О нормативных актах по налоговым вопросам (Г.Титова, "Финансовая газета", N 27, июль 2000 г.)

О нормативных актах по налоговым вопросам


Налоговые отношения и вопросы налогообложения регулируются налоговым законодательством:

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ);

федеральными законами о налогах и сборах;

законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления (ст. 1 НК РФ).

Кроме того, ст. 4 НК РФ предусмотрена возможность издания (принятия) нормативных правовых актов органами исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.

Статьей 25 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями) устанавливалось, что инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах и сборах издаются Госналогслужбой России (МНС России) по согласованию с Минфином России. Возможность издания указанных актов предусматривалась также законами по конкретным налогам, например ст. 14 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривается, что инструкции по применению названного Закона издаются Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России.

Учитывая, что Закон N 2118-1 с введением в действие части первой НК РФ признан недействующим (за исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21), а также то, что ст. 4 НК РФ существенно ограничены полномочия органов исполнительной власти, в налоговом регулировании возникает вопрос о правовом статусе инструкций Госналогслужбы России (МНС России) по применению отдельных законов о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Поскольку действующее законодательство не содержит определения понятия "нормативный правовой акт", необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.04.93 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (п. 2) правовыми актами являются решения, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер (т.е. устанавливать правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом), а также индивидуальный характер (т.е. устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц).

Отметим, что, п. 2 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14.07.99 г. N 217, предусматривает, что при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.96 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение". В соответствии с названными Разъяснениями и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в соответствии с которым разработаны Разъяснения Минюста России) нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, которые подлежат регистрации в Минюсте России.

Поскольку согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, а право издания инструкций по применению налоговых законов было предоставлено Госналогслужбе России, то можно сказать, что ранее изданные (до введения в действие НК РФ) инструкции могут применяться в части, не противоречащей Кодексу. Следует обратить внимание на то, что законами Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" не было предусмотрено издание инструкций по их применению. В связи с этим не совсем ясен статус инструкций МНС России от 2.11.99 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (зарегистрирована в Минюсте России 20 января 2000 г., регистрационный N 2057) и от 21.02.2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (зарегистрирована в Минюсте России 6 апреля 2000 г., регистрационный N 2183). Если их рассматривать как нормативные акты (регистрация в Минюсте России может расцениваться подтверждением этому), то, как уже говорилось, в соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ они могут быть изданы только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Что же касается издания актов после введения в действие НК РФ, то следует руководствоваться не только ст. 4 НК РФ, но и ст. 31, в соответствии с п. 3 которой в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, МНС России в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Кроме того, следует руководствоваться также п. 7 ст. 80 НК РФ, в соответствии с которым инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются МНС России по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Так, ст. 100 НК РФ (п. 3) и ст. 101.1 (п. 3) предусматривается, что форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС России. В соответствии с приказом МНС России от 10.04.2000 г. N АП-3-16/138 утверждена новая инструкция МНС России от 10.04.2000 г. N 60 "О порядке со ставления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".


Г.Титова,

Минфин России


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.