Три системы налогообложения малых предприятий (Ю.В.Подпорин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", NN 25-27, июнь-июль 2000 г.)

Три системы налогообложения малых предприятий


В настоящее время в Российской Федерации действуют три системы налогообложения малых предприятий:

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.

2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

3. Налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изм. и доп. от 31.03.99 г.).

Рассмотрим вопросы налогообложения доходов (прибыли) малых предприятий.


I. Особенности налогообложения прибыли малых предприятий


Налогообложение прибыли малых предприятий осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями). Согласно этому Закону малыми предприятиями определяется база налогообложения, применяются льготы и осуществляется уплата налога на прибыль.

Налогооблагаемая база в соответствии со ст. 2 Закона состоит из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации имущества организации и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

При определении малыми предприятиями налогооблагаемой базы существуют некоторые особенности.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, все организации определяют выручку от реализации продукции (работ, услуг) и ее себестоимость по так называемому методу начислений.

В то же время согласно п.18 ПБУ 10/99, если организацией в разрешенных случаях принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты ("кассовый метод"), и расходы признаются после погашения задолженности. Выражение "в разрешенных случаях" подразумевает случаи разрешения составлять бухгалтерскую отчетность по "кассовому методу".

В настоящее время такое разрешение на составление бухгалтерской отчетности по "кассовому методу" имеют только малые предприятия в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.98 г. N 64н.

Известно, что значительное количество малых предприятий существует в сфере розничной и оптовой торговли. В течение длительного времени дискутируется вопрос о том, к какой сфере деятельности относится торговая деятельность. От этого зависит правильное определение такого понятия, как "выручка от реализации продукции (работ, услуг)".

По мнению многих специалистов, торговля относится к сфере оказания услуг, из чего делается вывод о том, что в данной сфере деятельности под выручкой от реализации следует понимать плату за оказание услуги по доведению товаров до потребителя (на практике это торговая наценка, или валовой доход торгующей организации).

Это утверждение в корне противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

В торговле в соответствии со ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, торгующая организация (не являющаяся комиссионером) реализует товар, а не услуги, связанные с его реализацией, так как в ходе реализации товара происходит смена собственника (товар, являющийся собственностью одного юридического лица, переходит в собственность другого юридического или физического лица).

Следовательно, под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в торгующих организациях понимается выручка от реализации товаров, т.е. товарооборот, а не выручка от реализации услуг по реализации товаров, иными словами, сумма торговых наложений (торговых скидок).

Этим положением следует руководствоваться во всех случаях отнесения отдельных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), предусмотренных Положением о составе затрат, например, при нормировании расходов на рекламу, страхование, представительских расходов.

В организациях торговли по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражается продажная стоимость реализованных товаров.

Поскольку организации комиссионной торговли и иной посреднической деятельности оказывают услуги владельцам по реализации их товаров, эти организации по кредиту счета 46 отражают не продажную стоимость товара, а только комиссионную надбавку, т.е. выручку от реализации услуги.

Множество вопросов возникает по учету для целей налогообложения сумм начисленной амортизации основных средств.

В настоящее время малые предприятия при начислении амортизации по основным средствам могут использовать следующие нормативные документы:

статью 10 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31.07.98 г.);

Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072, и Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденное Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.90 г. N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73;

постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" (с учетом изменений и дополнений);

постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов";

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное приказом Минфина России от 3.09.97 г. N 65н;

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н;

приказ Минфина России от 28.03.2000 г. N 32н "О внесении изменений в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств";

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н.

До 1 января 1998 г. начисление амортизации по основным фондам организации осуществляли линейным способом исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта.

С 1 января 1998 г. в соответствии с п. 4.2 ПБУ 6/97 организациям предоставлено право при начислении амортизации наряду с традиционным линейным методом использовать также следующие способы:

способ уменьшаемого остатка, при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, при котором годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

При этом в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления амортизации в размере 1/12 годовой суммы.

Срок полезного использования объекта основных средств, если он не указан в технических условиях этого объекта или не установлен в централизованном порядке, определяется организацией самостоятельно исходя из:

ожидаемого срока использования объекта основных средств в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа объекта, зависящего от режима его эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения всех видов планово-предупредительных ремонтов;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока его аренды).

В то же время в соответствии с п.п. "х" п. 2 Положения о составе затрат организации имеют право относить на себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.

В связи с этим для целей налогообложения применяются нормы амортизации, установленные названным постановлением Совмина СССР от 22.10.90 г. N 1072. Об этом также указано и в письме Минэкономики России от 6.01.2000 г. N МВ-6/6-17.

В соответствии с п. 3.2 ПБУ 6/97 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

В связи с этим возникает вопрос о механизме применения норм амортизации, предусмотренных постановлением Совмина СССР N 1072, в случае приобретения организацией основных средств, ранее бывших в эксплуатации и не полностью амортизированных. Минэкономики России по согласованию с Минфином России письмом от 29.12.99 г. N МВ-890/6-16 дало разъяснение о том, что затраты организации по приобретению основных средств, бывших в эксплуатации, погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока службы основных средств. Таким образом, нормы амортизационных отчислений рассчитываются в этом случае исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств.

Например, приобретается объект основных средств, фактический срок эксплуатации которого составляет 6 лет, а норма амортизации, установленная в соответствии с постановлением Совмина СССР N 1072, составляет 10%. Покупная стоимость объекта с учетом затрат по его приобретению и установке составляет 55,0 тыс. руб. Названная сумма списывается на себестоимость продукции путем ежегодного начисления амортизации по норме 25%. Для определения норматива устанавливается срок полезного использования объекта основных средств (100% : 10% = 10 лет). Затем определяется срок его полезного использования у нового собственника (10 лет - 6 лет = 4 года). Далее определяется годовая норма амортизации (100% : 4 = 25%).

Следует отметить, что в соответствии с п. 2.1 ПБУ 6/97 срок полезного использования определяется как период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определятся исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В нашем примере, если организация определила срок полезного использования приобретенного объекта основных средств не 4 года, а 5 лет, норма амортизации составит 20% (100% : 5).

На практике возможны случаи покупки полностью амортизированных объектов основных средств, которые отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке по цене приобретения. В этом случае для целей налогообложения принимается амортизация, начисленная исходя из срока полезного использования приобретенного объекта.

Например, при стоимости приобретенного полностью амортизированного объекта основных средств 10,0 тыс. руб. и предполагаемом сроке его полезного использования 2 года амортизация списывается на себестоимость продукции по норме 50% (100% : 2 года) в сумме 5,0 тыс. руб. (10,0 тыс. руб. х 50% : 100%).

В соответствии с п. 3.4 ПБУ 6/97 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Согласно п. 4.1 названного ПБУ не начисляется амортизация по объектам основных средств, полученным по договору дарения. Что касается объектов основных средств, полученных организацией безвозмездно, то не начисляется амортизация только по объектам, полученным безвозмездно в процессе приватизации. Однако для целей налогообложения не разрешается учитывать амортизацию, начисленную по объектам, полученным безвозмездно, и в любых других случаях.

Действующими нормативными документами организациям предоставляется право начисления амортизации ускоренным методом.

В частности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" малым предприятиям разрешено списывать в виде амортизационных отчислений до 50% стоимости основных фондов в первый год функционирования предприятия.

Решение о применении механизма ускоренной амортизации активной части основных фондов (в пределах установленного перечня высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования) принимается и оформляется предприятием как элемент учетной политики в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения) в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно в виде амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более 3 лет.

Согласно п. 2.7 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденного совместным письмом Госкомстата России, Минэкономики России и Минфина России от 18.02.97 г. N ВД-1-24/336, в случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого предприятия. Восстановленные суммы амортизации отражаются по дебету счета 02 "Износ основных средств" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки".

При соблюдении установленных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в первые 2 года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы эти предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Согласно Федеральному закону от 31.12.95 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при решении вопроса об отнесении организаций к малым предприятиям следует руководствоваться критериями, установленными ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Следует обратить внимание на то, что согласно Закону N 88-ФЗ в среднесписочную численность работников малого предприятия включается также численность работников его филиалов и других обособленных структурных подразделений. В связи с этим льгота по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям юридических лиц как малым предприятиям предоставляется при условии, что головное предприятие сообщает им ежеквартально нарастающим итогом с начала года заверенные налоговыми органами по месту своего нахождения сведения, подтверждающие его право на получение льгот. Филиалы и другие обособленные подразделения субъектов малого предпринимательства представляют такие сведения в налоговую инспекцию одновременно с налоговыми расчетами. Эта льгота предоставляется, если юридическое лицо отвечает критериям, предъявляемым к малым предприятиям.

В соответствии с Изменениями и дополнениями N 3 от 18.03.97 г. к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 для предоставления льгот по налогу на прибыль филиалам и другим обособленным подразделениям субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы они представляли в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом с начала года одновременно с налоговыми расчетами сведения, подтверждающие право предприятия - юридического лица на получение льгот в соответствии с действующим законодательством. Эти сведения должны быть заверены налоговыми органами по месту нахождения предприятия - юридического лица.

Несмотря на то что в названном Федеральном законе о государственной поддержке субъектов малого предпринимательства содержится положение о том, что указанные субъекты должны проходить специальную регистрацию, от малых предприятий не следует требовать ее прохождения, в связи с тем что Правительство России не разработало порядок такой регистрации. Необходимо руководствоваться фактическими показателями деятельности предприятия, характеризующими его как малое предприятие. Это положение отражено в Изменениях и дополнениях N 3 к инструкции Госналогслужбы России N 37.

Законодательством предусмотрено, что в случае прекращения малым предприятием деятельности, при осуществлении которой используется льготный порядок налогообложения, до истечения 5-летнего срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период деятельности. Причем с 1 января 1996 г. эта сумма увеличивается на сумму дополнительных платежей за пользование банковским кредитом, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в соответствующих отчетных периодах. Этот порядок действует и в том случае, когда малые предприятия выпускают льготируемую продукцию в течение первого года, затем делают перерыв в ее производстве на срок свыше года, а затем вновь возобновляют ее производство.

Многопрофильные малые предприятия, занимающиеся наряду с льготируемой деятельностью также и другими видами деятельности (например, торгово-закупочной), обязаны обеспечить раздельный учет результатов хозяйственной деятельности. При этом общепроизводственные (общехозяйственные) расходы распределяются пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг) или прибыли, получаемой от названных видов деятельности. Порядок распределения названных расходов определяется самим предприятием (организацией).

Малым предприятиям, осуществляющим наряду с другими видами деятельности также и торгово-закупочную, при определении удельного веса в общем объеме реализации продукции (товаров, работ, услуг) видов деятельности, предоставляющих право на льготу по налогу на прибыль, в части торгово-закупочной деятельности принимается полный объем реализации товаров (т.е. товарооборот).


II. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
для малых предприятий - проблемы и пути ее совершенствования


Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий установлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", принятого в развитие Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Закон N 222-ФЗ является законом прямого действия и не предусматривает издания каких-либо инструктивных указаний о порядке применения отдельных его положений.

В указанном Законе определены условия, при которых организации могут переходить на упрощенную систему налогообложения.

Во-первых, согласно разъяснению Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации от 8.04.96 г. N 3.7-756 на упрощенную систему имеют право переходить организации, среднесписочная численность работников которых (включающая работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени) не превышает 15 человек.

В случае превышения определенной Законом численности работающих налогоплательщики переходят на общепринятую систему налогообложения начиная с квартала, следующего за тем, в котором должен быть представлен отчет. Например, превышение численности допущено организацией во II квартале 2000 г., расчет единого налога за первое полугодие представлен в налоговый орган до 20 июля 2000 г. Следовательно, на общепринятую систему налогообложения организация переводится с 1 октября 2000 г.


Частью 2 ст. 2 Закона определено, что не могут переходить на упрощенную систему налогообложения организации, занятые производством подакцизной продукции, а также созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и другие хозяйствующие субъекты, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом не имеет значения, какой удельный вес в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) имеют перечисленные виды деятельности.

Помимо этих ограничений следует иметь в виду и то обстоятельство, что согласно Закону N 88-ФЗ не относятся к субъектам малого предпринимательства организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%, а также если доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, превышает 25%.

Еще одним требованием, ограничивающим право перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, является то, чтобы в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача ими заявления на переход на эту систему, совокупный размер валовой выручки, полученной ими от реализации продукции (работ, услуг), имущества и внереализационных доходов, не превышал стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации по состоянию на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Этот показатель предельного совокупного размера валовой выручки применяется и в тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель зарегистрированы в установленном законодательством порядке менее чем за год до подачи заявления на переход на упрощенную систему налогообложения. В соответствии со ст. 3 Закона N 222 (далее - Закон) объектом обложения единым налогом организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является или совокупный годовой доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Это означает, что организация определяет объект обложения (совокупный доход или валовую выручку) ежеквартально, нарастающим итогом с начала года.

В указанной статье приведен также перечень затрат, принимаемых при исчислении единого налога с совокупного годового дохода организаций. Этот перечень исчерпывающий и не подлежит расширению.

Здесь необходимо дать пояснение по такой статье затрат, как "эксплуатационные расходы". До настоящего времени перечень этих расходов Минфином России не установлен. Со всей определенностью можно сказать, что к этой статье относятся затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатацию машин, оборудования и механизмов, зданий и сооружений, амортизационные отчисления на их полное восстановление, затраты на техническое обслуживание и диагностирование машин и оборудования, затраты на переоборудование машин и механизмов и т.п.

Не должны учитываться в составе эксплуатационных затрат расходы по оплате труда независимо от системы оплаты.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, налог на приобретение автотранспортных средств, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы включаются в состав затрат по мере фактической их оплаты.

При определении валовой выручки от производства продукции (работ, услуг) организациями независимо от вида их деятельности должна учитываться вся сумма поступивших им средств как в денежной, так и в натуральной форме. Это положение распространяется также на торговые, снабженческо-сбытовые и заготовительные организации, у которых в качестве показателя валовой выручки применяется показатель соответствующего оборота (заготовительного, снабженческо-сбытового, товарооборота).

