Вопрос: Московское представительство итальянской фирмы, состоящее на налоговом учете, проводит маркетинговые исследования российского рынка. Контракт предусматривает, что НДС со стоимости выполненных на территории России работ и налог с доходов инофирмы от данной деятельности должен уплачивать российский заказчик. Просим разъяснить, правомерен ли такой способ исполнения налоговых обязательств инофирмы?


Московское представительство итальянской фирмы, состоящее на налоговом учете, проводит маркетинговые исследования российского рынка. Наряду с этим, между самой инофирмой и российским предприятием был заключен отдельный контракт, по которому инофирма осуществляет поставку оборудования на территорию России, а также производит его шеф-монтаж и пуско-наладку на территории других российских регионов в течение периода, не превышающего 30 дней в календарном году. Указанный контракт предусматривает, что НДС со стоимости выполненных на территории России работ и налог с доходов инофирмы от данной деятельности должен уплачивать российский заказчик.

Просим разъяснить, правомерен ли такой способ исполнения налоговых обязательств инофирмы?


Как следует из существа вопроса, итальянская фирма осуществляет активную деятельность в различных местах на территории России, имея при этом представительство в г.Москве, которое предпринимательской деятельностью не занимается.

Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

В том случае, когда иностранные юридические с постоянным местопребыванием в государствах, с которыми существуют действующие соглашения об избежании двойного налогообложения, при осуществлении деятельности в России состоят на учете в налоговом органе с присвоением ИНН и указывают свой ИНН при оформлении всех расчетно-платежных документов (как того требует письмо Госналогслужба России, Минфина России и Банка России соответственно от 16.05.95 N ВГ-4-12/25, от 05.06.95 N 47 и от 16.06.95 N 174), это является подтверждением того, что иностранная компания является самостоятельным плательщиком налогов в Российской Федерации, и, следовательно, служит основанием для неудержания налога у источника выплаты.

При этом предоставление предприятию - источнику выплаты других подтверждающих документов (Уведомления об источниках доходов в Российской Федерации либо справки налогового органа) не является обязательным требованием, предъявляемым к иностранному юридическому лицу.

В рассматриваемом случае расчет обязательств по налогу на прибыль, связанных с выполнением шеф-монтажных и пуско-наладочных работ, должен производиться инофирмой в налоговом органе по месту постановки на учет его постоянного представительства, т.е. в г. Москве.

Налогообложение доходов от данной деятельности инофирмы осуществляется с учетом соответствующих положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.96, которая устанавливает, что строительная площадка или шеф-монтажный объект, существующие менее 12 месяцев, не приводит к образованию постоянного представительства.

В связи с этим, итальянской фирме может быть предоставлено предварительное освобождение от налогообложения по указанным доходам в случае, если нерезидент направит в налоговый орган Заявление на предварительное освобождение доходов от источников в Российской Федерации 1013 DT, оформленное в установленном порядке.

При решении вопроса о правомерности удержания российским предприятием НДС с сумм средства, перечисляемых инофирме за выполненные на территории России работы, следует исходить из того, что согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, являются плательщиками НДС.

Законом также определено, что иностранные предприятия, являющиеся плательщиками НДС и состоящие на учете в налоговом органе, при реализации товаров (работ, услуг) исчисляют и уплачивают НДС самостоятельно в порядке, установленном данным Законом. При этом, Закон определяет плательщиком налога само иностранное юридическое лицо и не связывает обязанность самостоятельно уплачивать НДС с постановкой на учет в каком-либо определенном налоговом органе.

Таким образом, иностранное предприятие, состоящее на налоговом учете, является плательщиком налога вне зависимости от места осуществления деятельности в Российской Федерации.

Подтверждением факта постановки иностранной организации на налоговом учете является указание ИНН в расчетно-платежных документах, которое, также как и в отношении налога на доходы от источников в Российской Федерации, служит для российского источника выплаты основанием для неудержания НДС с суммы перечисляемых нерезиденту средств.

Обязанность уплачивать НДС за иностранное предприятие возникает у российского источника выплаты только в том случае, когда иностранное предприятие не состоит на учете ни в одном российском налоговом органе.



Советник налоговой службы I ранга

И.Б. Покровская


5 июля 2000 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.