Налогообложение земли с учетом Закона о федеральном бюджете на 2000 год (Р.Г.Габбасов, Н.В.Голубева, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2000 г.)

Налогообложение земли с учетом Закона о федеральном бюджете
на 2000 год


С введением в действие Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" у плательщиков земельного налога и арендной платы постоянно возникают вопросы относительно применения норм ст.16 и 18 этого Закона. В связи с этим рассмотрим изменения, произошедшие в 2000 г. в организации налогообложения земли, с учетом индексации ставок земельного налога и нового порядка перечисления платы за землю по соответствующим уровням бюджетной системы Российской Федерации.


Перечисление платы за землю в доходы бюджетов


В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок перечисления земельного налога и арендной платы органами федерального казначейства в бюджеты разных уровней, является Закон о федеральном бюджете на 2000 г. Законом РФ "О плате за землю", напротив, предусмотрено, что средства, поступающие от взимания платы за землю, в бюджеты будет направлять сам налогоплательщик. Сложилась ситуация, при которой установленный Законом РФ "О плате за землю" порядок перечисления этих средств в доходы бюджетов сказался отрицательно на пополнении федерального бюджета. Для решения этого вопроса необходимо было определить ответственных лиц, в задачи которых входило бы регулирование между бюджетами и земельного налога, и арендной платы за земли городов, поселков и сельскохозяйственных угодий. Уже в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1999 год" предусматривалось перечисление средств, поступающих от уплаты платежей за земли городов и поселков в бюджеты всех уровней, через территориальные органы федерального казначейства. Однако этим Законом перечисление платы за земли сельскохозяйственных угодий в соответствующие бюджеты не включалось в перечень обязанностей органов федерального казначейства. Для решения этой задачи необходимо было возложить на те же органы федерального казначейства регулирование между бюджетами платежей за земли сельскохозяйственных угодий. Это и было решено сделать на 2000 г.

Статьей 16 Закона о федеральном бюджете на 2000 г. установлен новый порядок перечисления средств от земельного налога и арендной платы. Согласно этому порядку в 2000 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечислят указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства Минфина России, которые в свою очередь распределяют их между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Размеры поступлений платежей установлены также ст.16 Закона о федеральном бюджете на 2000 г. Как следует из этой статьи, в 2000 г. в федеральный бюджет плата за землю должна быть направлена в размере 30%, в бюджеты субъектов РФ (за исключением Москвы) - 20%, в бюджет Москвы - 70%, в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований, включая муниципальные образования Санкт-Петербурга, - 50%.

Следует отметить, что изменилась ситуация с перечислением указанных средств в бюджеты по землям сельскохозяйственных угодий. Суть названного порядка состоит в следующем. Плательщики земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья в 2000 г. должны перечислять эти платежи в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в пределах долей, установленных ст.5 Закона РФ "О плате за землю" и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Кстати, Закон о федеральном бюджете на 2000 г. не внес изменений в размеры доли налога и арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет за земли сельскохозяйственных угодий. Поэтому в 2000 г. действуют соответствующие нормативы, утвержденные в соответствии с Приложением N 1 к Закону РФ "О плате за землю". Закон о федеральном бюджете на 2000 г. не изменил и сложившегося порядка установления доли средств земельного налога арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий, перечисляемой на бюджетные счета субъектов РФ. В связи с этим сейчас органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ устанавливают такую долю в пределах не более 10% суммы средств земельного налога административного района.


Порядок распределения доходов, поступивших на счет N 40101
"Налоги, распределяемые органами федерального казначейства"


Единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступивших на счета органов федерального казначейства Минфина России, открытые в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях, установлен Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14 декабря 1999 г. N 91н, зарегистрированной в Минюсте России 22 декабря 1999 г., регистрационный N 2022. Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и учета доходов федерального бюджета органам федерального казначейства в кредитных организациях открываются счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" и N 40102 "Доходы федерального бюджета". Следует отметить, что счет N 40101 предназначен для учета доходов, которые подлежат распределению органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным российским законодательством, а также для учета сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежащих распределению между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами по нормативам, установленным российским законодательством. Счет N 40102 предназначен для учета всех доходов, зачисляемых в федеральный бюджет и поступающих как непосредственно от плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей, так и со счета N 40101.

Сказанное означает, что в 2000 г. земельный налог и арендную плату налогоплательщики должны будут направлять на счет N 40101 для последующего их распределения по нормативам отчислений, устанавливаемых на 2000 г. Федеральным законом N 227-ФЗ, законами субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий год.

Приведем пример перечисления земельных платежей (здесь и далее примеры условные).


Пример. ОАО "Коломчаночка" (г.Коломна) занимается торгово-заготовительной деятельностью и производством кондитерских изделий. Эта организация 20 июня представит налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы по местонахождению земельного участка, занимаемого ОАО. Сумма налога, причитающаяся к уплате, - 1040 руб. Сроки, по которым уплатит земельный налог данная организация, соответствуют срокам, установленным органами местного самоуправления: 25 сентября, 25 октября и 25 ноября.

Годовая сумма земельного налога в размере 1040 руб. по каждому из трех сроков уплаты составит: по первому сроку (25 сентября) - 346,6 руб.; по второму сроку (25 октября) - 346,7 руб.; по третьему сроку (25 ноября) - 346,7 руб.

В связи с тем что ст.16 Закона о федеральном бюджете на 2000 г. определена доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет, за городские земли в размере 30%, сумму земельного налога (346,6 руб.) по первому сроку уплаты (25 сентября) ОАО направит в полном объеме на счета, открытые органами федерального казначейства, в данном случае - на счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства".

Органы федерального казначейства распределят эту сумму налога следующим образом:

- 30%, т.е. 104 руб. (346,6 руб. х 30%), - в федеральный бюджет;

- 20%, т.е. 69,3 руб. (346,6 руб. х 20%), - на бюджетные счета субъекта РФ - в бюджет Московской области;

- 50%, т.е. 173,3 руб. (346,6 руб. х 50%), - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Каждые из следующих 346,7 руб. по второму и третьему срокам уплаты (25 октября и 25 ноября) ОАО "Коломчаночка" перечислит на счета, открытые органами федерального казначейства (счет N 40101), которые в соответствующем соотношении (104 руб.; 69,3 руб.; 173,3 руб.) по второму и третьему срокам уплаты направят средство в федеральный бюджет, бюджеты Московской области и органов местного самоуправления.


Порядок перечисления в бюджеты платы за земли, находящиеся
в пользовании физических лиц


С введением в действие Закона о федеральном бюджете на 2000 г. изменилось положение налогоплательщиков - физических лиц при уплате ими земельных платежей в бюджеты соответствующих уровней. В отличие от того, как это было в прошлые годы, за свои земельные участки, расположенные в городах, или поселках, или сельской местности, всю сумму земельного налога, причитающуюся к уплате, граждане должны направлять одним платежным поручением на счета органов федерального казначейства Минфина России.

Рассмотрим данный порядок на примере.


Пример. В феврале 2000 г. И.М.Соколов приобрел земельный участок в поселке городского типа Курской области. Налоговые органы не позднее 1 августа 2000 г. должны вручить ему налоговое уведомление на уплату земельного налога с физических лиц. Сумма земельного налога, которую он должен уплатить за свой участок, составляет 400 руб. В связи с тем что данный участок относится к поселковым землям, в налоговом уведомлении должен быть указан один бюджетный счет, открытый органами федерального казначейства, в данном случае - счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства".

Органы местного самоуправления установили сроки уплаты налога: 1 сентября, 1 октября и 1 ноября. Вся сумма налога разбивается по этим срокам: 1 сентября - 133,3 руб., 1 октября - 133,3 руб., 1 ноября - 133,4 руб.

По первому сроку вся поступившая на счет N 40101 сумма земельного налога направляется в федеральный бюджет в размере 30%, т.е. 40 руб. (133,3 руб. х 30%). В бюджет Курской области налог в размере 20%, т.е. 26,7 руб. (133,3 руб. х 20%), перечислят органы федерального казначейства. В местный бюджет земельный налог по первому сроку уплаты поступит в размере 50% общей суммы, т.е. 66,6 руб. (133,3 руб. х 50%). По другим срокам земельный налог будет перечислен так же, т.е. в федеральный бюджет, бюджет Курской области и местный бюджет поступят соответственно: 40, 26,7 и 66,6 руб. по каждому сроку.


Индексация ставок земельного налога, введенная Федеральным
законом N 227-ФЗ


Необходимо отметить, что ставки земельного налога индексируются в 2000 г. (в отличие от 1999 г.) по всем категориям земельных участков. Земельным кодексом РСФСР устанавливаются следующие категории земель: земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, дачного, гаражного строительства; земельные участки сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и других юридических лиц для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, лесного и водного фондов. Все перечисленные земли облагаются земельным налогом по ставкам, установленным Законом РФ "О плате за землю".

Ставки земельного налога были определены Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю". В Закон РФ "О плате за землю" не вносились изменения, касающиеся индексации ставок налога. В связи с этим налогоплательщикам следует помнить, что в Приложениях N 1-2 к данному Закону средние ставки налога в городах и других населенных пунктах и средние размеры земельного налога с 1 га пашни приведены в старых условиях (начиная с 1994 г.). Ранее Правительство РФ ежегодно принимало решения об индексации ставок и средних размеров налога. Статьей 18 Федерального закона N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

Чтобы правильно определить ставки земельного налога на 2000 г., следует исходить из ставок налога 1994 г. с учетом индексации, проводимой в 1995 - 1997 гг., в 1999 г. и в 2000 г. Для правильного применения в 2000 г. коэффициента 1,2 следует обратиться к Земельному кодексу РСФСР, где раскрывается понятие "целевое назначение земель".

Целевое назначение земель - это установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. У налогоплательщиков, да и у налоговых органов возникает вопрос: какие документы необходимы, чтобы определить категорию земель? Согласно Земельному кодексу РСФСР категория земель указывается в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения, свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю, документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимость.


Плата за земли несельскохозяйственного назначения


Определив категорию земель, можно перейти к исчислению налога (с учетом индексации ставок) за земли несельскохозяйственного назначения, к которым в первую очередь относятся земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков.

Как устанавливается Земельным кодексом РСФСР, в состав земель городов и поселков входят: земельные участки жилой и общественной застройки, общего пользования, промышленной, коммерческой застройки, транспорта, связи, инженерных коммуникаций, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, особо охраняемые территории и объекты природно-заповедного, природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения, водные объекты, земли сельскохозяйственного использования, земли под военными объектами.

Некоторые из этих земель в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога, например, заповедники, национальные парки, ботанические сады. По другим землям ставки, применяемые для расчета земельного налога, существенно различаются. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, устанавливаемые для городских земель.

Земельный налог устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к названному Закону. Органами местного самоуправления городов средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Напомним, что к ставкам земельного налога за земли городов и поселков в 1999 г. применялся коэффициент 2. В 2000 г. согласно Федеральному закону N 227-ФЗ к ставкам налога за земли городов и поселков должен применяться, как мы уже говорили, коэффициент 1,2. Поскольку расчет земельного налога в 2000 г. по землям городов и поселков предусматривает применение большого числа повышающих коэффициентов, необходимо пояснить, как определяются ставки налога, на примере.


Пример. Городская государственная организация "Дирекция территориального дорожного фонда" имеет в пользовании земельный участок, и в 2000 г. ей предстоит представить в налоговые органы налоговую декларацию на уплату земельного налога. Город, в котором находится организация, относится к Дальневосточному экономическому району Российской Федерации и признан городом с развитым социально-культурным потенциалом. Численность его населения составляет 527 тыс. чел.

По какой ставке следует рассчитывать земельный налог в 2000 г. за земельные участки, отведенные для производственной деятельности названной организации?

За земельные участки, отведенные для производственной деятельности Дирекции территориального дорожного фонда, ставки земельного налога в 2000 г. исчисляют исходя из таблиц 1 и 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю". За базовый норматив средней ставки принимаем показатели таблицы 1. Среднюю ставку земельного налога для поселений численностью 527 тыс. чел. находим на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и графы, соответствующей численности населения от 500 до 1000 тыс. чел. Следует напомнить, что значения таблицы 1 приведены в условиях 1994 года. Чтобы определить среднюю ставку налога, действующую в настоящее время, применим все повышающие коэффициенты: коэффициент 50, действовавший в 1994 г.; коэффициент 2, действовавший в 1995 г.; коэффициенты 1,5; 2; 2, установленные соответственно в 1996-м, 1997-м и 1999 г.

Средняя ставка исчисления земельного налога в 1999 г. равна:

1,9 руб./м2 х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2):1000 = 1,14 руб./м2

К этой ставке следует применить коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом N 227-ФЗ:

1,14 руб./м2 х 1,2 = 1,37 руб./м2.

Затем следует применить коэффициент увеличения средней ставки земельного налога исходя из статуса города с развитым социально-культурным потенциалом. Этот коэффициент находим в таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" по графе, соответствующей численности населения города от 500 до 1000 тыс.чел. Данный коэффициент равен 2,4.

Таким образом, Дирекция территориального дорожного фонда должна уплатить земельный налог в 2000 г. по средней ставке:

1,37 руб./м2 х 2,4 = 3,29 руб./м2.

Посмотрим, в каком порядке применяется повышающий коэффициент 1,2 к ставкам налога за земли, занятые жилищным фондом, а именно: государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным, а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, расположенными в границах городской (поселковой) черты.

Следует отметить, что налог по указанным землям взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 м2. Напомним, что этот минимальный размер установлен Законом РФ "О плате за землю" применительно к условиям 1994 г. Согласно Закону о федеральном бюджете на 2000 г. по названным категориям земель минимальный размер земельного налога в 2000 г. составит не менее 14,4 коп. за 1 м2.

Рассчитывается он следующим образом:

[10 руб./м2 х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)]:1000 = 14,4 коп./м2.

Нередко возникают вопросы о том, как правильно использовать повышающие коэффициенты к ставкам налога за земли, занятые индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, поэтому рассмотрим порядок применения коэффициента 1,2 на примере.


Пример. Гражданин, проживающий в городе, приобрел индивидуальный гараж. Площадь земельного участка под гаражом - 25 м2.

По какой ставке и в какой сумме гражданин должен уплатить в 2000 г. налог за данный земельный участок?

В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, определяется в размере 3% ставок, установленных в городах и поселках городского типа. Предположим, что ставка земельного налога на 1999 г. была установлена в городе в размере 72 коп./м2; 3% этой ставки составляли: 72 коп./м2 х 3% = 2,2 коп./м2. В связи с тем что налог за земли под индивидуальными гаражами в городах и поселках взимался в 1999 г. в размере не менее 12 коп./м2 (так как Закон о федеральном бюджете на 1999 г. устанавливался коэффициент 2 ко всем ставкам налога, за исключением сельскохозяйственных земель), из нашего расчета исключаются 2,2 коп./м2.

Таким образом, для расчета земельного налога в рассматриваемом случае в 1999 г. должна была применяться ставка 12 коп./м2.

В 2000 г. в связи с использованием коэффициента 1,2 в отношении ставок налога по всем землям минимальный размер налога за земли под индивидуальными гаражами составит:

12 коп./м2 х 1,2 = 14,4 коп./м2.

Сумма земельного налога, которая подлежит уплате в 2000 г. за земельный участок площадью 25 м2, равна:

25 м2 х 14,4 коп./м2 = 3 руб. 60 коп.

Теперь выясним, как применять повышающие коэффициенты, связанные с индексацией ставок налога за земли, предоставленные для садоводства, огородничества и животноводства, в пределах городской (поселковой) черты. Если мы обратимся к Закону "О плате за землю", то увидим, что налог в этом случае устанавливается в размере 10 руб. за 1 м2 (в условиях 1994 г.). Пока в этот Закон не внесены изменения, касающиеся индексации, расчет ставок налога приходится вести начиная все с того же 1994 г. с учетом проводимой впоследствии индексации.

В 2000 г. с учетом применения коэффициента 1,2 к ставкам налога за указанные выше земли размер земельного налога составит:

[10 руб./м2 х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 0 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.)]:1000 = 7,2 коп./м2.

У налогоплательщиков может возникнуть вопрос: применяется ли коэффициент 1,2 при расчете налога за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения? Ответ таков: коэффициент 1,2 к ставкам налога за указанные выше земли в 2000 г. применяется. Как следует из Земельного кодекса РСФСР, землями промышленности, транспорта и другими, указанными выше, признаются земли, предоставленные соответствующими органами местного самоуправления в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Размеры соответствующих земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Для наглядности приведем конкретный пример.


Пример. Леспромхоз "Обуховский" со своей конторой, цехом по переработке древесины, мебельным производством, складами и машинно-тракторным парком расположен в едином массиве сельской местности в 20 км от райцентра Нижегородской области Волго-Вятского экономического района. Общая площадь территории, закрепленной за леспромхозом, составляет 2 га (20000 м2). Согласно какой статье Закона РФ "О плате за землю", по каким ставкам облагается земля данной организации и какую сумму налога придется внести леспромхозу в бюджет за эту площадь в 2000 г.?

При ответе на поставленный вопрос следует руководствоваться ч.1 ст.9 Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которой налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% средних ставок земельного налога, определенных в соответствии с таблицей 1 Приложения 2 к названному Закону для поселений с численностью до 20 тыс. чел.

По этой таблице определяем среднюю ставку земельного налога. На пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района (в данном случае - Волго-Вятского), и графы, соответствующей численности населения до 20 тыс. чел., находим, что средняя ставка налога в расчете на год равна 0,8 руб./м2 (средняя ставка приведена в Законе в условиях 1994 г.).

С учетом индексации в 2000 г. средняя ставка равна:

[0,8 руб./м2 х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) x 2 (1997 г.) x 2 (1999 г.) x 1,2 (2000 г.)]:1000 = 57,8 коп./м2.

Норма, по которой следует рассчитывать среднюю ставку земельного налога для данного случая, - 20% средних ставок, определенных по таблице 1 Приложения 2 к Закону "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. чел., поэтому средняя ставка в 2000 г. будет равна:

57,8 коп./м2 х 20% = 11,6 коп./м2.

Сумма земельного налога, которую уплатит в бюджет леспромхоз "Обуховский" в 2000 г., будет такой: 20000 м2 х 11,6 коп./м2 = 2320 руб.

По землям, занятым полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов (ч.2 ст.9 Закона РФ "О плате за землю"), земельный налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за 1 га земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного профиля. К ставкам налога по данным категориям земель в 2000 г. в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2000 г. должен применяться коэффициент 1,2.

В ряде случаев налогоплательщикам сложно определить, всегда ли индексировались ставки налога за земли водного фонда. В связи с этим необходимо четко знать, что относится к землям водного фонда. Согласно Земельному кодексу РСФСР к землям водного фонда относятся: земли, занятые водоемами, путинами, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных потребностей.

В Законе РФ "О плате за землю" специально оговаривается, что налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам для земель сельскохозяйственного назначения административного района. Как уже ранее отмечалось, средние ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения индексируются в 2000 г.

Таким образом, налог за земли водного фонда вне населенных пунктов будет взиматься в 2000 г. по средним ставкам для земель сельскохозяйственного назначения с применением к ним коэффициентов индексации: в 1995 - 1997 гг. - 2, 1,5, 2; в 1999 г. - 2; в 2000 г. - 1,2.

Посмотрим, как в 2000 г. обстоит дело с индексацией ставок налога на земли лесного фонда и земли лесного фонда, предоставленные для рекреационных целей. Из норм Земельного кодекса РСФСР следует, что землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Не используемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельхозугодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей. Землями рекреационного назначения признаются выделенные участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового проведения отпуска и туризма. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные функции и являющиеся местом отдыха населения.

В статье 11 Закона РФ "О плате за землю" поясняется, что налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и он должен взиматься в составе платы за пользование лесами в размере 5% платы за древесину, отпускаемую на корню. В этой же статье разъясняется, что налог за земли лесного фонда, которые предоставлены в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5% от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок курортных зон.

Из приведенных определений следует, что в обоих случаях при исчислении земельного налога задействован норматив платы за древесину, отпускаемую на корню. В связи с этим необходимо пояснить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1999 г. N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. Эти минимальные ставки включают налог за земли лесного фонда, который составляет 5% минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. Статьей 17 Закона о федеральном бюджете на 2000 г. установлено, что действующие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2.

Учитывая это, не можем утверждать, что действие ст.18 Закона офедеральном бюджете на 2000 г. распространяется на земли лесного фонда, чего нельзя сказать о ставках налога за земли сельскохозяйственных угодий в составе лесного фонда, по которым в 2000 г. применение коэффициента 1,2 обязательно.

