Особенности проведения аудита (Н. Бровкина, Е. Бахмарина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, июнь 2000 г.)

Особенности проведения аудита


Основными целями аудита в некоммерческой организации являются:

1) сопоставление направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества с целями и задачами, определенными уставами и органами управления некоммерческих организаций;

2) подтверждение факта целевого использования поступивших средств, а именно оценка направлений их использования, согласно утвержденным финансовым планам, сметам, программам, т.е. качественная оценка, а также проверка соответствия абсолютных величин расходования средств планируемым показателям с учетом ограничений, указанных в соответствующих нормативных актах. Например, в соответствии c п. 3 ст. 17 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" на финансирование благотворительных программ должно быть направлено не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной Законом предпринимательской деятельности. В ст. 27 Федерального закона от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" приведены предельные размеры сумм доходов от размещения пенсионных резервов, направляемых на покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда (за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов);

3) подтверждение достоверности оценки имущества и обязательств некоммерческой организации. Это проверка не только правильности формирования балансовой стоимости имущества, но и соответствия структуры данного имущества ограничениям, указанным в нормативных документах, которые регламентируют деятельность некоммерческих организаций, уставах, соглашениях.

Аудит в некоммерческих организациях может быть обязательным, т.е. проводиться в соответствии с требованиями законов и иных нормативных актов. Кроме того, обязательность аудиторских проверок может быть заложена в уставе организации. В соответствии с действующим законодательством (Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.94 г. N 1355, ст. 2) обязательному аудиту подлежат:

внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц.

Обязательному аудиту подлежат НПФ в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а также фондовые биржи. Последние согласно ст. 11 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с последующими изменениями) создаются в форме некоммерческих партнерств и соответственно подлежат обязательному аудиту.

Кроме того, обязательному аудиту подлежат организации, сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года 200 000-кратный установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, т.е. валюта баланса превышает 16698 тыс. руб. (п. 4 постановления N 1355).

В остальных случаях некоммерческая организация может провести добровольную (инициативную) аудиторскую проверку.

Независимо от того, является аудит обязательным или нет, расходы на его проведение должны быть включены в финансовый план или в смету некоммерческой организации по отдельной статье расходов и утверждены органом управления этой организации.

Некоммерческая организация может воспользоваться и другими услугами, предоставляемыми аудиторскими компаниями, например в сфере консалтинга. Данные расходы также должны быть заложены в финансовых планах или сметах.

Основная проблема, с которой сталкивается аудитор при проведении аудита некоммерческих организаций, заключается в том, что целевое расходование средств определяется суммой, а не целью и не средствами. В большинстве организаций отсутствуют решения органов управления, определяющие направления деятельности, а также финансовые планы или сметы, регламентирующие расходование средств на отдельные программы или направления деятельности. Однако наличие смет или финансовых планов предусмотрено ст. 3 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 17 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Кроме того, сметы имеют большое значение в связи с тем, что к некоммерческим организациям неприменимо Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, поэтому единственным документом, который определяет структуру расходов и их суммовую оценку, становится смета или финансовый план. Следует обратить внимание на то, что для некоммерческих организаций неприменимы счета учета затрат, используемые коммерческими организациями, от 20 до 29. Учет расходов рекомендуется вести на счете 96 "Целевые финансирование и поступления", выстраивая систему аналитического учета в разрезе программ или направлений деятельности, а также в разрезе расходов на содержание некоммерческой организации по статьям сметы.

Конкретный перечень статей расходов с указанием предполагаемого лимита средств указывается в финансовом плане организации. В ст. 29 Закона N 7-ФЗ указано, что утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Ее учредительными документами может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение данных вопросов.

В настоящее время форма финансового плана и порядок его составления не регулируются нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В общем виде финансовый план организации может иметь следующий вид:


Статьи расходов Источники финансирования
1. Инвестиции
Расходы на строительство объектов
1. Имущественные взносы
основных партнеров
Расходы на приобретение отдельных объектов
основных средств (оборудования)
2. Целевые поступления в
зачет налога на прибыль в
городской бюджет
Расходы на реконструкцию и модернизацию основных
средств
3. Целевые поступления из
прочих источников
Расходы на приобретение нематериальных активов 4. Доходы от коммерческой
деятельности
Финансовые вложения (и другие)  
2. Расходы на уставные цели  
Для образовательных учреждений  
Аренда учебных классов  
Приобретение и разработка учебных пособий  
Оплата труда преподавательского состава  
Для спортивных школ  
Проведение спортивных мероприятий (соревнований)  
Финансовое обеспечение учебно-тренировочного
процесса
 
Оплата труда тренеров и преподавателей  
Содержание спортивных площадок и сооружений
(и другие по профилю деятельности организации)
 
3. Текущие расходы
Заработная плата администрации и обслуживающего
персонала
 
Отчисления на социальное страхование  
Содержание офисных помещений  
Канцелярские и почтово-телеграфные расходы  
(и другие)  
Справочно
Сумма налога на добавленную стоимость, оплаченная
поставщикам и подрядчикам
 

Можно составить также локальные финансовые планы некоммерческой организации, предусматривающие расходование соответствующего источника финансирования. В первую очередь целевые поступления в зачет налога на прибыль в городской бюджет должны быть направлены на финансирование уставной деятельности организации: обеспечение учебного процесса, организацию спортивных мероприятий, финансирование природоохранных мероприятий и т.д. Пропорции между затратами на чисто спортивную деятельность и административно-хозяйственными расходами спорткомплекса нормативными документами не установлены. При распределении средств между статьями расходов необходимо руководствоваться текущими задачами организации.


Раздел "Инвестиции"


В соответствии с Федеральным законом от 25.02.99 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

При отражении в бухгалтерском учете произведенных некоммерческой организацией инвестиций следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и нормативными документами по данному вопросу.


Раздел "Расходы на уставные цели"


Степень детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется. При формировании статей данного раздела следует учитывать следующие аспекты:

при получении средств в зачет налоговых платежей в бюджеты разного уровня формулировка статей не должна допускать возможность толкования нецелевого использования полученных средств;

статьи расхода должны быть максимально приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;

назначение и порядок формирования статьи должен быть понятен широкому кругу лиц (бухгалтеру, представителям контролирующих организаций, учредителям и членам организации и т.д.).


Раздел "Текущие расходы"


Текущие расходы - часть расходов некоммерческой организации, обеспечивающая текущее функционирование, содержание административно-хозяйственного персонала и обеспечение условий его работы. В данный раздел включаются следующие группы:

оплата труда персонала;

начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование граждан);

приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

командировки и служебные разъезды;

оплата транспортных услуг;

оплата услуг связи;

оплата коммунальных услуг;

прочие текущие расходы.

Можно предложить следующий вариант бухгалтерского учета текущих расходов. К счету 26 "Общехозяйственные расходы" открываются субсчета в соответствии со статьями раздела. В течение месяца на дебет данных субсчетов относятся соответствующие суммы, затраты в конце месяца постатейно закрываются в дебет счета 96.


Отчет об исполнении финансового плана


По завершении отчетного периода составляется отчет об исполнении финансового плана. В нем приводятся данные плана, фактические расходы, суммы перерасхода или экономии по отдельным статьям. Фактические расходы по финансовому плану должны соответствовать сумме расходов, указанных в отчете об использовании целевых средств, предоставляемом в налоговую инспекцию. Решением высшего органа некоммерческой организации (или уполномоченного органа) отчет об исполнении финансового плана утверждается вместе с бухгалтерским отчетом. В отчете указывается также остаток целевых средств на конец отчетного периода. Остаток средств по отчету должен соответствовать сальдо по счету 96 "Целевые финансирование и поступления" на отчетную дату.

Размер остатка неиспользованных средств на конец года нормативными документами не регламентируется. Исключение составляют благотворительные организации. Как уже указывалось, в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительных организациях и благотворительной деятельности" на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации таких программ, и другие расходы, связанные с их реализацией) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной Законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.


Н. Бровкина,

кафедра экономического анализа и аудита Финансовой академии

при Правительстве Российской Федерации


Е. Бахмарина,

главный аудитор компании "Аудит-Эскорт"



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.