дебет счета 08 кредит счета 71 - 1 667 руб. - на сумму суточных;

дебет счета 19 кредит счета 71 - 183 руб. - на сумму НДС по стоимости суточных в пределах нормы (55 х 10 х 2 х 16,67%);

дебет cчета 19 кредит счета 71 - 150 руб. - на сумму НДС по стоимости суточных сверх норм (заметим, что налогооблагаемая прибыль в данном случае корректироваться не должна, так как сверхнормативные затраты относятся не на себестоимость продукции (работ, услуг), а на увеличение капитальных вложений);

дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" кредит счета 19 - 150 руб. - на сумму НДС по стоимости суточных сверх норм, списываемую за счет чистой прибыли;

дебет счета 08 кредит счета 71 - 7 169 руб. - на сумму стоимости ГСМ, использованного при доставке двигателя (как можно заключить из вопроса, данные затраты в инвентарную стоимость объекта основных средств не включены, а, следовательно, могли быть отнесены на себестоимость продукции основного производства, что неправомерно);

дебет счета 19 кредит счета 71 - 1 147 руб. - на сумму НДС по стоимости ГСМ;

дебет счета 08 кредит счета 71 - 35 руб. - на сумму стоимости услуг автостоянки.

После всех проводок на счете 08 аккумулируется сумма равная 39 441 руб., которая должна быть отнесена на увеличение стоимости объектов основных средств:

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - 39 441 руб. - на сумму стоимости автомобиля, указанную в акте приемки передачи (форма N OC-1).

На счете 19 аккумулирована сумма 7 460 руб. Ее списание зависит от марки машины. Если автомобиль является легковым или микроавтобусом, сумма НДС должна быть списана за счет источников финансирования проведенной модернизации, например:

дебет счета 88 кредит счета 19 - 7 460 руб.

Если автомобиль является грузовым (например, "Газель" или грузовая модификация "УАЗ"), то НДС подлежит возмещению на общих основаниях - после принятия объекта основных средств к учету (оформления акта формы N OC-1):

дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" кредит счета 19 - 7 460 руб.


1 марта 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.