Необходимость применения в 1999 г. коэффициента 2 к ставкам налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, вызывала немало споров, поскольку при расчете земельного налога по этой категории земель задействованы ставки налога за сельскохозяйственные угодья. В 2000 г. этот вопрос не возникнет. Для начала обратимся к подп.19 п.5 Инструкции Госналогслужбы России N 29 от 17 апреля 1995 г. "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", которым определено, что под полосой отвода железной дороги понимается земельный участок, на котором размещаются земляное полотно с верхним строением пути и водоотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи, электроснабжения, производственно-технические сооружения. На практике в полосу отвода зачастую попадают (в случае раннего определения и установления границ полосы отвода) автостоянки, индивидуальные гаражи, магазины, торговые палатки, иногда - кинотеатры и другие объекты. В такой ситуации, чтобы не применять к названным объектам льготную ставку земельного налога, налоговым органам следует обращаться к органам местного самоуправления с предложением об уменьшении площади полосы отвода земельного участка на размер площади, приходящейся на перечисленные выше объекты.

Напомним, что согласно ч.3 ст.12 Закона РФ "О плате за землю" налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 к этому Закону. Заметим, что юридическим лицам сферы железнодорожного транспорта земельный налог за земли рекомендовано рассчитывать по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов РФ независимо от нахождения полосы отвода железных дорог в городской или сельской местности разных районов. Поскольку ст.18 Закона о федеральном бюджете на 2000 г. установлен повышающий коэффициент 1,2 к ставкам налога за все категории земель, в том числе за земли сельскохозяйственного назначения, в 2000 г. организации железнодорожного транспорта должны будут уплачивать налог за земли в пределах полосы отвода в размере 25% ставки налога за сельскохозяйственные угодья с учетом коэффициента 1,2. В 2000 г. этот коэффициент следует сначала применить к ставкам налога за земли по данной категории, а затем уже от полученной суммы исчислить долю в размере 25%.

Рассмотрим пример расчета ставок земельного налога в 2000 г. для организаций железнодорожного транспорта.


Пример. По территории Тульской области проходит железнодорожная линия Курской железной дороги. Общая площадь территории, занятая полосой отвода (не считая земли вне этой полосы), составляет 320 га. Железная дорога должна уплатить земельный налог за всю территорию Тульской дистанции пути.

По каким ставкам и какую сумму налога следует уплатить в 2000 г.?

Отметим, что конкретные ставки земельного налога определяются решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Согласно Приложению 1 к Закону РФ "О плате за землю" средние размеры земельного налога с 1 га пашни по Тульской области были установлены в размере 2045 руб. Предположим, что Законом Тульской области установлены средние ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья в размере 1800 руб. за 1 га.

При индексации, проводимой в 2000 г., средняя ставка земельного налога составила:

[1800 руб./га х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.)]:1000 = 21,6 руб./га.

Применив коэффициент 1,2, вычислим среднюю ставку земельного налога, которая должна получиться в 2000 г.:

21,6 руб./га х 1,2 = 25,92 руб./га;

рассчитываем 25% от этой ставки:

25,92 руб./га х 25 % = 6,48 руб./га.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2000 г., составит:

6,48 руб./га х 320 га = 2073,6 руб.

Необходимо иметь в виду, что Тульская дистанция пути, которой поручена уплата земельного налога, должна не позднее 1 июля 2000 г. направить налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы всех районов, по земле которых проходит железнодорожная полоса.

Налогоплательщикам следует обратить внимание на порядок применения в 2000 г. индексов ставок земельного налога к земельным участкам, которые используются землепользователями не по назначению. Норма, касающаяся применения коэффициента 2 к ставкам налога за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, была введена в Закон РФ "О плате за землю" Федеральным законом от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики". В связи с этим увеличение ставок земельного налога в 2000 г. в два раза за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, проводится, как отмечалось ранее, с учетом их индексации в 1995 - 1997 гг., 1999 г., 2000 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562, Постановлением от 3 апреля 1996 г. N 378, а также Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ, Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ и Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ.


(Окончание следует)


Р.Г.Габбасов,

советник налоговой службы I ранга


Н.В.Голубева,

советник налоговой службы I ранга


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение