Вопрос: Предприятие, занимается исключительно перепродажей (оптом и в розницу) изделий медицинского назначения, как облагаемых НДС, так и освобожденных от данного налога. Разрешено ли такому предприятию НДС, оплаченный поставщикам и подлежащий списанию на расчеты с бюджетом, списывать на издержки обращения в доле, приходящейся, например, на выручку от реализации товаров необлагаемых НДС?


Предприятие, занимается исключительно перепродажей (оптом и в розницу) изделий медицинского назначения, как облагаемых НДС, так и освобожденных от данного налога. Разрешено ли такому предприятию НДС, оплаченный поставщикам и подлежащий списанию на расчеты с бюджетом, списывать на издержки обращения в доле, приходящейся, например, на выручку от реализации товаров необлагаемых НДС?


Предприятию, занимающемуся перепродажей (оптом и в розницу) изделий медицинского назначения, часть из которых возможно перепродавать без учета налога на добавленную стоимость, необходимо иметь в виду следующее.

Реализация изделий медицинского назначения освобождается от налога на добавленную стоимость на основании подпункта "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).

Порядок предоставления этой льготы по налогу на добавленную стоимость предусмотрен подпунктом "у" пункта 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений).

Ассортиментный перечень изделий медицинского назначения приведен в нормативном письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 NN ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".

Этим же нормативным письмом предусмотрено обязательное наличие соответствующих лицензий для обоснования права на применение льготы по НДС при реализации отечественных изделий медицинского назначения.

При реализации импортных изделий медицинского назначения наличие лицензии на право реализации таких изделий в целях применения льготы по НДС не требовалось с момента вступления в законную силу Решения Верховного суда Российской Федерации от 30.07.98 N ГКПИ 98-237.

Однако с момента вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (опубликованного 05.01.2000 в "Российской газете" N 1 - 3) освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров, в том числе перечисленных в подпункте "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Наличие указанного раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) должно осуществляться прямым методом.

При этом порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании Приказа Минфина России от 09.12.98 N 60Н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/98", а также отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам или иной показатель, предусмотренный отраслевыми рекомендациями. Выбор базы относительно которой распределяются накладные расходы осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.

Поэтому распределение расходов, связанных с реализацией облагаемых НДС товаров и необлагаемых этим налогом в доле, пропорциональной сумме выручки, полученной от такой реализации, является неправильным, так как в основе распределения расходов должен применяться наиболее достоверный прямой метод учета затрат.

Оплаченные поставщикам суммы НДС по материальным затратам, связанным с реализацией облагаемых и необлагаемых НДС товаров, подлежат отнесению на затраты или предъявляются к зачету (возмещению из бюджета) в размере пропорциональном доле затрат, распределенных указанным выше способом.


Советник налоговой службы 1 ранга

И.Е. Муравьева


22 мая 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение