Вопрос: В связи с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ правомерно ли взимание административно-техническими инспекциями Правительства Москвы ежемесячной платы за выдачу разрешений на производство ремонтно-строительных работ, установленной на основании постановления Правительства Москвы от 01.06.93 N 526? За счет какого источника списываются данные затраты? (Выпуск 16, август 2000 г.)

В связи с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ правомерно ли взимание административно-техническими инспекциями Правительства Москвы ежемесячной платы за выдачу разрешений на производство ремонтно-строительных работ, установленной на основании постановления Правительства Москвы от 01.06.93 N 526?

За счет какого источника списываются данные затраты?


Постановлением Правительства Москвы от 01.06.93 N 526 "Об утверждении прейскурантов на оказание платных услуг и размеров штрафных санкций, налагаемых объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы" утвержден прейскурант на выдачу разрешений и согласований на право производства работ по строительству, переустройству, ремонту и реконструкции инженерных сооружений, подземных коммуникаций, зданий, дорог, установке временных ограждений, объектов мелкорозничной торговли, автостоянок, гаражей (приложение 2).

Решение вопроса о правомерности взимания платы за выдачу разрешений на право производства работ по строительству зависит от того, за что именно производится взимание платы объединением административно-технических инспекций.

1. В случае если при выдаче указанных разрешений сотрудниками инспекции осуществляются какие-либо фактические действия, например оформляются документы, дающие право на производство работ, согласовывается порядок проведения строительных работ и т.д., то такие действия подпадают под определение услуги, содержащееся в ст. 779 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, в таком случае между сторонами возникают гражданско-правовые отношения и взимание платы за выдачу разрешений является правомерным. Затраты предприятия, связанные с оплатой услуг объединения административно-технических инспекций по выдаче разрешений на право производства строительных работ, могут быть отнесены на себестоимость выполняемых строительных работ в соответствии с п. 1 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.

2. Если же плата взимается только за юридически значимые действия (сам факт выдачи разрешения, при отсутствии которого предприятие не вправе осуществлять строительные работы), то такая плата подпадает под признаки сбора, содержащиеся в п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ. В соответствии с названной нормой под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются. Статьи 19, 20 и 21 Закона N 2118-1 взимание сбора за выдачу разрешений и согласований на производство работ по строительству и ремонту не предусматривают. Поэтому взимание данного вида платежей неправомерно. За защитой своих нарушенных прав предприятие может обратиться в суд с иском о признании недействительным указанного Постановления Правительства Москвы.

Так как взимание платы за выдачу разрешений на производство строительных работ в такой ситуации противоречит нормам действующего законодательства, то указанные затраты производятся за счет собственных средств предприятия.


О. Старостина

Выпуск 16, август 2000 г.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.