Общественные работы: заключение договора, оплата труда (И. Шкловец, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2000 г.)

Общественные работы: заключение договора,
оплата труда


Общественные работы в странах рыночной экономики - явление распространенное и на протяжении длительного времени используются в качестве меры по стабилизации занятости.

Российское законодательство о занятости в части организации общественных работ базируется на международных нормах. Вопросы организации общественных работ регулируются Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20.04.96 г. N 36-ФЗ), а также Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 г. N 875 (в ред. от 12.11.99 г.).

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения (далее - органы службы занятости), поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан.

Целями общественных работ являются:

удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также не имеющих опыта работы.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.

В Положении приводится примерный перечень видов общественных работ, к которым, в частности, относятся:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).

Перечень не является исчерпывающим, поскольку общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.

В последнее время все большее распространение получают общественные работы, организуемые для обслуживания социальной сферы: уход и оказание иных услуг инвалидам и престарелым гражданам, уход за детьми, деятельность по обслуживанию социальной сферы - детских учреждений, интернатов, больниц и т.п.

Однако даже если речь идет о подсобных, вспомогательных и неквалифицированных работах, не допускается организовывать общественные работы в случае необходимости срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, когда требуются специальная подготовка работников, а также их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.


Порядок организации общественных работ


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их объемы и виды. При этом они исходят из уровня развития социальной инфраструктуры конкретной территории, количества и состава незанятого населения.

Общественные работы проводятся в организациях независимо от организационно-правовой формы. При массовом высвобождении работников и росте безработицы могут разрабатываться и утверждаться региональные и территориальные (городские, районные) программы развития общественных работ.

В случае необходимости организации общественных работ между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями заключаются договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В договорах определяются права и обязанности сторон, производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест, численность участников, место проведения, характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в договорах могут быть предусмотрены специальные условия.

Значительная роль в организации общественных работ отводится органам службы занятости, на которые возлагаются обязанности по информированию граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах организуемых работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, предоставляемых льготах, а также по направлению граждан на общественные работы.


Направление граждан на общественные работы


Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличия статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости.

Безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, причем в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.

Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.


Заключение договора


С лицами, желающими принять участие в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Срок трудового договора не должен превышать 5 лет и может быть расторгнут гражданином по собственной инициативе досрочно при устройстве на постоянную или другую временную работу.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Это значит, что граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родами, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.


Условия оплаты, льготы и гарантии


Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В целях стимулирования безработных граждан для участия в общественных работах законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основаниями для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах являются уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем, о фактически отработанном времени. Таким образом, безработные граждане, участвующие в общественных работах, практически получают двойную оплату. Однако, если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице за период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента возобновления.

Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой, и они могут отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие. Однако для определенных категорий безработных граждан общественные работы являются подходящей работой, и в случае отказа от предложения органов службы занятости принять в них участие граждане могут потерять право на пособие по безработице, а в отдельных случаях им может быть отказано в регистрации их в качестве безработных. К таким категориям относятся граждане:

впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);

отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы:

состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

В случае участия в общественных работах эти граждане снимаются с учета в качестве безработных и пособие по безработице им не выплачивается.


Финансирование общественных работ


Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. Однако, учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства Фонда занятости и средства субъектов Российской Федерации. Средства Фонда занятости на заработную плату перечисляются на расчетный счет работодателей.

В договорах может быть предусмотрено смешанное финансирование.


И. Шкловец,

заместитель руководителя

Правового департамента Минтруда России




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.