Вопрос: На основании решения городской думы предприятию в 1999 г. была предоставлена льгота на реконструкцию пивоваренного производства в виде освобождения от уплаты акцизного налога на пиво, подлежащего уплате в городской бюджет. Считается ли эта льгота доходом и облагается ли налогом на прибыль? (Выпуск 14, июль 2000 г.)

На основании решения городской думы предприятию в 1999 г. была предоставлена льгота на реконструкцию пивоваренного производства в виде освобождения от уплаты акцизного налога на пиво, подлежащего уплате в городской бюджет.

Считается ли эта льгота доходом и облагается ли налогом на прибыль?


Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", объектом обложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями названного Закона.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Как можно заметить, ни к одной из вышеперечисленных составляющих объекта налогообложения суммы налоговых льгот не относятся. Соответственно льгота по акцизам прибылью предприятия не является и налогом не облагается.

Что касается самой льготы, то ее предоставление предприятию незаконно.

Акцизы относятся к числу федеральных налогов (ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и соответственно устанавливаются и регулируются федеральным законом.

Как следует из п. 2 ст. 17 и ст. 56 Налогового кодекса РФ, льготы по федеральным налогам должны устанавливаться федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы только в отношении местных налогов.

Более того, ни в Законе РФ от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах", ни в Федеральном законе от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" нет даже намека на то, что органы субъекта федерации или органы местного самоуправления могли бы устанавливать льготы по акцизам в части сумм, поступающих в соответствующий бюджет.

Все вышесказанное будет верно и для периода, предшествующего вступлению в силу части первой НК РФ.

Аналогичная позиция высказана Минфином РФ в письмах от 02.10.98 N 04-03-11; от 06.12.99 N 04-02-02; от 14.12.99 N 04-01-10; от 16.02.2000 N 01-ММ-8/04; от 29.02.2000 N 04-05-10/7 и др.

Следует отметить еще один момент. Если решение органа местного самоуправления было принято после 18 августа 1999 г., то оно кроме всего прочего противоречит НК РФ и еще по одному основанию: в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса" с 18 августа 1999 г. предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено.

Таким образом, по нашему мнению, обязанность по уплате сумм акциза, а также пени за задержку уплаты, сохраняется за предприятием. Налоговые органы могут в любое время направить предприятию требование об уплате налога и пени.

На наш взгляд, поскольку налогоплательщик действовал добросовестно в соответствии с актом представительного органа местного самоуправления, штрафные санкции на него не налагаются (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.99 N 6104/98).


М. Масленников

Выпуск 14, июль 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.