Некоторые вопросы, связанные с деятельностью представительства иностранного юридического лица (И.А.Полякова, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2000 г.)

Некоторые вопросы, связанные с деятельностью представительства иностранного юридического лица


Общие вопросы


Понятие "представительство" в гражданско-правовом смысле отличается от понятия "постоянное представительство" с точки зрения налогообложения. Определение понятия "представительство" дано в ст.55 ГК РФ.

Понятие "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.

Согласно Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности иностранного юридического лица в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение постоянного представительства.

Для примера назовем соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 5 декабря 1998 г. Согласно ст.5 этого Соглашения постоянное представительство включает в себя:

а) место управления;

b) отделение;

с) контору;

d) фабрику;

е) мастерскую;

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Постоянное представительство включает также строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект либо связанную с ними надзорную деятельность, только если такая площадка или объект либо деятельность существуют в течение периода, превышающего двенадцать месяцев.

Любая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Налоговые обязательства необходимо рассчитывать по каждой строительной площадке.

Для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Моментом окончания существования стройплощадки является дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию. Строительный участок не прекращает существование, если работы на нем временно приостановлены.

Если иностранное юридическое лицо, действуя через постоянное представительство и являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. Если субподрядчики - иностранные юридические лица, то их деятельность со дня начала работы на данной строительной площадке также рассматривается как осуществляемая через постоянное представительство самого субподрядчика.

В том случае, когда российская организация или физическое лицо на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляет его интересы в Российской Федерации, действует от его имени и имеет полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или обладает полномочиями обговаривать существенные условия контрактов, данное иностранное юридическое лицо рассматривается как имеющее постоянное представительство. При этом подобная российская организация или физическое лицо не должна осуществлять эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Чтобы указанная российская организация или физическое лицо считалась постоянным представительством иностранного юридического лица, она должна действовать в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации. Тогда в отношении этой особой деятельности она считается постоянным представительством иностранного юридического лица, поскольку в данном случае действует вне рамок своей обычной деятельности.

Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником организации с иностранными инвестициями, кроме выполнения от имени такой организации зафиксированных в учредительных документах обязанностей занимается другой деятельностью в Российской Федерации от своего имени (в пользу организации, иного юридического лица или в свою пользу) через постоянное место деятельности, то такая деятельность тоже считается осуществляемой через постоянное представительство. Осуществляемой через постоянное представительство может быть признана деятельность иностранного юридического лица (являющегося одновременно участником организации с иностранными инвестициями) в части, касающейся представления его сотрудниками на территории Российской Федерации интересов третьих юридических лиц. В этом случае иностранное юридическое лицо должно зарегистрировать свое постоянное представительство в установленном порядке.

Дочерняя компания иностранного юридического лица, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не рассматривается как постоянное представительство своей материнской (основной) компании*, несмотря на то что деятельность такой дочерней компании проводится под руководством материнской компании, поскольку в целях налогообложения такая дочерняя компания является независимым юридическим субъектом и самостоятельным налогоплательщиком. Однако эта дочерняя компания - постоянное представительство материнской компании, если в силу договорных отношений с материнской компанией представляет ее интересы в Российской Федерации и имеет полномочия на заключение контрактов от ее имени.

В соответствии с упомянутым Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр считается, что понятие постоянного представительства не подразумевает:

а) использование сооружений исключительно для хранения, демонстрации или поставки товаров либо изделий, принадлежащих организации;

b) содержание запасов товаров либо изделий, принадлежащих организации, исключительно для хранения, демонстрации или поставки;

с) содержание запаса товаров либо изделий, принадлежащих организации, исключительно для переработки другой организацией;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно ради закупки товаров либо изделий или сбора информации для организации;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно ради осуществления для организации любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в п."а" - "е".

Иностранные юридические лица, получающие доход, не связанный с их деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, являются плательщиками налога с дохода, получаемого от источников в Российской Федерации.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия аккредитации иностранных юридических лиц не имеет значения.


Изменения в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль


В связи с вступлением в силу с 1 апреля 1999 г. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" существенно изменился порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными юридическими лицами (иностранными организациями).

Согласно изменениям, внесенным в ст.8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", для иностранных организаций в отличие от ранее действовавшего порядка установлена обязанность самостоятельно определять и уплачивать сумму налога на прибыль исходя из фактически полученной за налогооблагаемый период прибыли и ставки налога. Кроме того, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, введена обязанность в течение квартала уплачивать в бюджет авансовые взносы налога на прибыль.

Авансовые взносы налога на прибыль уплачиваются не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной исходя из предполагаемой прибыли на квартал, на основании справок, представляемых в налоговый орган в сроки, установленные для российских организаций, т.е. до наступления соответствующего квартала. Если деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства, то авансовые взносы налога на прибыль не уплачиваются и справка о предполагаемой сумме прибыли на квартал не подается.

Что касается строительных площадок иностранных организаций, то необходимо учитывать следующее. В течение срока, когда согласно международному соглашению Российской Федерации с иностранным государством об избежании двойного налогообложения наличие строительной площадки на территории Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства, иностранные организации не уплачивают авансовые взносы налога на прибыль и не исчисляют сумму налога от фактической прибыли.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль иностранные организации до начала квартала представляют в налоговый орган по месту постановки на учет справки о предполагаемой сумме прибыли на квартал.

По окончании квартала, полугодия, девяти месяцев и года (в 1999 г. - по окончании полугодия, девяти месяцев и года) иностранные организации самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом сначала года исходя из фактически полученной или условно рассчитанной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее уплаченных его сумм.

Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми его взносами вычисляется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей и подлежит уточнению на сумму, рассчитанную по установленным формам исходя из определенного в истекшем квартале Банком России процента за пользование банковским кредитом.

Налоговые органы вправе принимать справки и расчеты, составленные в произвольной форме, но содержащие необходимые для исчисления сумм налога и идентификации налогоплательщика сведения.

Налог на прибыль иностранные организации уплачивают в те же сроки, которые установлены для российских организаций.

Плательщики данного налога, в том числе иностранные организации, в установленные сроки (в течение 30 дней по окончании налогооблагаемого периода (квартала, полугодия, девяти месяцев) представляют в налоговый орган по месту постановки на учет расчеты налога от фактической прибыли. При необходимости уточнения с налоговым органом налогового статуса организации дополнительно может представляться пояснительная записка о характере деятельности, фактически осуществляемой в Российской Федерации, Не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, в налоговый орган представляется отчет о деятельности в Российской Федерации (в произвольной форме), а также налоговая декларация по установленной форме.

Законом г.Москвы от 22 декабря 1999 г. N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" определены размеры ставок и перечень дополнительных льгот в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в московский бюджет, для организаций, расположенных на территории Москвы.

Право пользования указанными налоговыми льготами предоставлено и иностранным юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

Под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами.

Под налогом на прибыль, уменьшаемым в соответствии с названным Законом, следует понимать сумму налога, исчисленную исходя из налоговой ставки платежа в городской бюджет, установленной данным Законом, и налогооблагаемой прибыли, определяемой в соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных в него изменений и дополнений. При этом размер налоговой льготы исчисляется по специальному расчету к строке 10 "б" расчета налога от фактической прибыли.

Налоговые льготы, установленные Законом г.Москвы, применяются параллельно с налоговыми льготами, установленными федеральным законодательством, т.е. при выборе льготного режима налогообложения налогоплательщик имеет право:

- пользоваться только льготами, установленными Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

- использовать только льготы, установленные Законом г.Москвы;

- применять льготы, установленные Законом г.Москвы, после использования аналогичных льгот, установленных Законом Российской Федерации.

Право на налоговые льготы возникает в отчетном периоде (месяце, квартале), в котором произведены фактические затраты (получена льготируемая прибыль).


Аренда служебных и жилых помещений


В соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" с 1 января 1993 г. освобождается от налога на добавленную стоимость сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, в случае, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.

В письме Госналогслужбы России от 13 июля 1994 г. N ЮУ-6-06/80н содержится список государств, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду на территории Российской Федерации служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам.

В отношении, например, Испании такое освобождение предоставляется на условиях взаимности в случаях аренды помещений, используемых в качестве жилья.

В отношении Франции возможно освобождение на условиях взаимности в следующих случаях:

- при сдаче в аренду немеблированных помещений под жилье;

- при предоставлении гостиничных номеров;

- при сдаче в аренду помещений под промышленные и коммерческие нужды при условии, что они сдаются безо всякого оборудования и мебели.

Для реализации права на такое освобождение представительству компании следует предъявить арендодателю нотариально заверенную копию Свидетельства об аккредитации, выданного государственными органами Российской Федерации (либо копию Разрешения на открытие представительства), а также документы, подтверждающие, что данное представительство открыто для представления интересов головной компании и не осуществляет коммерческой деятельности. Такими документами могут быть нотариально заверенные копии положения о представительстве в Российской Федерации, копия декларации иностранного юридического лица о доходах по форме 101FE Приложения N 1 к приказу МНС России от 30 декабря 1999 г. N ВВ-3-06/424 "Об утверждении формы декларации иностранной организации о доходах в Российской Федерации" с отметкой налогового органа о приеме данного документа.


Обзор арбитражной практики


Обзор арбитражной практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных организаций свидетельствует о том, что арбитражный суд субъекта РФ вправе рассматривать дела с участием иностранного ответчика, если представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации.

Опишем реальную ситуацию. В городской арбитражный суд обратилось российское ТОО с вытекающим из договора купли-продажи иском к морскому торговому пароходству иностранного государства, имеющему представительство на территории Российской Федерации.

Иностранное торговое пароходство в свою очередь представило отзыв на иск с возражением по существу заявленных Требований, ссылаясь на то, что с истцом нет соглашения о рассмотрении споров в арбитражном суде Российской Федерации.

Арбитражный суд отказал в принятии искового заявления в связи с тем, что стороны не заключили письменного соглашения о передаче спора с участием иностранного лица в арбитражный суд Российской Федерации.

Президиум ВАС РФ высказал следующее мнение по этому вопросу.

Согласно ч.6 ст.22 АПК РФ арбитражный суд вправе рассматривать подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц определена в ст.212 АПК РФ. Арбитражные суды Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации.

В силу того что иностранное морское пароходство имело представительство на территории Российской Федерации и в двустороннем договоре Российской Федерации с государством, в котором зарегистрировано морское пароходство, нет норм, исключающих подведомственность споров между коммерческими организациями договаривающихся сторон национальным судам, данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде Российской Федерации, на территории которого находится представительство иностранной коммерческой организации, без письменного соглашения спорящих сторон.


(Окончание следует)


И.А.Полякова,

аудитор фирмы "Сайлонис и Ажел"


-------------------------------------------------------------------------

* Компания, имеющая существенное участие в акционерном капитале другой компании.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение