Учет и нормирование расхода топлива (Н. Бреславцева, О. Кравченко, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2000 г.)

Учет и нормирование расхода топлива


Конечной целью деятельности автотранспортных предприятий (АТП) является получение прибыли в результате эффективной продажи автотранспортных услуг, поэтому в современных условиях на первый план выходит коммерческая деятельность, которая связана с движением финансов и материальных ценностей. В связи с этим требуются документальное оформление хозяйственных операций и тщательный учет движения финансовых и материальных ресурсов. Особенно важны для АТП учет и нормирование расхода топлива.

Согласно п. 5 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, затраты на приобретение горюче-смазочных материалов являются для АТП основными затратами, необходимыми для обеспечения их производственной деятельности.

Организация бухгалтерского учета расхода топлива включает следующие основные направления учетной работы.


Учет поступления и расходования горюче-смазочных материалов
в количественном и денежном выражении


На счете 10 "Материалы", субсчет 3 "Топливо" учитывают наличие и движение нефтепродуктов и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств.

Бухгалтерский учет нефтепродуктов ведут по их видам, местам хранения и материально ответственным лицам, а также по водителям, маркам автобусов и т.д. Для этого рекомендуется применять субсчета второго порядка к субсчету 3 "Топливо".

10-3.1 "Нефтепродукты на складе", где предприятия, имеющие оборудованные помещения для хранения горюче-смазочных материалов, учитывают наличие и движение нефтепродуктов всех видов, полученных для эксплуатации автотранспортных средств, в пунктах заправки (стационарных или передвижных) и хранилищах. Основанием для записи по дебету счета 10-3.1 служат первичные приходные документы (счет-фактура, накладная), согласно которым материально ответственное лицо проверяет и приходует поступившие ГСМ на склад, а бухгалтерия делает проводку: Д-т 10-3.1, К-т 60, 71, 76.

10-3.2 "Топливо в баках транспортных средств". Здесь учитывают талоны на бензин и дизельное топливо, выданные водителям, и топливо, приобретаемое водителями за наличный расчет. Остатки топлива в баках автотранспортных средств ежемесячно подтверждаются актом о снятии остатков, т.е. путем инвентаризации. Списание ГСМ производится на основании первичных расходных документов (ведомостей учета выдачи нефтепродуктов, требований, накладных и т.д.) с помощью проводки: Д-т 10-3.2, К-т 10-3.1.

В настоящее время на многих малых и средних АТП вести такой учет чаще всего не представляется возможным. На большинстве таких предприятий выдают подотчетные суммы водителям на приобретение ГСМ. В этом случае основанием для отражения ГСМ на счете 10-3.2 служит кассовый чек автозаправочной станции, где должны быть указаны количество залитого в бак бензина, его цена и общая сумма.

На основании кассового чека автозаправочной станции на предприятии делают следующие проводки (табл. 1):


Таблица 1


N
п/
п
Содержание
операции
Дебет Кредит Сумма,
руб.
1 Получена
сумма в
подотчет
71 50, 51 300
2 Оприходованы
ГСМ по чеку
10-3.2 71 258,6
3 Зачтен НДС
(ставка
13,79%)
68 71 41,4

Во избежание выдачи наличных денег распространена заправка автобусов по талонам, которые по ведомости выдаются водителям подотчетным лицом. Следовательно, целесообразно к субсчету 3 счета 10 "Топливо" открыть еще один субсчет второго порядка 10-3.3 "Нефтепродукты по талонам", на котором учитывают талоны на бензин, дизельное топливо и смазочные материалы в единицах измерения, указанных на талонах, и в стоимостном выражении, полученные материально ответственным лицом. Вместо этого субсчета второго порядка можно использовать счет 56 "Денежные документы".

Если предприятие не заключает договор со специализированными предприятиями по поставке нефтепродуктов или приобретению талонов на нефтепродукты, а предпочитает производить оплату топлива наличными и заправку автомобилей непосредственно в баки, в учете будет использоваться только один субсчет 10-3.2 "Топливо в баках транспортных средств".

При заправке автобусов по талонам в бухгалтерии должны быть сделаны следующие проводки (табл. 2).


Таблица 2


N
п
/
п
Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
1 Произведена оплата ГСМ
авансом
61 51 18000
2 Зачтен аванс за полученные
талоны
60 61 18000
3 Оприходованы талоны на
бензин без НДС
10-3.3,
56
60 15000
4 Выделен НДС на бензин в
талонах
19 60 3000
5 Выдан бензин в подотчет
водителю
10-3.2 10-3.3 15000
6 Возмещен НДС из бюджета 68/НДС 19 3000
7 Списан бензин в пределах
норм
20, 23,
26
10-3.2 15000

Примечание.

При применении счета 56 списание НДС в зачет преждевременно, так как горюче-смазочные материалы еще не оприходованы, а талоны являются формой расчетов между предприятием, потребляющим ГСМ, и предприятием, поставляющим ГСМ.


Расчет фактической себестоимости единицы топлива


Не менее важен для предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, вопрос списания ГСМ на себестоимость продукции (работ, услуг). Цены на автомобильное топливо постоянно меняются, в связи с этим стоимость израсходованного топлива, а также стоимость остальных материалов, списываемых на себестоимость продукции (работ, услуг), можно определить как методом средней фактической себестоимости, так и методами ЛИФО и ФИФО. Следовательно, в соответствии с принятым в учетной политике предприятия методом определения фактической себестоимости израсходованных в течение отчетного периода материальных ценностей списание ГСМ производится по ценам их приобретения или по средней цене, если партии ГСМ приобретались по разным ценам.

Средняя цена единицы топлива, поступившего в течение отчетного периода на предприятие, рассчитывается путем деления суммарной стоимости ГСМ одного вида, полученных в течение определенного периода, на их суммарное количество:

  Сц = S : К,
  где S - суммарная стоимость поступивших ГСМ одного вида;
  К - суммарное количество поступивших ГСМ этого вида.

Если ГСМ оплачивались по безналичному расчету, то их средняя цена рассчитывается на основании счетов-фактур и отчетов поставщика о количестве отпущенного топлива и смазочных материалов.

Если водитель расплачивается за приобретаемые ГСМ наличными деньгами из суммы, выданной ему в подотчет для этих целей, то одновременно с маршрутным листом водитель должен представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет о расходовании подотчетных сумм с подтверждающими документами. Основанием для списания топлива на издержки производства является накладная на отпуск ГСМ в производство с указанием стоимости израсходованных ГСМ. Однако при формировании финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия за отчетный период расчет стоимости топлива в составе себестоимости продукции (работ, услуг) следует уточнять исходя из данных, содержащихся в путевых листах каждой единицы автотранспорта.

Таким образом, стоимость израсходованного топлива может быть не полностью включена в себестоимость продукции, работ, услуг.


Установка норм расхода топлива


ГСМ списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) по фактическому расходу, но для целей налогообложения - не выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей в зависимости от их марки, времени года, когда происходит его эксплуатация, численности населения города, а также от технической исправности автомобиля, срока его эксплуатации, габаритов кузова и т.д. Расход топлива в определенной степени зависит и от квалификации водителя, поэтому его нормы могут устанавливаться самостоятельно каждым АТП для своих автобусов. Однако в этих случаях применяют специальные методики.

Нормирование расхода топлива необходимо предприятию прежде всего для снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и как следствие - повышения его конкурентоспособности.

Существует несколько вариантов нормирования расхода топлива. Один из наиболее распространенных вариантов - применение Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97), утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 18.02.97 г., действие которых распространяется до 1 января 2002 г.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автобусов и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Они включают расход топлива, необходимый для перевозки пассажиров и грузов. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок, в состав норм не включается и устанавливается отдельно. Нормативный расход топлива на эти нужды не должен превышать 0,5% общего его количества, потребляемого автотранспортом предприятия.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

норма на 100 тонно-километров транспортной работы;

норма на одну ездку с грузом.

Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории подвижного состава предполагает различные снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации и зависит от вида двигателя, установленного на автомобиле, и полной массы автомобиля.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

для бензиновых и дизельных автомобилей - литры;

для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - литры сжиженного газа;

для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - метры кубические.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

работа в зимнее время в южных районах страны - до 5%; в северных районах - до 15%; в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 29%; в остальных районах - до 10%;

работа в горных местностях при высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м - на 5%; от 1501 до 2000 м - на 10%; от 2001 до 3000 м - на 15% и свыше 3000 м - на 20%;

работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) - до 10%;

работа в городах с населением свыше 2,5 млн человек - до 20%; от 0,5 до 2,5 млн человек - до 15%; до 0,5 млн человек - до 10%;

работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем 1 остановка на 1 км пробега), - до 10%;

для автобусов, находящихся в эксплуатации более 8 лет, - до 5%;

при пробеге первой тысячи километров автобусами, вышедшими из капитального ремонта или новыми, - до 10%;

работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнений и других стихийных бедствий - до 35%.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

при работе на дорогах за пределами пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона и т.д. - до 15%;

при работе на дорогах за пределами пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря 300 - 1000 м) - до 10%;

при работе на дорогах за пределами пригородной зоны из битумоминеральной смеси, щебня (гравия) и гористой местности (1000 - 2000 м над уровнем моря) - до 5%.

В том случае, если автобус эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн человек в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 млн до 2,4 млн человек в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн человек в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты не применяются.

Для автобусов нормативный расход топлива устанавливается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 х Hs х S (1 + 0,01 х D),

где Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.


Пример 1*(1).

Из путевого листа установлено, что автобус Ikarus-415.08, работающий на междугородном маршруте, следовал за пределами пригородной зоны по дороге из асфальтобетона на равнинной слабохолмистой местности. Его пробег составил 210 км при времени работы 5 ч.

Базовая норма на пробег для автобуса Ikarus-415.08 - 39 л/100 км, пробег - 210 км, снижение за работу на дороге за пределами пригородной зоны из асфальтобетона - 15%.

Нормируемый расход топлива составил: Qн= 0,01 х 39,0 х 210 (1 - 0,01 х 15) = 69,6 л.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.


Пример 2.

Из путевого листа установлено, что городской маршрутный автобус Ikarus-543.26 работал в городе с населением 1 млн человек, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 7 ч.

Следовательно, базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus-543.26 составляет 27,0 л/100 км; пробег - 145 км; надбавка за работу на маршруте в городе с населением 1 млн человек - 25%.

Нормируемый расход топлива составляет:

  Qн = 0,01 х 27,0 х 145 (1 + 0,01 х 25) = 48,9 л.

В случае использования на автобусе в зимнее время отопителей расход топлива на их работу учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

  Qн = 0,01 х Hs х S (1 + 0,01 х D) + Нот х Т,

где Qн - нормативный расход топлива, л или м3;

Hs - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или м3/100 км;

S - пробег автобуса, км;

Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/ч.

Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.


Пример 3.

Из путевого листа установлено, что городской автобус ЛиАЗ-5256, работающий в городе в зимнее время с использованием штатного отопителя ДВ-2020, совершил пробег 120 км при времени работы 6 ч.

Базовая норма на пробег для автобуса ЛиАЗ-5256 - 46 л/100 км, его пробег - 120 км, норма расхода топлива на работу отопителя ДВ-2020 - 2,5 л/ч, время работы автомобиля с включенным отопителем - 6 ч, надбавка за работу в зимнее время - 7%.

Нормативный расход топлива составит:

  Qн = 0,01 х 46,0 х 120 (1 + 0,01 х 7) + 2,5 х 6 = 74 л.

Следует отметить, что предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в этих регионах.

Период применения зимних надбавок к линейной норме и ее величина оформляются распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений - приказом руководителя автотранспортного предприятия.

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (разовые поездки в другие климатические зоны) применяются надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Руководители автотранспортных предприятий могут уточнять зимние надбавки относительно рекомендованных значений для регионов при значительном отклонении (повышении или понижении) температуры от средних ежегодных значений.

Если автобус эксплуатируется в течение года в одних и тех же условиях, то изменение нормировочного коэффициента происходит только при смене времен года - переходе с летних норм расхода топлива на зимние и обратно. Ежемесячно ответственное лицо должно представлять сведения о нормировочных коэффициентах, действовавших в истекшем месяце.

Если автобус в течение месяца эксплуатируется в разных условиях и, следовательно, норма меняется, в отчете для одного автобуса отводится несколько строк по мере изменения нормировочного коэффициента. Кроме того, указываются сроки действия каждого нормировочного коэффициента.

Для правильного списания ГСМ на себестоимость продукции (работ, услуг), расчетов с водителями, определения потребности в топливе бухгалтер предприятия, который ведет учет топлива, должен знать не только линейные нормы его расхода на каждый автобус, но и нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей (моторных, трансмиссионных, специальных масел и пластичных смазок).

Нормы расхода ГСМ установлены на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автобуса, и определяются по формуле:

  НГСМ = Q : 100 л х норма на 100 л,
  где Q - общий расход топлива автомобилем.

Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автобусов, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автобусов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Если фактически было израсходовано меньшее количество смазочных материалов, на разницу между нормативным расходом и фактическим создается резерв. Если фактический расход масел систематически превышает нормативный, разницу следует отражать в учете на отдельном субсчете на счетах затрат, с тем чтобы для целей налогообложения эта сумма не уменьшала облагаемую базу по НДС и налогу на прибыль. Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в зависимости от количества заправок на один вид автомобильного транспорта.

Другим распространенным вариантом нормирования расхода топлива является применение линейной нормы расхода топлива на 100 км, указанной в паспорте завода - изготовителя автотранспортного средства. Многие предприятия, несмотря на возможность использования норм Минтранса России, продолжают использовать исключительно паспортную норму, хотя это ставит предприятие в невыгодные условия, так как эта норма достаточно жесткая.


Учет пробега каждого автомобиля за отчетный период


За рабочий день автобус проходит количество километров, которое определяется как разница между показаниями спидометра на начало и конец дня, фиксируемые уполномоченными лицами в первичных документах - путевом или маршрутном листе, что является одной из важнейших составляющих учета расхода топлива и обоснования включения его в себестоимость продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что маршрутный лист целесообразно применять тогда, когда автобус ежедневно используется для поездок по одному и тому же маршруту. Если же маршрут движения автобуса каждый день меняется, необходимо в качестве первичного документа использовать путевой лист.

Показания спидометра на начало рабочего дня фиксируются в путевом листе после окончания проверки технического состояния автотранспортного средства перед выездом и при возвращении в гараж. Уполномоченное лицо лично проверяет показания спидометра и записывает данные в путевой или маршрутный лист, ставит оттиск штампа "Выезд разрешаю" и свою подпись.

На АТП, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров, наряду с описанным методом определения пробега используется метод, который предусматривает определение пробега автобуса за определенный период на основе отметок о выезде или прибытии, которые делаются в пунктах отправления и назначения, а также в контрольных пунктах.

Кроме того, водители автомашин являются материально ответственными лицами, с которыми обязательно должен быть заключен договор о материальной ответственности, распространяющийся на вверенную водителю машину и на прочие переданные ему материальные ценности.

Если при снятии остатков по бензину в конце месяца выявлена недостача, то водитель должен погасить ее по рыночной стоимости с учетом НДС. В бухгалтерском учете делается проводка: Д-т 73, К-т 68/НДС.

Если недостача не погашена водителем, то ее следует отнести в совокупный доход водителя с последующим начислением подоходного налога и отчислением в Пенсионный фонд Российской Федерации. Но прежде чем предъявить претензии водителю по поводу недостачи, необходимо провести по данному автобусу анализ расхода топлива, так как может происходить перерасход топлива, при котором в первичных документах будет отмечаться стабильное превышение установленных норм расхода. Погашение пережога должно быть произведено за счет собственных средств предприятия.


Н. Бреславцева,

д.э.н., профессор,


О. Кравченко,

Южно-Российский государственный

университет экономики и сервиса


-------------------------------------------------------------------------

* В примерах для иллюстрации расчетов приводятся условные цифры.


Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.