Практика работы с контрольно-кассовыми машинами (И.А.Ильин, "Российский налоговый курьер", N 5, май 2000 г.)

Практика работы с контрольно-кассовыми машинами


На территории Российской Федерации с 18 июня 1993 г. действует Закон Российской Федерации N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1). Закон N 5215-1 устанавливает, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ). По своей сути ККМ является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки и полнотой уплаты налогов.

Отметим, что Законом N 5215-1 предусмотрена возможность осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ отдельными категориями предприятий. Эта возможность продиктована спецификой их деятельности или особенностями местонахождения. Такие предприятия указаны в "Положении поприменению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Положение по применению ККМ) и "Перечне отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания платных услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.


Применять можно не все ККМ


На данное время из огромного количества моделей ККМ к использованию на территории России допущено немногим более ста наименований*. Государственный реестр (перечень) ККМ по заявлениям производителей определяет Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ (далее - ГМЭК по ККМ). Она же определяет срок, на который та или иная ККМ допущена к применению. Информацию о Государственном реестре ККМ (далее - Госреестр), допущенных к применению, можно узнать из средств массовой информации, в центрах технического обслуживания ККМ (далее - ЦТО), а также в налоговой инспекции по месту проживания.

Налоговым органам вменено в обязанность проводить ознакомление налогоплательщиков:

- с действующим законодательством и нормативными актами по применению ККМ, документами строгой отчетности для учета денежных средств, утвержденных Минфином России;

- с ответственностью за нарушения законодательства о применении ККМ, о работе с денежной наличностью и т.д.;

- с моделями ККМ, включенных в Госреестр, используемых на территории Российской Федерации и разрешенных ГМЭК по ККМ к применению в той или иной сфере деятельности;

- с сетью центров технического обслуживания ККМ (ЦТО) в регионе и обслуживаемых ими моделях ККМ.

ГМЭК по ККМ утверждено "Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации" (протокол N 2/18-95 от 06.03.95), в соответствии с которым продавать ККМ имеют право только те организации, у которых заключен договор с заводом-изготовителем (или поставщиком) о продаже ККМ соответствующих моделей и договор с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт. Чтобы гарантированно купить разрешенную ККМ, лучше всего обратиться в один из ЦТО, адреса которых можно узнать в налоговой инспекции.

После приобретения ККМ и заключения договора с ЦТО о сервисном обслуживании не стоит забывать, что Законом N 5215-1 и изданными во исполнение его нормативными документами предусмотрена постановка на учет ККМ в налоговом органе (инспекции) по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

Специалист ЦТО готовит кассовый аппарат для регистрации в налоговой инспекции, то есть обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к ККМ в соответствии с Положением по применению ККМ.

Регистрация ККМ производится непосредственно в налоговой инспекции по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) - владельца машины независимо от адреса места установки и использования ККМ. Использование ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением до регистрации в налоговом органе запрещено. Порядок регистрации ККМ в налоговых органах утвержден приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36. В ходе регистрации проверяются:

- все необходимые документы, а именно: заявление на регистрацию ККМ, заполненная карточка регистрации ККМ, паспорт ККМ, договор на техническое обслуживание с ЦТО, свидетельство о Государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя), журнал кассира-операциониста на предмет правильности их заполнения и соответствия;

- соответствие печатаемого чека ККМ предъявляемым требованиям, пломб на ККМ, голограмм, заводского номера ККМ и т.п.

К работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила эксплуатации кассовых машин и изучившие "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Подготовку кассиров-операционистов по вопросам применения ККМ осуществляют ЦТО с выдачей документа о том, что данный кассир прошел курс обучения и подготовлен к работе на данной модели машины.


Налоговый контроль


Законодательство о применении ККМ обязывает торгующие или оказывающие услуги предприятия формировать и предоставлять налоговым органам контрольно-кассовую отчетность, документально подтверждающую достоверность доходов. Записи денежных операций при осуществлении торговых продаж и оказании услуг населению с применением ККМ устраняют различного рода нарушения и злоупотребления. Кроме того, повышается возможность предъявления претензий по качеству товаров и услуг со стороны потребителей.

Однако имеют место попытки незаконопослушных налогоплательщиков сокрытия реальной налогооблагаемой базы путем вмешательства в работу ККМ технических средств, позволяющих корректировать фискальную память ККМ по суммам, полученным в результате реализации товаров (работ, услуг).

Фискальная память - это электронное устройство, позволяющее фиксировать при помощи накопителей все платежи, проходящие через ККМ, и хранить итоговую информацию в течение длительного времени со дня ввода в эксплуатацию. Хотелось бы подчеркнуть, что в фискальную память записываются только итоговые данные за день или смену и что эти данные легко доступны пользователю из дневного или сменного отчета. Это очень важный момент, неправильное понимание которого создает у будущего пользователя ККМ опасения, что в фискальной памяти находятся некие сверхсекретные данные о проведенных операциях.

В заключение статьи хотелось бы рекомендовать предпринимателям выполнять требования Закона N 5215-1 и не пользоваться услугами людей, которые изменяют данные, записываемые и хранящиеся в фискальной памяти ККМ. Намеренное искажение данных приведет к конфликту и с налоговыми, и с правоохранительными органами.


И.А.Ильин,

инспектор налоговой службы I ранга


-------------------------------------------------------------------------

* Перечень моделей, включенных в Государственный реестр ККМ, приведен в "РНК" N 11, 1999, с.4.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение