• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Право на товарный знак: понятие и правовая защита (Выпуск 9, май 2000 г. )

Право на товарный знак: понятие и правовая защита


За годы работы в новых условиях хозяйствования на российском рынке появилось много субъектов предпринимательской деятельности, предлагающих разнообразные товары, работы и услуги. Для того чтобы потребители этих товаров (работ, услуг) могли отличить результаты деятельности одних предпринимателей от аналогичных товаров (работ, услуг), предлагаемых другими, субъекты предпринимательской деятельности могут использовать товарные знаки и знаки обслуживания. О том, что это такое, каким образом обеспечить их правовую охрану, пойдет речь в настоящей статье.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, является Закон РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее в статье - Закон о товарных знаках).


* * *


Под товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) понимаются обозначения, способные отличить соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Для того чтобы обеспечить правовую охрану товарного знака, необходимо его зарегистрировать в установленном порядке. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

В качестве товарных знаков могут выступать: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (п. 1 ст. 5 Закона о товарных знаках):

- к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания;

- к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости;

- к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и композиции линий, фигур;

- к комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.;

- к другим обозначениям, предусмотренным п. 1 ст. 5 Закона о товарных знаках относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Однако при разработке товарного знака необходимо учитывать, что не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений: не обладающих различительной способностью;

представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения;

вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

являющихся общепринятыми символами и терминами;

указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

Кроме того, разработанный товарный знак должен иметь оригинальность, так как в случае если аналогичный товарный знак или сходный с ним уже был зарегистрирован, то в регистрации будет отказано.

Существуют также некоторые другие ограничения на использование отдельных обозначений в товарных знаках (ст. 7 Закона о товарных знаках). Заявка на государственную регистрацию товарного знака подается в Федеральный институт промышленной собственности Российского агентства по патентам и товарным знакам (ФИПС). Заявка может быть подана непосредственно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве (Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом 29.11.95).

Заявка должна содержать:

- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;

- заявляемое обозначение и его описание;

- перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака.

К заявке должен быть приложен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

После проведения предварительной экспертизы заявки и экспертизы заявленного обозначения принимается решение о регистрации товарного знака (или об отказе в его регистрации). На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и выдает свидетельство на товарный знак его владельцу.

Регистрация товарного знака не является бессрочной, она действует в течение десяти лет с момента поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

Юридические и физические лица Российской Федерации имеют право зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию.

Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через Патентное ведомство.

Рассмотрим правомочия, которыми обладает владелец товарного знака.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый товарный знак без разрешения его владельца.

Таким образом, основным правомочием владельца товарного знака является его использование, однако указанное право одновременно является и обязанностью владельца.

Использованием товарного знака считается его применение на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах или их упаковке.

Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно полностью или частично на основании решения Высшей патентной палаты, принятого по заявлению любого лица, в случае, если товарный знак не используется непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления.

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор регистрируются в Патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными.

Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Однако регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.

Так, например, при рассмотрении спора, связанного с защитой права на товарный знак, арбитражный суд указал, что если товары, обозначенные товарным знаком, введены в хозяйственный оборот другими лицами с согласия его владельца, то он не вправе запретить им использование этого товарного знака.

Как видно из материалов данного дела, общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о прекращении нарушения прав на товарный знак. Ответчик, по утверждению истца, выпускает в хозяйственный оборот товары того же класса, используя тождественный товарный знак. Акционерное общество не отрицало указанного обстоятельства, однако ссылалось на правомерность своих действий, поскольку выпускает товары с указанным обозначением в пределах количества, установленного договором, заключенным с истцом до регистрации этого обозначения в качестве товарного знака.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав следующее.

В соответствии со ст. 23 Закона о товарных знаках регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия. Поэтому изготовление товара с использованием обозначения, зарегистрированного впоследствии в качестве товарного знака, не является нарушением прав на товарный знак, если оно осуществляется по ранее заключенному договору с владельцем товарного знака (п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак", приложение к информационному письму ВАС РФ от 29.07.97 N 19).

Российское законодательство не успевает за теми изменениями в общественной жизни, которые обусловлены стремительным научно-техническим прогрессом.

На практике возникла проблема, связанная с нарушением права на товарный знак, не урегулированная действующими правовыми нормами. Речь идет об использовании чужих товарных знаков в доменных именах сети Интернет.

Доменное имя в сети Интернет представляет собой обозначение определенного лица, используемое вместо цифрового адреса. Некоторые недобросовестные лица используют для обозначения своего сервера хорошо известный чужой товарный знак. В результате владельцы товарных знаков столкнулись с проблемой захвата доменных имен с использованием чужих товарных знаков.

Данная проблема известна не только в нашей стране, но и в других государствах, однако в зарубежной судебной практике она была разрешена, чего нельзя сказать о нас.

Что касается действующего российского законодательства, то, как было указано выше, Закон о товарных знаках признает нарушением прав владельца товарного знака "несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажу, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров".

Учитывая, что наименование доменного адреса может служить средством индивидуализации самого владельца и предлагаемых им на сайте товаров и услуг, использование чужого товарного знака можно квалифицировать как нарушение прав владельца товарного знака.

Например, при обращении в сети Интернет к сайту Bosch.ru потребитель связывает его с наименованием всемирно известной компании, предлагающей качественную и разнообразную бытовую технику. При этом лицо, использующее чужой товарный знак, извлекает необоснованную выгоду для себя.

Несмотря на то что в Законе о товарных знаках использование чужого товарного знака в доменном имени в сети Интернет прямо не названо в числе нарушений прав владельца товарного знака, нарушенные права владельца товарного знака исходя из принципов и основных начал гражданского законодательства подлежат защите, а убытки, понесенные им, - взысканию с владельца доменного адреса.


О. Старостина,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 9, май 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение