Вопрос: Управление ЖКХ (заказчик) по условиям заключенных договоров является участником в расчетах между потребителем (населением) и теплоснабжающими организациями. Можно ли включить НДС в расчет финансирования из бюджета? (Выпуск 11, июнь 2000 г.)

Управление ЖКХ (заказчик) по условиям заключенных договоров является участником в расчетах между потребителем (населением) и теплоснабжающими организациями.

В финансовом плане Управления предусматривается дотация (целевые ассигнования) в части покрытия разницы по регулируемым тарифам на коммунальные услуги для дальнейшего перечисления этой дотации поставщикам коммунальных услуг.

Передача населению коммунальных услуг осуществляется теплоснабжающими организациями, а все расчеты с населением производятся через Управление ЖКХ с применением счета 96. Также Управление осуществляет и расчеты по НДС. По мере получения платы от населения начисляется НДС (Дебет 96 Кредит 68), а при расчетах с теплоснабжающими организациями на основании предъявленных счетов НДС отражается по счету 19.

В результате проведения всех этих расчетов у Управления образуется дебетовое сальдо по счету 68. Должно ли оно возмещаться?

Можно ли включить НДС в расчет финансирования из бюджета?


Обязанность по перечислению генеральному заказчику дотации на разницу в тарифах ЖКУ на основании экономически обоснованных расчетов в соответствии с финансовым планом возложена на муниципального заказчика при условии заключения между муниципальным заказчиком и службой заказчика (генеральным заказчиком) муниципального контракта на организацию и исполнение поставки товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд (см. п. 2.3.2 приложения 1 приказа Госстроя РФ от 26.06.98 N 17-125/1 "Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы ЖКХ в Российской Федерации"). В дальнейшем средства, полученные генеральным заказчиком из муниципального бюджета в виде дотации на компенсацию разницы в тарифах по теплоснабжению, перечисляются исполнителю, т.е. теплоснабженческим организациям. Перечисление средств в оплату работ (услуг) исполнителю осуществляется с транзитных счетов генерального заказчика в части средств, поступивших от получателей (потребителей) услуг, и соответствующих бюджетных средств (пункты 3.3, 3.4 приложения 3 Приказа Госстроя РФ).

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и его зачета (возмещения) из бюджета регулируется Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и инструкцией Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Пунктом 27 Инструкции N 39 предусмотрено, что возмещение из соответствующего бюджета отрицательной суммы НДС по дотируемой продукции производится только организациям (предприятиям), производящим и реализующим товары (работы, услуги), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов. При этом в письме Госналогслужбы РФ от 15.08.96 N ВЗ-4-03/55Н "О порядке исчисления НДС организациями ЖКХ" (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.96 N 1156) в отношении организаций ЖКХ сказано, что если они не осуществляют операций по купле-продаже коммунальных услуг, а участвуют только в расчетах по ним, т.е. выполняют функцию сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи), то операции по реализации этих услуг отражаются на балансе организаций-поставщиков (производителей работ, услуг), которые и осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Соответственно и получить возмещение отрицательной суммы НДС по дотируемым услугам могут только поставщики этих услуг, т.е. в данной ситуации - теплоснабжающие организации. Эти же организации, естественно, должны и составлять, и представлять в налоговые органы декларации по НДС. По этим же причинам Управление ЖКХ (заказчик) не может включить суммы НДС в расчет при составлении финансового плана.

На балансе Управления бухгалтерские записи по начислению и последующему возмещению НДС по услугам теплоснабжающих организаций не отражаются.


М. Бойкова

Выпуск 11, июнь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.