• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Порядок определения облагаемого НДС оборота у АЗС (Выпуск 11, июнь 2000 г.)

Порядок определения облагаемого НДС оборота у АЗС


Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 36-ФЗ) для предприятий розничной торговли введен общеустановленный порядок исчисления НДС. В связи с этим в редакцию стало поступать много вопросов от предприятий, осуществляющих розничную торговлю горюче-смазочными материалами (ГСМ), касающихся в основном порядка определения облагаемого оборота по НДС при реализации ГСМ и суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет, а также порядка определения суммы налога на реализацию ГСМ, подлежащего взносу в бюджет.

Рассмотрим ситуацию, описанную в одном из писем.

АЗС закупает бензин у различных поставщиков и продает его населению. При этом разные поставщики в счетах-фактурах на бензин выделяют разные суммы НДС.

Например:

Счет-фактура поставщика N 1 (в рублях)


Наименование Кол-во Цена Сумма НДС Всего с НДС
(1) (5) (6) (8) (11) (12)
Бензин 1000 л 4,1379 4137,93 827,59(20)% 6000


Счет-фактура поставщика N 2 (в рублях)


Наименование Количество Цена Сумма НДС Всего с НДС
(1) (5) (6) (8) (11) (12)
Бензин 1000 л 5,00 5000 1000(20%) 6000

В связи с этим у АЗС возникли вопросы:

1. По какой ставке будет определяться НДС от выручки для расчета налогов?

2. Можно ли выводить какой-то средний процент?

3. Какая сумма НГСМ будет перечисляться в бюджет?

4. Как правильно отразить операцию по реализации бензина в бухгалтерском учете, вывести финансовый результат и посчитать все налоги? В соответствии с Законом N 36-ФЗ облагаемый НДС оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС, а начисление налога осуществляется по ставке 20 или 10% к облагаемому обороту. Применение расчетных ставок теперь Законом не предусмотрено. Соответственно НДС, уплаченный поставщикам за приобретенные товары, в покупную стоимость товара не включается, а подлежит возмещению (зачету) из бюджета в общеустановленном порядке. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) товары, предназначенные для продажи, и материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктам 3, 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", предприятия, осуществляющие перепродажу ГСМ, уплачивают налог на реализацию ГСМ (НГСМ) с суммы разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС) по ставке 25%. При формировании отпускной цены на ГСМ необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы РФ от 17.07.95 N ВЗ-6-15/386 "О порядке расчета налога на реализацию горюче-смазочных материалов" с учетом изменений, внесенных в него письмом МНС РФ от 26.07.99 N ВГ-6-03/590@ "О налогообложении горюче-смазочных материалов".

Рассмотрим на примере порядок определения облагаемого оборота по НДС, НГСМ и отражения этой операции в бухгалтерском учете.

Пример. Возьмем данные счета-фактуры поставщика N 1. Поскольку речь идет об АЗС, то вероятнее всего, что учет товаров на счете 41 ведется по продажным ценам с использованием счета 42 "Торговая наценка". Допустим, что торговая наценка на бензин составляет 10% (без учета НДС и налога с продаж). Предположим, что АЗС реализует свой товар только в Москве, где ставка налога с продаж 4%. Для упрощения примера предположим, что весь бензин в течение месяца был продан, остатка бензина на начало месяца не было и сумма издержек обращения равна нулю.

1. Дебет 41 Кредит 60 - 5172,41 руб. (6000 руб. - 827,59 руб. (6000/ 145% х 20%)) - оприходован поступивший бензин с учетом НГСМ (без НДС).

2. Дебет 19 Кредит 60 - 827,59 руб. - отражен НДС по поступившему бензину.

3. Дебет 60 Кредит 51 - 6000 руб. - произведена оплата бензина поставщику.

4. Дебет 68 Кредит 19 - 827,59 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по поступившему и оплаченному бензину (п. 19 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость").

Формирование отпускной цены на ГСМ.

Розничная цена (без НДС и НГСМ): 4137,93 руб. (5172,41 руб. - 1034,48 руб. (НГСМ, уплаченный поставщику - 6000 руб. / 145% х 25%)) + 4137,93 руб. х 10% = 4137,93 руб. + 413,79 руб. = 4551,72 руб.

НДС 20% от розничной цены: 910,34 руб. (4551,72 руб. х 20%).

НГСМ: 1137,93 руб. ((4551,72 - 4137,93) х 25% + 1034,48 = 103,45 + 1034,48 = 1137,93).

Розничная цена (с учетом НДС и НГСМ): 4551,72 руб. + 910,34 руб. + 1137,93 руб.= 6599,99 руб.

Рассчитанная таким образом розничная цена увеличивается на сумму налога с продаж: 6599,99 руб. + 6599,99 руб. х 4% = 6599,99 руб. + 264 руб. = 6863,99 руб.

5. Дебет 41 Кредит 42 - 1427,58 руб. (413,79 руб. + 910,34 руб. + 103,45 руб.) - начислена торговая наценка на оприходованный товар с учетом НДС и НГСМ.

6. Дебет 41 Кредит 42 - 264 руб. - учтен налог с продаж в отпускной цене товара.

Таким образом, на счете 41 сформирована продажная цена:

4137,93 руб. + 413,79 руб. + 1137,93 руб. + 910,34 руб. + 264 руб.= 6863,99 руб.

7. Дебет 50 Кредит 46 - 6863,99 руб. - поступила выручка в кассу за реализованный бензин.

8. Дебет 46 Кредит 41 - 6863,99 руб. - списана стоимость реализованного бензина.

9. Дебет 46 Кредит 68/Налог с продаж - 264 руб. (6863,99 / 104% х 4%) - начислен налог с продаж в бюджет.

10. Дебет 46 Кредит 68/НДС - 910,34 руб. (6863,99 руб. - 264 руб.) / 145% х 20% - начислен НДС в бюджет с оборота по реализации.

11. Дебет 46 Кредит 67 - 103,45 руб. ((6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 5172,41 руб.)/125% х 25%) - начислен НГСМ, подлежащий уплате предприятием- перепродавцом.

12. Дебет 46 Кредит 42 - 1691,58 руб. (6863,99 руб. - 5172,41 руб.) - сторнируется реализованная торговая наценка (проводка красным).

13. Дебет 44 Кредит 67 - 10,34 руб. ((6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 103,45 руб. - 5172,41 руб. = 413,79 руб.) х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог в бюджет.

14. Дебет 46 Кредит 44 - 10,34 руб. - налог на пользователей автодорог списан на реализацию.

15. Дебет 46 Кредит 80 - 403,45 руб. (6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. -103,45 руб. - 5172,41 руб. - 10,34 руб.) - отражен финансовый результат от реализации.

16. Дебет 80 Кредит 68/"Расчеты по налогу на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы" - 6,20 руб. (6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 103,45 руб. - 5172,41 руб.) х 1,5%) - начислен налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы.

17. Дебет 68/Налог с продаж Кредит 51 - 264 руб. - налог с продаж перечислен в бюджет.

18. Дебет 68/НДС Кредит 51 - 82,75 руб. (910,34 руб. - 827,59 руб.) - НДС перечислен в бюджет.

19. Дебет 67 Кредит 51 - 103,45 руб. - НГСМ перечислен в дорожный фонд.

20. Дебет 67 Кредит 51 - 10,34 руб. - налог на пользователей автодорог перечислен в дорожные фонды.

21. Дебет 68/Жилфонд Кредит 51 - 6,20 руб. - налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы перечислен в бюджет.

Относительно счета-фактуры поставщика N 2 необходимо сказать, что он составлен неверно, так как предприятия - производители ГСМ исчисляют НГСМ от выручки от реализации ГСМ без НДС по ставке 25%, а предприятия-перепродавцы - от разницы между продажной и покупной стоимостью, т.е. от добавленной стоимости, и зачет НГСМ, уплаченного при покупке ГСМ, не производится. Облагаемый оборот по НДС определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен также без включения в них НДС. Если же брать данные, указанные в счете-фактуры поставщика N 2, то получается, что НДС начисляется и на НГСМ, который учтен в покупной цене, а это неверно.

Проблема заключается в том, что в типовой форме счета-фактуры, приведенной в приложении 1 к Порядку ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914, в редакции от 19.01.2000), не предусмотрено отдельной графы для суммы НГСМ, присутствующего в отпускной цене на реализуемые ГСМ. Однако, поскольку сумма НДС, присутствующая в отпускной цене, исчисляется со стоимости ГСМ без учета НГСМ, то во избежание несоответствия между данными граф 6 (цена) и 8 (сумма) и графы 11 (сумма НДС), по нашему мнению, можно порекомендовать предприятиям, реализующим ГСМ, ввести в форму счета-фактуры дополнительную графу 11а (сумма НГСМ) для указания суммы НГСМ, исчисленной со стоимости реализуемых ГСМ. При этом в графах 6 и 8 будет указываться цена (сумма) реализуемых ГСМ без НДС и НГСМ.

Таким образом, поскольку поставщик N 2 неверно исчислил НДС, то АЗС, беря в зачет НДС в сумме 1000 руб., занизит сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет (см. пример). Кроме того, АЗС не сможет правильно определить сумму НГСМ, подлежащую взносу в бюджет, так как не будет знать сумму НГСМ, уплаченную поставщику при покупке бензина. При получении подобных счетов-фактур предприятиям, реализующим ГСМ, необходимо обращаться к поставщикам с просьбой об исправлении суммы НДС, указываемой в счетах-фактурах.


Е. Шаронова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 11, июнь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.