Пунктом 3 ст. 3 Закона установлено, что валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

В связи с этим в Книге учета доходов и расходов (далее - Книга) по графе 4 "Доходы всего" организации учитывают все суммы, поступившие на расчетный (текущий) счет или в кассу организации, в том числе суммы полученных авансовых платежей (предоплату) за продукцию (работы, услуги). В то же время все поступившие суммы авансовых платежей, в счет которых продукция не отгружена или не оказаны услуги, должны отражаться в графе 5 Книги "в том числе не принимаемые для расчета налога".

В аналогичном порядке ведется учет и расходов организации. Так, все произведенные в отчетном периоде расходы независимо от того, к какому периоду они относятся, отражаются в графе 6 "Расходы всего". Однако те расходы, которые произведены организацией по готовой, но нереализованной продукции, т.е. по продукции, оплата за которую не поступила, должны отражаться в графе 7 Книги "в том числе не принимаемые для расчета налога". В этой же графе отражаются расходы, относящиеся к будущим периодам (арендная плата и т.п.). По мере оплаты отгруженной продукции (оказанных услуг) или наступления периода, к которому относятся произведенные расходы, на соответствующую сумму производится запись по графе 6 Книги с соответствующим уменьшением показателей по графе 7.

Следует отметить, что в названном Законе определены ставки единого налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 10% суммы совокупного дохода и 3,33% суммы валовой выручки.

Размер же ставок единого налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законом установлен только предельный размер этих ставок: с суммы совокупного дохода - до 20%, с суммы валовой выручки - 6,67%.

Согласно ст. 3 право предоставления льгот по единому налогу делегировано государственным органам власти субъектов Российской Федерации в пределах сумм налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

На эти органы власти возложены также обязанность установления стоимости патентов (которая может дифференцироваться в зависимости от вида деятельности и ставок единого налога) и порядок распределения ее по срокам уплаты (ежеквартально). Для организаций стоимость патента засчитывается в счет обязательств по единому налогу, а для индивидуальных предпринимателей является фиксированным платежом, заменяющим уплату подоходного налога за отчетный период.

Законом предусмотрена также процедура получения патента и отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности или лишения права на ее применение.

В частности, патент выдается налоговым органом на основании письменного заявления (форма N 1 для организации и форма N 8 для индивидуального предпринимателя, утвержденные приказом Госналогслужбы России от 24.01.96 г. N ВГ-3-02/5), подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при условиях, если общее число работников, занятых в организации, не превышает 15 человек, если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей и если ею своевременно сданы расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Например, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения со II квартала 2000 г. подано организацией в конце февраля. В этом случае для получения патента организация не должна иметь задолженность по налогам и неналоговым платежам за 1999 г., а также до подачи заявления обязана сдать расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за 1999 г., несмотря на то что срок сдачи годового баланса установлен до 1 марта 2000 г.

Филиалы и подразделения субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет нотариально заверенные копии патентов, выданных этим субъектам, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала. Указанные филиалы и подразделения плательщиками единого налога не являются, а уплачивают другие налоги, предусмотренные Законом.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (определяемым ежеквартально нарастающим итогом с начала года) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет единого налога с зачетом стоимости патента, а также выписку из Книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При этом организация предъявляет для проверки патент, Книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). Исходя из этого срок уплаты единого налога за отчетный период устанавливается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Если стоимость патента превышает сумму единого налога за отчетный период, производится возврат суммы превышения или ее зачет в счет уплаты предстоящих платежей единого налога или платы за патент.

В связи с тем, что в рассматриваемом Законе о введении упрощенной системы налогообложения учета и отчетности установлен новый налог - единый налог с совокупного дохода (валовой выручки), льготы, установленные для предприятий малого бизнеса по налогу на прибыль, не распространяются на организации, перешедшие на эту систему.

Статьей 6 Закона предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

За налоговые нарушения, выявленные во время проверок, проведенных после 1 января 1999 г., к организациям применяются санкции в соответствии со ст. 119-120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.


III. Механизм применения Закона о едином налоге на вмененный доход


В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями от 31 марта 1999 г.) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с учетом дополнений и изменений), в том числе налог с продаж, за исключением:

государственной пошлины;

таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

лицензионных и регистрационных сборов;

налога на приобретение транспортных средств;

налога на владельцев транспортных средств;

земельного налога;

налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, переведенных на уплату единого налога;

удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщики единого налога не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1% от выплат в пользу граждан, работающих по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера, являются работающие граждане (физические лица). В данном случае страховые взносы удерживаются организациями и индивидуальными предпринимателями из доходов граждан (физических лиц).

В связи с этим переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает налогоплательщиков от обязанности удерживать и перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации из выплат гражданам (физическим лицам).

