Взыскание недоимок по налогам за прошлые годы (И. Павлов, "Российская юстиция", N 6, июнь 2000 г.)

Взыскание недоимок по налогам за прошлые годы


Доходная часть бюджетов всех уровней формируется в основном за счет налогов и иных обязательных платежей, установленных законом. За своевременным и полным поступлением соответствующих сумм обязаны следить налоговые органы, их должностные лица. Они отвечают за выполнение требований закона, регламентирующих процедуру и правильное оформление результатов налогового контроля.

С вступлением с 1 января 1999 г. в действие Налогового кодекса РФ (НК) возникли проблемы, связанные с оформлением и реализацией контрольных проверок по предыдущим периодам деятельности налогоплательщиков (до 1 января 1999 г.), проведенных налоговыми органами после этой даты.

Сама обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками действующего налогового законодательства закреплена в подп. 2 п. 1 ст. 32 НК. Такой контроль имеет различные формы. Это, согласно ст. 82 НК, проведение налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков и иных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также некоторые другие формы. Все они должны реализовываться через процедуру, установленную Кодексом.

Однако налоговые органы зачастую применяют не предусмотренный законом порядок оформления контрольных проверок и издания фиксирующих их результаты документов, в которые, например, заносятся сведения, выходящие за пределы поверок.

Так, одна из территориальных налоговых инспекций г. Москвы, проводя в мае 1999 г. проверку данных учета и отчетности налогоплательщика - юридического лица, выявила недоимку за 1997-1998 гг. Однако ее не зафиксировали ни протоколом (ст. 99 НК), ни решением (ст. 101 НК). В то же время была оформлена камеральная проверка налогоплательщика - юридического лица за первый квартал 1999 г. На оборотной стороне налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, были отмечены выявленные нарушения и сумма недоимки за проверяемый период, вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с указанием сумм выявленной недоимки. В это решение, естественно, не вошли суммы недоимки за 1997-1998 гг.

Однако в направленное по результатам камеральной проверки требование были включены как суммы недоимки за первый квартал 1999 г., так и суммы недоимки, относящиеся к 1997-1998 гг. После этого налоговая инспекция вынесла решение о взыскании из денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, сумм недоимки как за первый квартал 1999 г., так и за 1997-1998 гг.

Требование и решение были вынесены с грубыми нарушениями ряда статей Налогового кодекса и ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Это выразилось в том, что не был составлен протокол (ст. 99 НК), решение по результатам проверки за 1997-1998 гг. не принималось (ст. 10 НК), в решении по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки не указана недоимка за 1997-1998 гг. (ст. 101 НК) и т.д.

Поскольку результаты проверки данных учета и отчетности налогоплательщика за 1997-1998 гг. территориальная инспекция не оформила надлежащим образом, то нельзя считать установленным факт неуплаты фирмой недоимки за данный период. А это влечет признание недействительным как требования о возврате недоимки за прошлые годы, так и решения о ее взыскании и, соответственно, возвращение неосновательно взысканных денежных средств с выплатой убытков, причиненных налогоплательщику вследствие неправомерных действий налоговой инспекции.

На сегодняшний день нет единого, соответствующего требованиям Закона порядка оформления и реализации материалов проверок. "Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов", утвержденный 28 января 1999 г. Министром РФ по налогам и сборам, содержит отступления от положений НК. Так, налоговым органам предписано в случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей в налоговой декларации делать на ее последнем листе запись о выявленных нарушениях. После этого руководитель налогового органа в десятидневный срок выносит постановление о привлечении к ответственности, и в резолютивную часть этого постановления включается пункт о взыскании недоимки и пени.

Такой порядок противоречит нормам, закрепленным в НК. Ведь в соответствии с указанным Регламентом при камеральной проверке не нужно оформлять предусмотренный ст. 99 НК протокол, и по результатам проверки руководитель налогового органа выносит "постановление" (а не "решение", как того требует НК).

В соответствии со ст. 101 НК подобный акт может содержать только строго ограниченные варианты решений: о привлечении налогоплательщика к ответственности; об отказе в привлечении к ответственности; о проведении дополнительных контрольных мероприятий. Принятие решения о взыскании недоимки этой статьей не предусмотрено, что также свидетельствует о вольном трактовании авторами Регламента положений НК. Кроме того, при включении налоговым органом в постановочную часть такого решения пункта, предусматривающего взыскание с налогоплательщика недоимки, этот орган освобождается от необходимости направить налогоплательщику требование об уплате недоимки, равно как становится ненужным и решение о ее взыскании. Тем самым Регламент вводит новый, не предусмотренный НК, порядок оформления материалов проверки.

Вольное толкование положений НК может привести к тому, что в налоговых инспекциях результаты проверок будут оформляться и реализовываться с нарушениями порядка производства по делам о налоговых правонарушениях предусмотренного ст. 10 НК. Это в свою очередь приводит к нарушению общих принципов налогообложения и ухудшению положения налогоплательщика.

Какой же порядок оформления и реализации материалов проверки предусмотрен НК?

Если установлено, что налогоплательщик действительно имеет недоимку за 1997-1998 гг., территориальная налоговая инспекция, выявив ее факт, обязана выполнить следующие действия. В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" к отношениям, возникшим после введения его в действие, инспекция должна применять положения части первой НК. Ведь поскольку отношения, связанные с фиксацией и взысканием недоимки за 1997-1998 гг., возникли только в 1999 году, их нужно оформлять в соответствии с требованиями НК.

По результатам проверки данных учета и отчетности налогоплательщика обязательно должен быть оформлен протокол (ст. 99 НК), вынесено решение по результатам рассмотрения материалов проверки (ст. 101 НК). При этом в решении обязательно должны найти отражение все обстоятельства, указанные в п. 2 ст. 101 НК. В требовании, направленном налогоплательщику, должна быть указана сумма недоимки, выявленной по результатам проверки (ст. 88 НК), и эта же сумма должна фигурировать в решении о взыскании данной недоимки, а также в направленном налоговой инспекцией в банк инкассовом поручении (ст. 46 НК).

Из всего сказанного следует, что Регламент, утвержденный 28 января 1999 г. Министром РФ по налогам и сборам, требует существенных исправлений.


И. Павлов,

прокурор отдела по надзору

за исполнением налогового законодательства

прокуратуры г. Москвы



Взыскание недоимок по налогам за прошлые годы


Автор


И. Павлов - прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства прокуратуры г. Москвы


"Российская юстиция", 2000, N 6, стр. 19


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.