Вопрос: В связи с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ правомерно ли взимание административно-техническими инспекциями Правительства Москвы ежемесячной платы за выдачу разрешений на производство ремонтно-строительных работ, установленной на основании постановления Правительства Москвы от 01.06.93 N 526? За счет какого источника списываются данные затраты? (Выпуск 16, август 2000 г.)

В связи с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ правомерно ли взимание административно-техническими инспекциями Правительства Москвы ежемесячной платы за выдачу разрешений на производство ремонтно-строительных работ, установленной на основании постановления Правительства Москвы от 01.06.93 N 526?

За счет какого источника списываются данные затраты?


Постановлением Правительства Москвы от 01.06.93 N 526 "Об утверждении прейскурантов на оказание платных услуг и размеров штрафных санкций, налагаемых объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы" утвержден прейскурант на выдачу разрешений и согласований на право производства работ по строительству, переустройству, ремонту и реконструкции инженерных сооружений, подземных коммуникаций, зданий, дорог, установке временных ограждений, объектов мелкорозничной торговли, автостоянок, гаражей (приложение 2).

Решение вопроса о правомерности взимания платы за выдачу разрешений на право производства работ по строительству зависит от того, за что именно производится взимание платы объединением административно-технических инспекций.

1. В случае если при выдаче указанных разрешений сотрудниками инспекции осуществляются какие-либо фактические действия, например оформляются документы, дающие право на производство работ, согласовывается порядок проведения строительных работ и т.д., то такие действия подпадают под определение услуги, содержащееся в ст. 779 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, в таком случае между сторонами возникают гражданско-правовые отношения и взимание платы за выдачу разрешений является правомерным. Затраты предприятия, связанные с оплатой услуг объединения административно-технических инспекций по выдаче разрешений на право производства строительных работ, могут быть отнесены на себестоимость выполняемых строительных работ в соответствии с п. 1 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.

2. Если же плата взимается только за юридически значимые действия (сам факт выдачи разрешения, при отсутствии которого предприятие не вправе осуществлять строительные работы), то такая плата подпадает под признаки сбора, содержащиеся в п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ. В соответствии с названной нормой под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются. Статьи 19, 20 и 21 Закона N 2118-1 взимание сбора за выдачу разрешений и согласований на производство работ по строительству и ремонту не предусматривают. Поэтому взимание данного вида платежей неправомерно. За защитой своих нарушенных прав предприятие может обратиться в суд с иском о признании недействительным указанного Постановления Правительства Москвы.

Так как взимание платы за выдачу разрешений на производство строительных работ в такой ситуации противоречит нормам действующего законодательства, то указанные затраты производятся за счет собственных средств предприятия.


О. Старостина

Выпуск 16, август 2000 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.