Поскольку правила уплаты единого налога на вмененный доход распространяются только на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, определенных Законом, иные виды деятельности, осуществляемые ими, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Многопрофильные предприятия (предприниматели), осуществляющие деятельность без перехода на уплату единого налога (производство, оптовая торговля и т.д.), ведут раздельный учет имущества, доходов (расходов), численности работников по каждому виду деятельности и уплачивают налоги, сборы, платежи во внебюджетные фонды на общих основаниях.

Основными понятиями, применяемыми в Законе N 148-ФЗ и в законах субъектов Российской Федерации по единому налогу, являются:

а) вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Таким образом, вмененный доход - это среднестатистический доход, позволяющий (с учетом установленной федеральным законом ставки единого налога) субъекту налогообложения платить в бюджет в рамках единого налога ту же сумму налогов, сборов и отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, заменяемую уплатой единого налога. При этом вмененный доход может быть увеличен за счет методики определения потенциального дохода для конкретного вида объектов налогообложения, однако он не может быть ниже указанной оценки;

б) базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности;

в) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога (далее - деятельность на основе свидетельства). Кроме того, в законах органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть определены все другие понятия, которые в дальнейшем используются для определения физических показателей, коэффициентов базовой доходности и др.

Например, торговая площадь - это площадь стационарного торгового предприятия, на которой производится торговое обслуживание покупателей и оказание им дополнительных услуг.

Торговая площадь магазина определяется как сумма площади(ей) торгового(ых) зала(ов), где размещаются предлагаемые к продаже товары и осуществляется обслуживание покупателей, и площадей, используемых для оказания дополнительных услуг покупателям, - площади столов заказов, раскроя тканей, мест хранения вещей покупателей в магазинах самообслуживания и др.;

торговое место - то, с которого осуществляется передвижная мелкорозничная торговля одним продавцом;

посадочное место - то, которое оборудовано для обслуживания одного посетителя предприятием, оказывающим услуги общественного питания. При обслуживании посетителей без предоставления сидячих мест (барная стойка, столы для приема пищи) число мест определяется из расчета погонного метра длины стола или барной стойки.

Для целей начисления единого налога на вмененный доход размер торговой площади в розничной торговле, количество посадочных мест на объектах общественного питания, используемые как физические показатели для исчисления единого налога на вмененный доход, определяются на основании фактически используемых торговых площадей (кроме случаев, когда размер торговой площади устанавливается Законом по экспликации инвентарного дела), количества посадочных мест и заявляются налогоплательщиками при представлении ими расчета суммы единого налога на вмененный доход.

В случае указания в расчете по единому налогу физических показателей в размерах меньших, чем указано в экспликации инвентарного дела, излишние торговые площади, посадочные места должны быть исключены из использования данным налогоплательщиком. Изменение количества столов для приема пищи на объектах общественного питания, площадей торгового зала осуществляется с обязательным соблюдением требований санитарных правил, норм противопожарной безопасности и с разрешения соответствующих органов.

Организация на объектах общественного питания предварительно заказанных и оплаченных мероприятий, требующих увеличения против указанного в свидетельстве количества посадочных мест (свадебные, юбилейные и другие мероприятия массового характера), должна рассматриваться как иная деятельность, не подпадающая под действие Закона о едином налоге, подлежащая налогообложению в общеустановленном порядке.

Закон не распространяется на продажу производителем населению растениеводческой продукции в местах ее выращивания (на сельскохозяйственном поле), на реализацию древесины на корню, реализацию древесины ее заготовителем. Эта деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Деятельность физических лиц по продаже выращенного в личном подсобном хозяйстве (включая садовые и огородные участки) скота, кроликов, нутрий, птицы (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром и переработанном виде), продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, продукции, полученной от разведения диких животных или птиц, а также выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства или цветоводства в натуральном или переработанном виде, единым налогом на вмененный доход не облагается.

Плательщиками единого налога (далее - налогоплательщики) в рамках Закона являются юридические лица (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на которой введен единый налог по видам деятельности (вне зависимости от места регистрации).

В соответствии с региональным законодательством могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);

2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

3) оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;

4) оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

5) оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

7) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

8) розничная выездная торговля горюче-смазочными материалами;

9) оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

10) оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

11) оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

12) деятельность организаций по сбору металлолома.

Для плательщиков единого налога сохраняется действующий порядок регистрации и постановки на учет в налоговых органах. Те из них, которые зарегистрированы за пределами населенного пункта, в котором осуществляется деятельность, встают на учет и получают свидетельство в налоговых органах по месту осуществления деятельности в порядке, установленном п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти требования распространяются также на налогоплательщиков, осуществляющих розничную выездную (нестационарную) торговлю горюче-смазочными материалами.

Без постановки на учет в месте осуществления деятельности налогоплательщикам разрешается производить лишь розничную торговлю в местах, не имеющих стационарной торговой площади, с рук, лотков, автомашин, автоприцепов, открытых прилавков, в том числе внутри крытых рыночных помещений.

Перечень видов деятельности, приведенный в Законе (с учетом поправок), является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию, в связи с чем под действие данного Закона не подпадают предприятия и организации, а также предприниматели, оказывающие физическим лицам услуги по исполнению индивидуальных заказов на изготовление мебели, памятников и надгробий, если таковые не относятся к металлическим изделиям, и т.п.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия и предприниматели, реализующие собственную продукцию через принадлежащие им магазины, не являются плательщиками единого налога на вмененный доход. Данный вид деятельности должен облагаться в общеустановленном порядке. В случае если указанные налогоплательщики реализуют через свою торговую сеть собственную продукцию и покупные товары, то они должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов по реализуемой собственной продукции и покупных товаров и уплачивать единый налог на вмененный доход в части осуществления розничной торговли покупными товарами.

При решении вопросов отнесения деятельности предприятий (предпринимателей) к розничной торговле необходимо учитывать, что согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации под розничной торговлей понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавец выдает покупателю кассовый, товарный чек или иной документ, подтверждающий оплату. При розничной торговле накладная и счет-фактура не предоставляются. Форма оплаты (наличная, безналичная и т.д.) за товары или услуги не может быть критерием для решения вопроса о переходе на уплату единого налога на вмененный доход.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (утвержден постановлением Госкомстата России от 6.08.93 г. N 17) изготовление очковой оптики отнесено к разряду услуг по индивидуальному изготовлению и ремонту изделий очковой оптики. Данный вид деятельности не указан в Законе о едином налоге на вмененный доход, в связи с чем подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Однако в случае осуществления иной деятельности (включая и реализацию очковой оптики, не изготовленной данной организацией, а поступившей в виде готового товара для дальнейшей реализации), облагаемой единым налогом, организации обязаны обеспечить раздельный учет доходов и расходов и уплачивать единый налог по этой деятельности.

Аналогичный порядок перехода на уплату единого налога на вмененный доход распространяется на организации, которые осуществляют розничную торговлю медицинскими препаратами и которые также не переводятся на уплату единого налога в части выполнения заказов населения по индивидуальному приготовлению лекарственных средств. Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) изготовление лекарств относится к разряду деятельности фармацевтической промышленности. Деятельность по изготовлению лекарственных препаратов по заказам физических лиц не указана в Законе и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Что касается деятельности аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов, то она является розничной торговлей и подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.

Реализацию аптечными учреждениями спирта для юридических лиц (поликлиник, больниц и иных медицинских учреждений) следует рассматривать как иной вид деятельности, не подпадающий под действие Закона.

Во всех перечисленных случаях аптечные учреждения обязаны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета.

Законодательством субъекта Российской Федерации по единому налогу может быть предусмотрено освобождение от уплаты этого налога организаций, принимающих участие в выездной нестационарной торговле на ярмарках, проводимых по решениям органов местного самоуправления.

Санаторно-курортное обслуживание населения в санаториях, пансионатах, домах отдыха на основании проданных путевок, курсовок не регламентируется Законом и подлежит налогообложению в общем порядке. Медицинские и другие услуги, входящие в состав услуг, предусмотренных санаторно-курортной путевкой, курсовкой, и не оплачиваемые дополнительно, особо не выделяются и единым налогом не облагаются. Платные медицинские и другие услуги, оказываемые дополнительно, подпадают под действие Закона и подлежат обложению единым налогом.

Региональным законодательством по единому налогу может быть предусмотрено освобождение от его уплаты санаторно-курортных учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств.

Могут не переводиться на уплату единого налога столовые дошкольных, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждений; учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), а также столовые при производственных предприятиях и организациях (без продажи алкогольной продукции), обслуживающие детей, школьников, студентов и работников данных образовательных учреждений, предприятий и организаций.

Названные предприятия общественного питания (столовые образовательных, заводских, производственных предприятий и организаций), осуществляющие оказание услуг на сторону, являются плательщиками единого налога.

При применении единого налога объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Поскольку абзацем вторым п. 1 ст. 8 Закона N 148-ФЗ предусмотрена выдача свидетельства на каждое из мест осуществления деятельности, подлежащей налогообложению, то предельная численность работников - это численность работающих в отдельно взятых местах осуществления деятельности (в магазинах, кафе, барах, столовых, парикмахерских и предприятиях по оказанию транспортных услуг).

При определении видов деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог на вмененный доход (розничная торговля, общественное питание, пассажирские перевозки, оказание транспортных услуг), под численностью работающих следует понимать среднюю численность работников в каждом конкретном месте осуществления деятельности (магазин, кафе, ресторан и т.п.), на которое выдается свидетельство.

Порядок определения средней численности определен Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.98 г. N 121.

При осуществлении видов деятельности, физический показатель для которых установлен "1 работник", при расчете сумм единого налога на вмененный доход под численностью работников следует понимать среднюю численность работников на конкретном объекте, которые непосредственно участвуют в осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом.

В среднюю численность при этом не включаются руководители и другие служащие по классификации, предусмотренной пп. 22 и 23 Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного наблюдения.

В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ с плательщиков единого налога не взимаются платежи и налоги в отношении деятельности, осуществляемой на конкретном объекте, и в отношении работающих на нем работников. Вся иная деятельность подлежит налогообложению в общем порядке. В этой связи платежи в государственные внебюджетные социальные фонды не производятся исходя из фонда заработной платы лишь тех работников, которые работают на данном объекте (например, в магазине).

В случаях когда налогоплательщики занимаются несколькими видами деятельности, в целях правильного исчисления налогов они обязаны обеспечить раздельное ведение учета по каждому виду деятельности. Этот порядок применим в случаях, когда налогоплательщики осуществляют иные виды деятельности, доходы от которых подлежат обложению по разным ставкам налога либо разными видами налогов.

Отметим в этой связи, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, расходы на содержание дирекции, содержание зданий, оплату труда, командировочные расходы, расходы по коммунальным услугам и т.д.), если они не относятся к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки, либо пропорционально численности работников, либо иному показателю, установленному законом субъекта Российской Федерации.


Пример 1.

Предприятие осуществляет деятельность в сфере розничной и оптовой торговли. Деятельность в розничной торговле подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, а налогообложение в сфере оптовой торговли производится в общем порядке.

В соответствии с Законом такое предприятие обязано вести не только раздельный учет доходов и расходов по каждому виду деятельности, но и учет общехозяйственных расходов (издержек обращения) с целью ежемесячного их распределения по видам деятельности пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности. При этом предприятие может распределять оплаченные (полученные) коммунальные услуги пропорционально торговой площади, используемой в розничной и оптовой торговле.

Однако когда оба вида деятельности осуществляются на одной и той же площади и одними работниками, то распределение торговой площади и заработной платы работников, непосредственно осуществляющих оба вида деятельности, а также расходов, связанных с содержанием административно-управленческого персонала, и других общехозяйственных расходов может быть осуществлено пропорционально выручке от каждого вида деятельности в общем ее объеме.


Пример 2.

Предприятие осуществляет производственную деятельность, а также деятельность в сфере оптовой и розничной торговли. Как и в первом примере, производственная деятельность и оптовая торговля собственной продукцией подлежат налогообложению в общем порядке, а деятельность в сфере розничной торговли подлежит налогообложению в соответствии с Законом о едином налоге на вмененный доход.

Если предприятие реализует через свою розничную торговую сеть исключительно собственную продукцию, то в этом случае реализуется не товар, а продукция, и предприятие выступает в качестве производителя, и его магазины розничной сети не подпадают под действие данного Закона.

Однако если указанное предприятие реализует как собственную продукцию, так и иные товары через свою розничную торговую сеть - магазины с численностью работающих до 30 человек в каждом, то оно обязано перейти на уплату единого налога на вмененный доход как осуществляющее деятельность в сфере розничной торговли в части реализации товаров, приобретенных на стороне (в том числе в порядке товарообменных (бартерных) операций).

Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога, другие виды деятельности, должны вести раздельный учет финансовых результатов. Для этой цели целесообразно использовать систему субсчетов, открываемых к счетам, на которых отражаются хозяйственные операции по разным видам деятельности. При этом возникает вопрос о том, каким образом учитывать расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, льготы по налогу на прибыль, объекты обложения взносами во внебюджетные социальные фонды и т.п.


Пример.

Организация занимается производственной деятельностью и розничной торговлей. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

1. За I квартал 2000 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила в целом по организации 1000 тыс. руб., в том числе от реализации произведенной продукции - 800 тыс. руб.; от торговой деятельности - 200 тыс. руб.

2. Фонд оплаты труда управленческого персонала, занимающегося организацией производственной и торговой деятельности, - 100 тыс. руб.

3. Общехозяйственные расходы - 200 тыс. руб. Произведены расходы по строительству жилья - 100 тыс. руб. В этом случае распределение между двумя видами деятельности общехозяйственных расходов, фонда оплаты труда управленческого персонала и расходов по строительству жилья (льгота по налогу на прибыль, направленную на капвложения по строительству жилья) производится пропорционально выручке, полученной от реализации продукции.

Таким образом, организация имеет право отнести на себестоимость произведенной продукции общехозяйственные расходы в сумме 160 тыс. руб. [200 тыс. руб. х (800 тыс. руб. : 1000 тыс. руб. х 100%)], расходы по оплате труда управленческого персонала - 80 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 80% : 100%). С 80 тыс. руб. организация должна будет произвести взносы во внебюджетные социальные фонды.

Для использования льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений, организацией могут быть учтены расходы по строительству жилья в сумме 80 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 80% : 100%).

Аналогичным образом должны распределяться и все другие расходы общехозяйственного значения.

Уплата единого налога производится ежемесячно всеми категориями налогоплательщиков путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 и 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11%. Налоговые органы проверяют данные в представленных налогоплательщиками расчетах и производят расчет суммы единого налога на очередной налоговый период.

Региональными законами могут освобождаться от представления расчета единого налога на налоговый период организации и предприниматели, предполагающие в этом периоде не осуществлять виды деятельности, подпадающие под обложение единым налогом.

В случае внесения изменений в перечень сфер предпринимательской деятельности, установленных ст. 3 Закона N 148-ФЗ, а также внесения количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога, он должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующего федерального закона и (или) нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Юридические лица, имеющие филиалы, представительства и другие аналогичные структурные подразделения и являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения указанных структурных подразделений, получить свидетельство, представить расчет и уплачивать единый налог по месту их нахождения.

В случае если филиалы и структурные подразделения расположены вне места нахождения юридического лица, уплату единого налога на вмененный доход производят головные предприятия в порядке, установленном частью второй ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Начисление единого налога на вмененный доход производится по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по единому налогу на вмененный доход" и дебету счета 81 "Использование прибыли". Перечисление налога производится с дебета счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход" и кредиту счетов по учету денежных средств.

Единый налог на вмененный доход уплачивается плательщиками по одному платежному документу. Лицевые счета по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности ведутся в общеустановленном порядке.

Таким образом, налоговая инспекция, принявшая расчет единого налога от налогоплательщика, производит начисление суммы (в лицевом счете), причитающейся к уплате на основании расчета, а запись в лицевом счете об уплате налога делается на основании платежных документов, подтверждающих уплату налога, при предъявлении их налогоплательщиком во время получения свидетельства об уплате единого налога.

В случаях когда налогоплательщик, представив расчет единого налога, не произвел его уплату, он обязан до начала налогового периода (до 1 числа квартала, за который представлен расчет) официально уведомить налоговую инспекцию о прекращении деятельности. Заявление плательщика об отсутствии деятельности является документом, на основании которого налоговая инспекция вправе провести по лицевому счету сложение начисленных сумм налога, а также пени, которая была начислена, если свое заявление плательщик представил в налоговый орган после истечения срока уплаты, т.е. после 20 числа месяца, предшествующего отчетному.

Свидетельство об уплате единого налога (далее - свидетельство) выдается налоговым органом по форме, установленной в постановлении Правительства Российской Федерации от 3.09.98 г. N 1028 "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", и является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.

На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных мест осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и др.), свидетельство выдается на каждое из этих мест.

Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее 3 дней со дня уплаты единого налога. При этом уплата налога производится в сумме, равной не менее 100% суммы налога, приходящейся на один месяц. При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. При осуществлении предпринимательской деятельности использование любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

Розничная торговля, осуществляемая лицами в местах, не имеющими стационарной торговой площади (с рук, лотков, автомашин, автоприцепов, открытых прилавков, в том числе внутри крытых рыночных помещений), и зарегистрированными за пределами населенного пункта, в котором осуществляется торговля, разрешается на основе свидетельства для разовой выездной торговли, выданного органом субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется деятельность.

Свидетельство для разовой выездной торговли выдается и сбор единого налога осуществляется уполномоченными лицами налоговых органов по месту торговли на один день. Расчет суммы оплаты за свидетельство для разовой выездной торговли производится исходя из ежемесячной суммы единого налога по данному месту торговли.

Законодательство субъектов Российской Федерации по единому налогу может предоставлять право (устанавливать обязанность) сбора средств в уплату единого налога и перечисление их в бюджет органам местного самоуправления в порядке, установленном ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответственность за нарушение Закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством срок расчета по единому налогу признается непредставлением в установленный срок налоговой декларации (ст. 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации). За данное нарушение с налогоплательщика может взиматься штраф в размере 5% суммы налога, причитающейся по налоговому расчету, но не более 30% указанной суммы.

Нарушение налогоплательщиком правил составления расчета по налогу признается нарушением правил составления налоговой декларации (ст. 120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5 тыс. руб.

Переход на уплату единого налога является обязательным для всех организаций и предпринимателей, осуществляющих виды деятельности согласно законам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Не позднее одного месяца со дня официального опубликования Закона местными органами власти все плательщики единого налога обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.

При наличии у организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.

Налоговые органы по месту постановки плательщика на налоговый учет проверяют представленные расчеты и не позднее одного месяца со дня их получения уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога. В уведомлении указываются конкретные суммы вмененного дохода, установленного ему на очередной налоговый период в целом и по каждому месту осуществления деятельности.


Ю.В.Подпорин,

государственный советник налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение