Применение рыночных цен при налогообложении сделок между предприятием и его работниками (Выпуск 14, июль 2000 г.)

Применение рыночных цен
при налогообложении сделок между предприятием и его работниками


Вступивший в силу с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ одновременно и упростил, и усложнил жизнь бухгалтеров предприятий и организаций.

С одной стороны, с введением в действие части первой НК РФ утратили свою силу все положения налогового законодательства, регламентировавшие порядок исчисления и уплаты налогов в случае реализации товаров (работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости. В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, независимо от того, превышает эта цена фактическую себестоимость товаров (работ, услуг) или нет.

Таким образом, в настоящее время предприятия, реализующие продукцию (работы, услуги) с убытком, избавлены от необходимости обоснования причин возникновения убытков и производят исчисление налогов исходя из фактических цен реализации на основании данных бухгалтерского учета.

С другой стороны, п. 2 ст. 40 НК РФ определен перечень случаев, в которых налоговым органам предоставлено право контролировать соответствие цен, примененных сторонами сделки, уровню рыночных цен. И хотя перечень таких случаев достаточно узок (перечень, приведенный в п. 2 ст. 40 НК РФ, является закрытым и содержит всего четыре пункта), однако практически все предприятия в процессе своей деятельности совершают сделки, которые могут контролироваться налоговыми органами. Поэтому вопросы, связанные с пересчетом цены сделки исходя из уровня рыночных цен, волнуют сегодня бухгалтеров очень многих предприятий. Это подтверждает и анализ писем, поступающих в редакцию нашего журнала.

В прошлом году вниманию читателей был представлен большой материал, посвященный проблемам пересчета цены реализации для целей налогообложения исходя из уровня рыночных цен (см. в журнале "АКДИ "Экономика и жизнь" N 1 за 1999 г., в рубрике "Актуальная тема" статью Е. Тимохиной "Определение рыночной цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения по Налоговому кодексу РФ").

В настоящей статье мы подробно остановимся только на одном аспекте применения рыночных цен для целей налогообложения, который традиционно вызывает много вопросов, а также рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с доначислением налогов исходя из уровня рыночных цен.


***


Если обратиться к читательской почте, то можно сделать вывод о том, что чаще всего бухгалтеры задаются вопросом о необходимости пересчета налогов исходя из уровня рыночных цен при осуществлении сделок по реализации товаров (работ, услуг) своим работникам. Основной причиной возникновения этого вопроса является то, что предприятия чаще всего реализуют товары (работы, услуги) своим работникам по специальным ценам, которые оказываются намного ниже уровня рыночных цен. Поэтому при налогообложении таких сделок бухгалтеры и сталкиваются с дилеммой: считать налоги исходя из фактической цены реализации или применять для целей налогообложения рыночную цену на аналогичные товары (работы, услуги).

Выше мы уже отмечали, что по общему правилу для целей налогообложения применяется цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться только в случаях, специально указанных в п. 2 ст. 40 НК РФ.

Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве налоговых органов производить такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий совершения сделок.

Таким образом, бухгалтерам предприятий при решении вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать для целей налогообложения (фактическую или рыночную), следует исходить из двух факторов.

Во-первых, необходимо определить, попадает ли сделка между предприятием и работником под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не попадает, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг) независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.

Если сделка между предприятием и работником попадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то бухгалтеру необходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен.

Если вероятность такого развития событий достаточно велика, то, по нашему мнению, предприятию есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен по всем сделкам, которые могут попасть под контроль налоговых органов, что позволит предприятию сэкономить на сумме пеней.

Во-вторых, нельзя не отметить, что НК РФ никак не обязывает предприятия самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если предприятие, осуществившее сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвело самостоятельно пересчет налогов исходя из рыночных цен, то налоговые органы при принятии решения о доначислении налогов никаких штрафных санкций к предприятию применить не смогут. Единственным "наказанием" для предприятия в этом случае будут пени на суммы доначисленных налоговыми органами налогов.

Обращаем Ваше внимание, что все изложенные выше рассуждения никак не относятся к порядку исчисления подоходного налога при реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия. Подоходный налог в этом случае рассчитывается в соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и инструкцией Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".

Напомним, что согласно ст. 2 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" и п. 6 Инструкции N 35 при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам (в том числе и своим работникам) по ценам ниже рыночных возникающая разница между рыночной ценой и фактической ценой реализации подлежит включению в облагаемый подоходным налогом доход физических лиц.

Такой порядок исчисления подоходного налога применяется в отношении всех сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия независимо от того, попадают они под контроль со стороны налоговых органов или нет.


***


При налогообложении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия следует исходить из того, что сделки между предприятием и его работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под контроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких сделок контроль применяемых цен возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий:

- если предприятие и его работники являются взаимозависимыми лицами; - если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие допускает 20-процентное колебание цен по аналогичным (однородным) товарам.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые попадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов и пени исходя из рыночных цен осуществляется, только если фактические цены на товары (работы, услуги), примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и пени не производится.

Пример 1. Предприятие оптовой торговли занимается оптовой реализацией продуктов питания. При этом в соответствии с порядком, установленным на предприятии, работники предприятия имеют право закупать указанные продукты питания с 15-процентной скидкой к отпускной цене, применяемой при реализации продуктов сторонним потребителям.

В данном случае с большой долей вероятности можно предполагать, что отпускная цена на продукты питания, применяемая предприятием при реализации этих продуктов сторонним потребителям, соответствует уровню рыночных цен на аналогичные товары. Поэтому та цена, по которой продукты питания реализуются работникам предприятия, отличается от рыночной менее чем на 20%.

Следовательно, для целей налогообложения в изложенной ситуации должна приниматься фактическая цена реализации, поскольку у налоговых органов нет оснований для пересчета налогов исходя из рыночных цен.

Понятие взаимозависимых лиц содержится в ст. 20 НК РФ. В соответствии с указанной статьей предприятие и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного колебания цен на реализуемые товары (работы, услуги), контроль цен, примененных предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое решение должно быть принято судом в отношении каждой отдельной сделки, совершенной между предприятием и работниками.

Пример 2. Предприятие приобрело на вторичном рынке квартиры, которые реализует своим работникам. В соответствии с порядком, предусмотренным на предприятии, квартиры реализуются работникам за 50% их покупной стоимости.

В данном случае налоговые органы смогут доначислить налоги и пени исходя из рыночных цен на квартиры только после того, как в судебном порядке будет признано, что предприятие и его работники являются взаимозависимыми лицами.

На сегодняшний день нам неизвестны случаи обращения налоговых органов в суд с исками о признании предприятия и его работника взаимозависимыми лицами. Поэтому в отсутствие сложившейся арбитражной практики сегодня очень трудно предугадать, какую позицию по этому вопросу может занять суд. Однако, учитывая тот факт, что бремя доказывания наличия взаимозависимости лежит на налоговых органах (причем доказательства должны быть представлены по каждому работнику и по каждой отдельной сделке), можно предположить, что налоговые органы будут обращаться с исками в суд и настаивать на контроле цен в отношении сделок по реализации товаров (работ, услуг) работникам предприятия только в тех ситуациях, когда пересчет цен приведет к доначислению значительной суммы налогов и пени.

Если при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в пределах непродолжительного периода времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

Пример 3. При тех же условиях, которые описаны в примере 1, предположим, что реализация продуктов питания своим работникам осуществляется предприятием с применением 30-процентной скидки.

В этом случае при реализации товаров работникам отклонение цен составляет более 20% от уровня цен, применяемых при реализации тех же товаров сторонним потребителям. Поэтому налоговые органы имеют право по всем сделкам, совершенным между предприятием и его работниками, доначислить налоги и пени исходя из уровня рыночных цен на аналогичные продукты питания.

Пример 4. При тех же условиях, которые описаны в примере 2, предположим, что при реализации квартир работникам цена реализации составляет от 80 до 50% покупной стоимости квартиры в зависимости от стажа работы данного работника на предприятии. Таким образом, одинаковые квартиры реализуются работникам по разной цене, причем колебание цены составляет более 20%.

В данной ситуации налоговые органы получают право для целей налогообложения пересчитать выручку от реализации квартир исходя из рыночных цен на аналогичные квартиры с соответствующим доначислением налогов и пени.

Обращаем Ваше внимание, что хотя в НК РФ указано, что контроль цен осуществляется налоговыми органами только в том случае, когда 20-процентное колебание цен имеет место в пределах непродолжительного периода времени, однако само понятие "непродолжительный период времени" в Кодексе не определено. При этом на сегодняшний день еще не сформировалось никакой арбитражной практики, позволяющей хотя бы приблизительно оценить промежуток времени, который можно было бы считать непродолжительным.

В этих условиях представители налоговых органов высказывают мнение о том, что понятие "непродолжительный период времени" не является универсальным, а зависит от многих факторов, в частности от специфики деятельности предприятия. Поэтому для одного предприятия непродолжительным можно считать период в один месяц, а для другого - в три месяца.

Таким образом, в настоящее время налоговые органы на местах самостоятельно принимают решение о том, является период времени, в течение которого имело место колебание цен, непродолжительным или нет. А у предприятия в такой ситуации остается лишь право обжаловать решение налогового органа в порядке, предусмотренном главой 19 НК РФ.


***


Если при совершении сделок по реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие принимает решение самостоятельно осуществить пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги), то при определении рыночной цены ему следует руководствоваться положениями пунктов 3 - 11 ст. 40 НК РФ.

Не останавливаясь подробно на порядке определения рыночной цены, обратим внимание читателей на письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 25.04.2000 N 03-08/16182 "О разъяснении законодательства". В этом письме со ссылкой на разъяснение МНС РФ от 03.02.2000 N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) в соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся:

- официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также о котировках Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

- информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации. Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 указанного Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация.

Порядок отражения в учете сумм налогов, доначисленных в результате пересчета цены сделки исходя из уровня рыночных цен, в нормативных документах не установлен. По нашему мнению, в учете предприятия доначисление налогов должно отражаться следующим образом:

Дебет 81 Кредит 68/субсчет "Расчеты по НДС"

- доначислен НДС с суммы разницы между рыночной ценой и фактической ценой сделки (уплачивается за счет собственных средств предприятия);

Дебет 44 (26) Кредит 67/субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автодорог"

- доначислен налог на пользователей автодорог (относится на издержки производства и обращения в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и учитывается при исчислении налога на прибыль в общеустановленном порядке);

Дебет 80 Кредит 68/субсчет "Расчеты по налогу на содержание ЖКХ"

- доначислен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (относится на финансовые результаты деятельности предприятия в соответствии с п. 5 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и учитывается при исчислении налога на прибыль в общеустановленном порядке);

Дебет 81 Кредит 68/субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- доначислен налог на прибыль.

При составлении налоговых деклараций по НДС, налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг), являющейся объектом обложения указанными налогами, следует указывать с учетом произведенной для целей налогообложения корректировки.

Для того чтобы при осуществлении пересчета налогов исходя из рыночных цен правильно рассчитать размер налогооблагаемой прибыли, при заполнении Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение 11 к инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций") необходимо в подп. "а" п. 2.1 Справки отразить (со знаком "+") разницу между рыночной ценой, принимаемой для целей налогообложения, и фактической ценой реализации (за вычетом суммы НДС, исчисленной с указанной разницы).

Кроме того, у предприятия возникает необходимость выписать счет-фактуру на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценой реализации товаров (работ, услуг) с указанием суммы доначисленного налога и отразить этот счет-фактуру в книге продаж. Счет-фактура в этом случае выписывается в одном экземпляре по аналогии с порядком, изложенным в письме Госналогслужбы РФ от 23.05.97 N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах".

Пример 5. Малое предприятие в I квартале 2000 г. реализовало 1000 телевизоров собственного производства по цене 9000 руб. за штуку. За этот же период своим работникам предприятие реализовало 10 таких телевизоров по цене 6000 руб. за штуку. Поскольку в I квартале 2000 г. имела место реализация телевизоров работникам по ценам, отклоняющимся от уровня применяемых предприятием цен более чем на 20%, предприятие решило самостоятельно доначислить налоги по сделкам, связанным с реализацией телевизоров своим работникам.

Предположим, что рыночная цена на идентичные телевизоры, определенная в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ, составила в I квартале 2000 г. 9600 руб. за штуку. Фактическая себестоимость телевизоров - 4500 руб. за штуку, выручка для целей налогообложения определяется предприятием по отгрузке.

В учете предприятия операции по реализации телевизоров отражаются следующим образом.

Реализация телевизоров сторонним потребителям:

1. Дебет 62 Кредит 46 - 9 000 000 руб.

- выручка от реализации телевизоров (9000 х 1000 = 9 000 000);

2. Дебет 46 Кредит 68/субсчет "НДС" - 1 500 000 руб.

- НДС с суммы выручки от реализации телевизоров;

3. Дебет 46 Кредит 40 - 4 500 000 руб.

- списана фактическая себестоимость реализованных телевизоров;

4. Дебет 26 Кредит 67 - 187 500 руб.

- налог на пользователей автодорог по ставке 2,5% от суммы выручки без НДС ((9 000 000 - 1 500 000) х 0,025 = 187 500);

5. Дебет 46 Кредит 26 - 187 500 руб.

- общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованной продукции;

6. Дебет 46 Кредит 80 - 2 812 500 руб.

- прибыль от реализации телевизоров;

7. Дебет 80 Кредит 68/субсчет "Налог на содержание ЖКХ" - 112 500 руб.

- налог на содержание ЖКХ по ставке 1,5% от суммы выручки без НДС ((9 000 000 - 1 500 000) х 0,015 = 112 500).

Реализация телевизоров своим работникам:

8. Дебет 73 Кредит 46 - 60 000 руб.

- выручка от реализации телевизоров (6000 х 10 = 60 000);

9. Дебет 46 Кредит 68/субсчет "НДС" - 10 000 руб.

- НДС с суммы выручки от реализации телевизоров;

10. Дебет 46 Кредит 40 - 45 000 руб.

- списана фактическая себестоимость реализованных телевизоров;

11. Дебет 26 Кредит 67 - 1250 руб.

- налог на пользователей автодорог по ставке 2,5% от суммы выручки без НДС ((60 000 - 10 000) х 0,025 = 1250);

12. Дебет 46 Кредит 26 - 1250 руб.

- общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованной продукции;

13. Дебет 46 Кредит 80 - 3750 руб.

- прибыль от реализации телевизоров;

14. Дебет 80 Кредит 68/субсчет "Налог на содержание ЖКХ" - 750 руб.

- налог на содержание ЖКХ по ставке 1,5% от суммы выручки без НДС ((60 000 - 10 000) х 0,015 = 750).

Доначисление налогов по сделкам по реализации телевизоров своим работникам производится исходя из рыночной цены телевизоров в размере 9600 руб. за штуку. При этом суммы налогов, подлежащие доначислению, определяются как разница между суммами налогов, исчисленными исходя из рыночной цены телевизоров, и суммами налогов, начисленными исходя из фактической цены реализации.

Доначисляем НДС:

9600 х 10 х 0,1667 - 10 000 = 16 003 - 10 000 = 6003 руб.

В учете доначисленная сумма НДС отражается проводкой:

15. Дебет 81 Кредит 68/субсчет "НДС" - 6003 руб.

Доначисляем налог на пользователей автодорог исходя из ставки 2,5% от суммы выручки от реализации без НДС:

(96 000 - 16 003) х 0,025 - 1250 = 2000 - 1250 = 750 руб.

В учете доначисленная сумма налога на пользователей автодорог отражается проводкой:

16. Дебет 26 Кредит 67 - 750 руб.

Кроме того, учитывая тот факт, что доначисленная сумма налога на пользователей автодорог включается в себестоимость продукции (работ, услуг) и принимается для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке, предприятию необходимо скорректировать финансовый результат, полученный от реализации телевизоров своим работникам:

17. Дебет 46 Кредит 26 - 750 руб.

- доначисленная сумма налога на пользователей автодорог списывается на себестоимость реализованных телевизоров;

18. Дебет 46 Кредит 80 - 750 руб.

- на сумму дополнительно начисленного налога корректируется (сторнируется) размер прибыли, полученной от реализации телевизоров (проводка делается методом "красное" сторно).

Доначисляем налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы:

(96 000 - 16 003) х 0,015 - 750 = 1200 - 750 = 450 руб.

В учете доначисленная сумма налога отражается проводкой:

19. Дебет 80 Кредит 68/субсчет "Налог на содержание ЖКХ" - 450 руб.

Если предположить, что в I квартале 2000 г. предприятие никакой иной деятельности не осуществляло и никаких иных доходов и расходов не имело, то при заполнении налоговых деклараций за I квартал 2000 г. результаты доначисления налогов отражаются следующим образом.

При заполнении налоговой декларации по НДС (приложение 1 к инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость") по строке 3 указываются следующие данные:

- в графе 3 отражается сумма выручки, принимаемая для целей налогообложения без НДС.

В нашем примере эта сумма составляет 7 579 997 руб. (9 000 000 + 96 000 - 1 500 000 - 16 003 = 7 579 997);

- в графе 5 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет со стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

В нашем примере эта сумма составляет 1 516 003 руб. (1 500 000 (проводка 2) + 10 000 (проводка 9) + 6003 (проводка 15) = 1 516 003).

При заполнении декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог (приложение 2 к инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды") по строке 1 указываются следующие данные:

- в графе 3 отражается сумма выручки (без НДС), принимаемая для целей налогообложения. В нашем примере - 7 579 997 руб.;

- в графе 4 указывается ставка налога.

В нашем примере - 2,5%;

- в графе 5 отражается сумма налога, начисленная по установленной ставке к сумме выручки (без НДС).

В нашем примере - 7 579 997 х 0,025 = 189 500 руб. (проверим себя: 187 500 (проводка 4) + 1250 (проводка 11) + 750 (проводка 16) = 189 500). Декларация по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы заполняется аналогичным образом.

В заключение рассчитываем размер налогооблагаемой прибыли и определяем сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет.

Балансовая прибыль (прибыль по данным бухгалтерского учета) составила 2 701 800 руб. (2 812 500 (проводка 6) - 112 500 (проводка 7) + 3750 (проводка 13) - 750 (проводка 14) - 750 (проводка 18) - 450 (проводка 19) = 2 701 800).

Расчет налогооблагаемой прибыли производится в Справке (приложение 11 к инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"):

- по строке 1 указывается балансовая прибыль - 2 701 800 руб.

- по строке 2.1 "а" со знаком "+" указывается разница между выручкой, исчисленной исходя из рыночной цены, и фактической выручкой без учета НДС.

В нашем примере - 29 997 руб. ((96 000 - 16 003) - (60 000 - 10 000) = 29 997);

- итого по строке 2.1: + 29 997 руб.;

- итого по строке 2: + 29 997 руб.;

- по строке 6 указывается величина прибыли, отражаемой по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли:

2 731 797 руб. (2 701 800 + 29 997 = 2 731 797).

Будем считать, что предприятие в нашем примере не пользуется никакими льготами по налогу на прибыль, поэтому величина налогооблагаемой прибыли будет совпадать с суммой, отраженной по строке 6 Справки.

Таким образом, налогооблагаемая прибыль предприятия за I квартал 2000 г. составила 2 731 797 руб.

Налог на прибыль по ставке 30% составляет 819 539 руб. (2 731 797 х 0,3 = 819 539). В учете предприятия налог на прибыль начисляется проводкой:

20. Дебет 81 Кредит 68/субсчет "Налог на прибыль" - 819 539 руб.


Т. Крутякова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 14, июль 2000 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.