Проблемы регистрации юридических лиц (Т.В.Закупень, "Законодательство", N 5, май 2000 г.)

Проблемы регистрации юридических лиц


Многие проблемы, существующие сейчас в экономической сфере, обусловлены отсутствием федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Его принятие предусмотрено в ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако прошло уже более пяти лет с момента вступления в силу первой части ГК РФ, а соответствующего акта до сих пор нет. По этой причине задерживается создание Министерством юстиции Российской Федерации единой системы государственной регистрации юридических лиц.

Вследствие существования большого числа регистрирующих органов, необходимости прохождения множества регистрационных процедур, отсутствия единых форм учета и контроля практически нет обобщенной информации о зарегистрированных предприятиях и организациях. На основании ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" продолжает применяться прежний порядок регистрации юридических лиц, который очень затрудняет регистрационные действия. Так, в настоящее время регистрацию осуществляют: Министерство юстиции Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации или за ее пределами); органы юстиции субъектов Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории одного илинескольких (менее половины) субъектов Российской Федерации); Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (в отношении средств массовой информации); Центральный банк Российской Федерации (в отношении кредитных организаций); Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации (в отношении предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тыс. рублей); регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов Российской Федерации, или специальные подразделения в администрациях субъектов Российской Федерации (в отношении всех остальных юридических лиц, находящихся в субъектах Российской Федерации).

В результате даже Правительство Российской Федерации не располагает достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории России или в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствуют. А поскольку нет единой информационной базы, очень трудно получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице. Много серьезных проблем (вплоть до судебных разбирательств) вызывает регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями.

Такое положение способствует расцвету экономической преступности в стране. Юридические лица чрезвычайно легко создаются - ведь ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций, практически отсутствуют. Часто одно и то же физическое лицо является учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. И в этом нет, на первый взгляд, ничего противозаконного, однако, как правило, новое юридическое лицо создается после того, как предыдущее накопило значительную задолженность перед государством. Например, из данных проверок, проведенных налоговыми органами г. Владивостока, следует, что учредителями 2861 предприятия и организации в этом городе являются 392 физических лица, при этом задолженность этих налогоплательщиков только перед федеральным бюджетом составила на конец 1998 г. более 100 млн рублей.

Действующий порядок регистрации юридических лиц определен в ГК РФ, ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (с изм. и доп.) и Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-I "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным упомянутым Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482.

Многие вопросы, касающиеся государственной регистрации, действующим законодательством до конца не решены. В частности, допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате нередко десятки, а иногда и сотни организаций "проживают" в одной квартире. Выборочный анализ базы данных Государственного реестра Московской области помог выявить интересные факты. Так, два физических лица учредили по 50 (!) предприятий, причем все 100 имеют одинаковые юридические адреса.

Порой предприятия регистрируются в различных регионах. В этом случае возможность каким-либо образом проверить их вообще отсутствует. Можно представить, как рискуют те, кто вступает с ними в деловые контакты. Однако формально действующее законодательство не запрещает подобную регистрацию.

В описанных обстоятельствах субъекты Российской Федерации вынуждены решать проблемы регистрации юридических лиц самостоятельно, не ожидая принятия федерального закона. В частности, после утверждения Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации*(1) в Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском краях, Кемеровской, Московской, Читинской и целом ряде других субъектов Российской Федерации созданы специализированные органы для регистрации юридических лиц либо при органах юстиции, либо как самостоятельные подразделения. (Например, в Московской области Регистрационная палата существует как самостоятельный орган, регистрирующий юридические лица и права на недвижимое имущество и сделки с ним.)

Эти и другие структуры, фактически осуществляющие регистрацию юридических лиц как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, формируют свои реестры и соответствующие информационные базы данных. Указанные реестры содержат разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах и хозяйствующих субъектах, действующих без образования юридического лица, к тому же ведутся они без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля. Подобная практика противоречит идее создания единого государственного реестра юридических лиц. Техническая несовместимость компьютерных систем чрезвычайно затруднит создание общероссийской базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Часто регистрация производится с нарушениями действующего законодательства. Так, в соответствии с п. 3 ст.59 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительные документы названных обществ, созданных до введения в действие этого закона, должны быть приведены в соответствие с принятым актом. Согласно п. 4 этой же статьи, "общества с ограниченной ответственностью, указанные в пункте 3 настоящей статьи, освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом". Кажется, все совершенно ясно. Однако Регистрационная палата Республики Татарстан при местном Министерстве юстиции полагает, что "регистрация изменений правового статуса в связи с принятием Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "приведение учредительных документов в соответствие с настоящим Федеральным законом" - это совершенно разные вещи. И хотя закон прямо предписывает в рассматриваемом случае освобождать общества с ограниченной ответственностью от уплаты регистрационного сбора, в Татарстане за регистрацию документов продолжают взимать плату.

Приведу еще один пример пополнения бюджета за счет регистрации. В соответствии со ст. 51 ГК РФ "государственной регистрации в органах юстиции подлежат только юридические лица". Филиалы юридических лиц, согласно ст. 55 ГК РФ, являются не юридическими лицами, а лишь "обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными вне места их нахождения". Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством государственной регистрации подлежат сами юридические лица, а не их филиалы. Многие же регистрационные структуры продолжают регистрировать и филиалы. Например, в г. Москве в соответствии с Положением о Московской регистрационной палате*(2), утвержденным постановлением Правительства Москвы, функция регистрации филиалов наряду с регистрацией и перерегистрацией юридических лиц отнесена к основным функциям Палаты. Московская областная регистрационная палата ведет не регистрацию филиалов юридических лиц, а лишь их учет, но делается это, естественно, не безвозмездно.

Очень часто местные администрации регистрируют предприятия, которые учреждены за пределами подведомственной им территории. По таким прецедентам Высший Арбитражный Суд РФ дал следующее разъяснение: акт местной администрации должен признаваться недействительным, если юридическое лицо учреждено за пределами ее территории*(3). Таким образом, регистрацию следует осуществлять только по месту нахождения юридического лица, указанному в его учредительных документах.

Возникающие проблемы невозможно решить, не установив на основе общих подходов и принципов единый порядок государственной регистрации юридических лиц, не создав единую систему регистрирующих органов. Только введение строгой ответственности и подчиненности регистрирующих структур федеральному органу исполнительной власти в сфере юстиции позволит исправить ситуацию с регистрацией юридических лиц.

Надо сказать, что попытки дать стране федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц предпринимались еще в 1995 г. Принятый 8 декабря 1995 г. Государственной Думой, он был отклонен Президентом РФ 9 января 1996 г. как "требующий серьезной переработки на основе соблюдения положений Конституции Российской Федерации и норм действующего законодательства". В последующем проект этого акта находился на доработке в Государственной Думе, однако 15 ноября 1999 г. был снят с рассмотрения окончательно.

В настоящее время Правительство Российской Федерации, понимая острую необходимость принятия специального закона, регламентирующего порядок создания и деятельности системы регистрирующих органов в Российской Федерации, ведения Единого государственного реестра и единой информационной базы юридических лиц, готовит новый проект закона о государственной регистрации юридических лиц к внесению в Государственную Думу. Сейчас этот документ проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Его принятие позволит упорядочить государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устранит множественность регистрирующих органов и регистрационных процедур, будет способствовать борьбе с экономическими преступлениями, привлечет дополнительные инвестиции.

Пожелаем его создателям удачи и будем надеяться, что новый проект не постигнет участь его предшественника!


Т.В.Закупень,

Доктор юрид. наук, начальник отдела

законодательства о государственной

регистрации юридических лиц

Министерства юстиции РФ


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177.

*(2) Положение о Московской регистрационной палате принято совместным решением Правительства Москвы и Президиума Моссовета от 25 июля 1991 г. N 134-2.

*(3) Информационное письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.



Проблемы регистрации юридических лиц


Автор


Т.В.Закупень - доктор юридических наук, начальник отдела законодательства о государственной регистрации юридических лиц Министерства юстиции РФ


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 5


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.