О налогообложении страховщиков (В. Буланцева, "Финансовая газета", N 26, июнь 2000 г.)

О налогообложении страховщиков


Страховой рынок в современном его виде начал формироваться в 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в котором определены основные критерии деятельности страховых компаний в условиях рыночной экономики. В период становления рыночных отношений потребовалось внести определенные корректировки в правила функционирования страховых компаний, что и было сделано посредством многих нормативных актов, а также путем внесения уточнений и дополнений в Закон N 4015-1. Однако, как показывает практика, многие проблемы, с которыми сталкиваются страховщики, могут решаться только на законодательном уровне. Так, отсутствие закона об обязательном страховании приводит к тому, что страхование в нашей стране существует фактически только в одной форме - в форме добровольного страхования.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 927 ГК РФ) еще в 1995 г. (с момента вступления в силу части второй) было указано, что страхование в Российской Федерации существует в двух формах - добровольное и обязательное. При этом платежи (страховые взносы) по обеим формам страхования относятся на себестоимость продукции.

Подпунктом "р" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, установлено, что на себестоимость продукции относятся платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию. При этом суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).

Для отнесения платежей по обязательным видам страхования на себестоимость продукции предусмотрен п.п. "щ" п. 2 Положения о составе затрат, который ограничений не имеет. Однако использование этого подпункта затруднено, поскольку практически нет законодательно установленных видов обязательного страхования.

В п. 3 ст. 936 ГК РФ определено, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм устанавливаются законодательно. Однако закон пока не принят, и это обстоятельство лишает предприятия возможности относить на себестоимость продукции (работ, услуг) страховые платежи (взносы) в полном объеме, и, как следствие, страховые компании недополучают эти страховые платежи (взносы), что, несомненно, сдерживает развитие страхового рынка. Между тем в Российской Федерации, как и в любой другой стране, есть производства, страхование которых просто необходимо, поскольку они могут нанести значительный вред окружающей среде, а источника для исправления положения может не оказаться. Таким источником могли бы стать страховые выплаты.

Исключение, по нашему мнению, можно сделать в следующих обстоятельствах.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.97 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Законом N 116-ФЗ установлен также размер страховых сумм.

В письме Федерального горного и промышленного надзора России от 23.04.98 г. N 01-17/116 приведены утвержденные Минфином России 31.03.98 г. и согласованные с Госгортехнадзором России и МЧС России Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, в которых определены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм, расходы на уплату страховых платежей, т.е. соблюдены все условия ГК РФ. По нашему мнению, в этом случае страховые платежи (взносы) можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) по п.п. "щ" п. 2 Положения о составе затрат. Однако не все налоговые инспекции считают также.

В последнее время стали активно образовываться общества взаимного страхования (ОВС). Однако отсутствие закона об этих обществах не позволяет однозначно решать спорные вопросы об их статусе и условиях их взаимодействия с налоговыми инспекциями. Попробуем разобраться в этих вопросах.

Статья 968 ГК РФ устанавливает правовые основы для деятельности обществ взаимного страхования. В ней определено, что граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств.

Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов их членов осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.

Таким образом, члены общества взаимного страхования добровольно объединяют свои денежные средства (из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций) для страхования членов общества.

Общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями, поэтому в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями) в составе доходов и расходов таких некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание этих организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Учет доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется раздельно.

Следует также принять во внимание, что в соответствии со ст. 4 Закона N 4015-1 страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

По нашему мнению, предприятие, вступив в члены общества взаимного страхования, не сможет относить на себестоимость продукции (работ, услуг) платежи (страховые взносы) по договорам добровольного страхования, которые включаются в затраты и учитываются для целей налогообложения, на основании п.п. "р" п. 2 Положения о составе затрат.

В том случае, если общество взаимного страхования в соответствии с п. 5 ст. 968 ГК РФ в качестве страховщика осуществляет страхование интересов лиц, не являющихся его членами, и если такая страховая деятельность предусмотрена его учредительными документами, общество образовано в форме коммерческой организации, имеет лицензию на осуществление страхования соответствующего вида и отвечает другим требованиям, установленным Законом N 4015-1, то налогообложение доходов, полученных от этой деятельности, производится на общих основаниях. При этом организации, которые будут осуществлять страхование своего имущества через такие общества взаимного страхования, смогут отнести эти расходы на себестоимость продукции (работ, услуг) по п.п. "р" п. 2 Положения о составе затрат.

Кроме того, может возникнуть вопрос об обложении подоходным налогом выплат, которые, возможно, получат физические лица из общества взаимного страхования при возникновении каких-либо критических ситуаций.

В п.п. "ф" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями) приведен исчерпывающий и не допускающий расширительного толкования перечень страховых выплат физическим лицам, которые подлежат исключению из налогооблагаемого дохода. В частности, не подлежат обложению подоходным налогом суммы страховых выплат по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности, произведенные при наступлении страхового случая.

Договор имущественного страхования в соответствии с п. 1 ст. 940 ГК РФ должен быть заключен в письменной форме. В качестве существенных условий договора имущественного страхования рассматривается достигнутое между страховщиком и страхователем соглашение об объекте страхования, характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование, а также о размере страховой суммы и сроке действия договора. Договор, заключенный в иной форме, недействителен.

Общество взаимного страхования является некоммерческой организацией и осуществляет страхование имущества и имущественных интересов своих членов на основании членства в обществе. В связи с этим, по нашему мнению, на страховые выплаты, произведенные обществом его членам при наступлении страхового случая, не распространяется норма, предусмотренная п.п. "ф" п. 1 ст. 3 Закона N 1998-1, и они подлежат налогообложению в установленном порядке.

При налогообложении страховых компаний иногда возникают проблемы также из-за того, что отдельные вопросы не нашли должного отражения в существующих нормативных документах. Так, в соответствии со ст. 967 ГК РФ риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. При этом страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования, считается в этом последнем договоре страхователем. При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками" установлено, что в состав доходов страховщиков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются поступления страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.

Таким образом, страховая компания для обеспечения возможных выплат по страховым случаям за счет прибыли до налогообложения создает специальные резервы. Кроме того, сумма страховых выплат также уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В случае установления лица, виновного в причинении убытков страхователю, к страховой компании переходит право требования страхователя к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Суммы, полученные в порядке реализации этого права, являются доходом страховщика и отражаются по п.п. "г" п. 2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 491.

Страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования, считается в этом последнем договоре страхователем, поэтому к компании, заключившей договор перестрахования и выступающей в качестве страховщика, переходит право требования страхователя к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Однако суммы денежных средств от лица, ответственного за причиненный ущерб, уже поступили в страховую компанию, за которой сохраняется ответственность по основному договору. Следовательно, эта страховая компания и должна перечислить денежные средства перестраховщику, но только после уплаты налога на прибыль с этой суммы в соответствии с действующим порядком. Поскольку на уменьшение налогооблагаемой базы уже были отнесены суммы отчислений в резерв и убытки, связанные с выплатой страхового возмещения, доходы, возникающие при исполнении права требования к лицу, причинившему ущерб, должны учитываться для целей налогообложения в полном объеме.

Однако, по нашему мнению, было бы более правильным установить такой порядок, при котором суммы денежных средств, взыскиваемые с виновника причиненного ущерба, распределялись между страховой компанией и перестраховщиком пропорционально размеру ответственности.

Таким образом, необходимость совершенствования законодательства очевидна. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 1.10.98 г. N 1139 "Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах", в рамках которого в настоящее время подготовлено несколько законопроектов, направленных на укрепление и развитие страхового рынка в Российской Федерации.


В. Буланцева,

заместитель начальника отдела Департамента

налоговой политики Минфина России


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.