Игра в "зависшие" платежи (А.Н.Цыпин, "Российский налоговый курьер", N 5, май 2000 г.)

Игра в "зависшие" платежи


Неплатежеспособные кредитные организации - бич экономики. В погоне за "самосохранением" они манипулируют средствами клиентов, предназначенными для уплаты налогов или расчета с партнерами. Хотя по существующему законодательству банки, у которых отсутствуют средства на корреспондентских счетах, ограничены в проведении расчетов в части операций на перечисление средств в бюджет и внебюджетные фонды и в период применения данной меры не вправе осуществлять данные платежи, на деле все обстоит иначе. Появился даже новый вид "бизнеса" - уклонение от уплаты налоговых платежей с помощью специальных схем через заведомо неплатежеспособные, или, как их еще называют, проблемные банки. В Архангельской области на начало 2000 г. в результате таких "операций" в банках Москвы и Санкт-Петербурга "зависло" 383,7 млн.руб., в том числе почти 332 млн.руб., предназначенных для перечисления в федеральный бюджет.

Как ни парадоксально, процветанию бизнеса на неплатежах способствовал вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно с его вводом предприятия перестали уведомлять налоговые органы о своем намерении открыть счет в банке, а просто стали ставить нас в известность об уже свершившемся факте. Даже предоставляя предприятиям через низовые инспекции списки ненадежных банков, мы теперь не можем влиять на выбор банка. Кроме того, в 1998 г. по решению Конституционного Суда уплата налогов в бюджет стала считаться исполненной после списания средств со счета в банке независимо от того, поступили деньги в бюджет или нет.

В нашей области мы впервые столкнулись с проблемой "зависших" платежей в июле 1999 г. У одного из налогоплательщиков "не прошли" в федеральный бюджет платежи налога на прибыль суммой 50 млн.руб. через московский КБ "Резон-банк", а чуть позднее - и через КБ "Финвестбанк", но уже с суммой 82 млн.руб.

К коммерческим банкам, задержавшим платежи, были приняты все меры, определенные Налоговым кодексом. В частности, выставлены инкассовые поручения к корсчетам банков на сумму задержанных платежей. О выявленных фактах и для принятия мер воздействия, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке", были направлены письма в ГУ ЦБ РФ по г. Москве и исковые заявления о взыскании задержанных платежей за счет имущества банков - в Арбитражный суд г.Москвы. С просьбой оказать содействие в перечислении в федеральный бюджет средств, "зависших" в проблемных банках, обратились в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В ходе проверок выяснилось, что КБ "Резон-банк" в течение июля - августа 1999 г. действительно принимал платежные поручения на перечисление налогов, списывая средства с расчетного счета налогоплательщика, но не перечислял их со своего корреспондентского счета. При этом банк хотя и имел, но не представлял картотеку корсчета в Центробанк, следовательно, сохранял статус платежеспособного.

Впрочем, и налогоплательщик пытался рассчитаться с бюджетными платежами "воздушными" деньгами. Схема заключалась в следующем. Предприятие через посреднические фирмы в кредит приобретает векселя банков и в тот же или через пару дней предъявляет их к оплате. Полученные в результате "денежные средства" используются впоследствии для уплаты налогов. Они списываются с расчетного счета налогоплательщика - клиента банка - и остаются на корсчете банка.

В прокуратуру Архангельской области и УФСНП по Архангельской области направлены копии документов, свидетельствующие, каким образом был произведен расчет с налогоплательщиком, от которого появились денежные средства на счете в проблемном банке. В результате заведено десять уголовных дел на руководителей предприятий, имитирующих уплату налогов.

Не без нашего участия сегодня признан банкротом "Резон-банк", отозваны лицензии у "Финвестбанка", КБ "Александрия", "Национальное кредитное товарищество", других кредитных организаций. Совместными усилиями с налоговой полицией, правоохранительными органами бизнес на налоговых платежах удалось приостановить.

Мы отлично понимаем, что законодательно никаких реальных санкций к налогоплательщику применить нельзя. Любая попытка может повлечь судебное разбирательство, причем с неблагополучным для налоговиков исходом. Решать проблему приходится мирным способом. Руководителям - клиентам проблемных банков - объясняем ситуацию, предлагая отозвать свои платежные документы из этих банков и провести их через стабильные кредитные организации. Главным аргументом выступает возможность признания проведенных с проблемными банками сделок ничтожными. В результате АО "ЛДК-12" отозвало свои "зависшие" в Москве 700 тыс.руб. и повторно провело их через местный "Лесобанк". АО "Отель Пур-наволок" готово последовать этому примеру.

На уровне руководителя Управления МНС России по Архангельской области, его заместителей ежемесячно проводятся встречи по вопросам уплаты налогов и сокращения задолженности предприятий в федеральный бюджет. Принятые обязательства, как правило, исполняются.

Но чтобы окончательно решить проблему "зависших" платежей, необходима соответствующая законодательная поддержка, жесткий контроль Центробанка за деятельностью кредитных организаций, скорейшее решение вопроса о реструктуризации банковской задолженности.


Особенности налогового законодательства Архангельской области


 /-----------------------------------------------------------------------\
 |     Налог     | Основания взимания налога (номер, дата, наименование  |
 |               |      регионального закона). Региональные ставки,      |
 |               |особенности взимания налога, налоговые льготы в субъек-|
 |               |               тах Российской Федерации                |
 |---------------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог   |Действуют федеральные ставки налога                    |
 |      |на  при-|                                                       |
 |      |быль    |                                                       |
 |      |--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог   |N  165-25-ОЗ от 27.10.99 "Об индексации размеров ставок|
 |      |на      |областных  налогов"                                    |
 |      |игорный |С  01.01.2000  г.  действуют  следующие  ставки налога,|
 |      |бизнес  |зачисляемого в бюджет области:                         |
 |      |        |-  за каждый игровой стол, предназначенный для проведе-|
 |      |        |ния азартных игр, в которых игорное заведение участвует|
 |      |        |как сторона - 65 000 руб. в год;                       |
 |      |        |-  за каждый игровой стол, предназначенный для проведе-|
 |      |        |ния азартных игр, в которых игорное заведение участвует|
 |      |        |как организатор и (или наблюдатель) - 5 400 руб. в год;|
 |      |        |- за каждый игровой автомат - 2 500 руб. в год;        |
 |      |        |- за каждую кассу тотализаторов - 65 000 руб. в год;   |
 |      |        |-  за каждую кассу букмекерской конторы - 32 500 руб. в|
 |      |        |год.                                                   |
 |      |--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог   |N 58-14-ОЗ от 25.02.98 "О ставке налога на  пользовате-|
 |      |на      |лей автомобильных дорог и других налогах, зачисляемых в|
 |      |пользо- |территориальный дорожный фонд" (в ред. от 07.07.98 N 79|
 |      |вателей |17-ОЗ,  от  25.03.99   N  116-внеоч.-ОЗ,  от   26.10.99|
 |      |автодо- |N 16325-ОЗ) установлена ставка налога - 1,57%  выручки,|
 |      |рог     |полученной от реализации  продукции (работ, услуг);  от|
 |      |        |суммы разницы между  продажной и покупной  ценами това-|
 |Феде- |        |ров, реализованных в результате заготовительной,  снаб-|
 |раль- |        |женческо-сбытовой и торговой деятельности. При уменьше-|
 |ный   |        |нии федеральным законодательством ставки налога, зачис-|
 |налог |        |ляемого  в  Федеральный  дорожный  фонд, ставка налога,|
 |      |        |зачисляемого в территориальный дорожный фонд,  увеличи-|
 |      |        |вается на величину уменьшения ставки налога,  зачисляе-|
 |      |        |мого в Федеральный дорожный фонд, с сохранением  общего|
 |      |        |размера федерального налога - 2,82% от налоговой  базы.|
 |      |        |От уплаты налога, зачисляемого в территориальный дорож-|
 |      |        |ный фонд, освобождаются предприятия, производящие паро-|
 |      |        |газовые установки мощностью 64 мегаватт для ТЭЦ.       |
 |      |--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог  с|N  58-14-ОЗ от 25.02.98 "О ставке налога на пользовате-|
 |      |вла-    |лей автомобильных дорог и других налогах, зачисляемых в|
 |      |дельцев |территориальный дорожный фонд" (в ред. от 07.07.98 N 79|
 |      |транс-  |17-ОЗ, от 25.03.99 N 116-внеоч.-ОЗ, от  26.10.99 N 163-|
 |      |портных |25-ОЗ). Ставка  налога устанавливается  в процентах  от|
 |      |средств |величины ставки  минимальной месячной  оплаты труда  за|
 |      |        |каждую  лошадиную  силу  мощности  двигателя. От уплаты|
 |      |        |налога  освобождаются:  юридические  лица, если числен-|
 |      |        |ность работающих  в них  инвалидов составляет  не менее|
 |      |        |50% от общей численности работающих;  благотворительные|
 |      |        |организации; физ. лица, на иждивении которых  находится|
 |      |        |трое и более детей в возрасте  до 18 лет и т.д. Эти  же|
 |      |        |субъекты освобождены от  уплаты налога на  приобретение|
 |      |        |автотранспортных средств.                              |
 |      |--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог   |N  58-14-ОЗ от 25.02.98 "О ставке налога на пользовате-|
 |      |на  при-|лей автомобильных дорог и других налогах, зачисляемых в|
 |      |обрете- |территориальный дорожный фонд" (в ред. от 07.07.98 N 79|
 |      |ние  ав-|17-ОЗ, от  25.03.99  N 116-внеоч-ОЗ, от 26.10.99 N 163-|
 |      |то-     |25-ОЗ).  Базой ставки налога служит продажная цена  без|
 |      |транс-  |НДС и акциза. От уплаты налога освобождены предприятия,|
 |      |портных |учреждения и организации, находящиеся на бюджетном  фи-|
 |      |средств |нансировании,  в  т.ч.  и  профсоюзном  бюджете,   если|
 |      |        |бюджетное  финансирование составляет не  менее  75%  от|
 |      |        |годового   оборота   (бюджета   доходов)   предприятия,|
 |      |        |учреждения,   организации;  редакции  СМИ,  юридические|
 |      |        |лица,  издающие  СМИ,  в которых доля  муниципальной  и|
 |      |        |(или) государственной собственности составляет не менее|
 |      |        |51%.  Эти  же субъекты налогового права освобождены  от|
 |      |        |уплаты налога с владельцев транспортных средств.       |
 |------+--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог   |N  104-20-ОЗ от 20.01.99 "О ставке налога на  имущество|
 |      |на  иму-|предприятий". На всей территории области действует еди-|
 |      |щество  |ная  ставка налога - 1,8% от налогооблагаемой базы  или|
 |      |пред-   |от среднегодовой стоимости имущества. Льготы по данному|
 |      |приятий |налогу предусмотрены в  законе N 150-23-ОЗ  от 07.07.99|
 |      |        |"О предоставлении  налоговых льгот  потребительским об-|
 |      |        |ществам, их союзам, предприятиям и хозяйствующим общес-|
 |      |        |твам системы  потребительской кооперации  Архангельской|
 |      |        |области" и законе N 173-26-ОЗ от 23.12.99 "Об  установ-|
 |      |        |лении льгот  по налогам  и сборам  птицефабрикам Архан-|
 |      |        |гельской области".                                     |
 |      |--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Единый  |N  122-22-ОЗ от 26.05.99 "О едином налоге на  вмененный|
 |      |налог  с|доход  для определенных видов деятельности" (в ред.  от|
 |      |сово-   |07.07.99  N  142-23-ОЗ,  от 15.09.99  N  154-24-ОЗ,  от|
 |      |купного |27.10.99 N  164-25-ОЗ, от  22.12.99 N  169-26-ОЗ). Пла-|
 |      |дохода  |тельщиками  налога  являются  юридические  и физические|
 |      |        |лица,  осуществляющие  предпринимательскую деятельность|
 |      |        |без образования юридического лица (далее предпринимате-|
 |Налоги|        |ли) в следующих сферах деятельности:                   |
 |субъ- |        |- оказание ремонтно-строительных услуг;                |
 |ектов |        |- оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт и из-|
 |Рос-  |        |готовление обуви, одежды, трикотажных изделий,  ювелир-|
 |сий-  |        |ных изделий, мебели);                                  |
 |ской  |        |-  оказание физическим лицам парикмахерских услуг в па-|
 |Феде- |        |рикмахерских  салонах, медицинских,  косметологических,|
 |рации |        |ветеринарных и зооуслуг;                               |
 |      |        |-  оказание  предпринимателями услуг по  краткосрочному|
 |      |        |проживанию, консультаций, бухгалтерских, аудиторских  и|
 |      |        |юридических услуг, обучение, репетиторство,  преподава-|
 |      |        |ние и иная деятельность в области образования;         |
 |      |        |- общественное питание (рестораны, кафе, бары, столовые|
 |      |        |и т.п. с численностью работающих до 50 человек);       |
 |      |        |-  розничная торговля, осуществляемая через магазины  с|
 |      |        |численностью работающих до 30 человек, палатки,  рынки,|
 |      |        |лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места  орга-|
 |      |        |низации  торговли, в том числе не имеющие  стационарной|
 |      |        |торговой  площади; торговля горюче-смазочными  материа-|
 |      |        |лами;                                                  |
 |      |        |-  оказание автотранспортных услуг предпринимателями  и|
 |      |        |организациями с численностью работающих до 100 человек,|
 |      |        |за исключением оказания на коммерческой основе услуг по|
 |      |        |перевозке пассажиров маршрутными такси;                |
 |      |        |-  оказание  на коммерческой основе услуг по  перевозке|
 |      |        |пассажиров маршрутными такси;                          |
 |      |        |-  оказание услуг по предоставлению автомобильных стоя-|
 |      |        |нок и гаражей;                                         |
 |      |        |N 165-25-ОЗ от 27.10.99 "Об индексации размеров  ставок|
 |      |        |областных налогов"  установлены значения  коэффициента,|
 |      |        |учитывающего  размер  инфляции,  для  расчета налога на|
 |      |        |2000 год: с 1 января 2000  года - 1,2; с 1 апреля  2000|
 |      |        |года - 1,4; с 1 октября 2000 года -1,6.                |
 |------+--------+-------------------------------------------------------|
 |      |Налог   |Положение  о порядке исчисления и уплаты налога  утвер-|
 |      |на  рек-|ждено решением Архангельского городского совета депута-|
 |      |ламу    |тов от 14.09.99  N 125.                                |
 |      |        |Ставки налога,  действующие в  г.Архангельске: -  5% от|
 |      |        |стоимости   работ   или   услуг   по   производству   и|
 |      |        |распространению рекламы;                               |
 |      |        |- 3% для  учреждений и организаций  культуры, образова-|
 |      |        |ния,  здравоохранения,  физкультуры  и спорта, жилищно-|
 |Мес-  |        |коммунального хозяйства, общественных организаций.     |
 |тные  |--------+-------------------------------------------------------|
 |нало- |Налог   |Решением сессии Архангельского городского совета  депу-|
 |ги*  |на  иму-|татов  N 135 от 15.09.99 "О ставках налога на имущество|
 |      |щество  |физических  лиц" в г.Архангельске действуют дифференци-|
 |      |физиче- |рованные  ставки налога в зависимости от суммарной  ин-|
 |      |ских    |вентаризационной стоимости строений, помещений и соору-|
 |      |лиц     |жений в следующих размерах:                            |
 |      |        |0,05% - при стоимости имущества до 100 тыс. руб.;      |
 |      |        |0,1% - при стоимости имущества от 100 до 300 тыс. руб.;|
 |      |        |0,3% - при стоимости имущества от 300 до 500 тыс. руб.;|
 |      |        |2,0% - при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб.     |
 \-----------------------------------------------------------------------/

А.Н.Цыпин,

Руководитель Управления МНС России

по Архангельской области

государственный советник налоговой службы II ранга


-------------------------------------------------------------------------

* На территории г. Архангельска у налогоплательщика возникают обязанности по следующим налогам и сборам, принятым местными органами самоуправления: сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли алкогольной продукцией; целевой сбор с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования, противопаводковые мероприятия; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.