О правовом статусе Министерства экономики Российской Федерации (А.К. Бондарев, "Законодательство", N 6, июнь 2000 г.)

О правовом статусе Министерства экономики Российской Федерации


Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2000 г. N 111 утверждено Положение о Министерстве экономики Российской Федерации. Предыдущее Положение об этом Министерстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 844, было признано утратившим силу. Хотя действовало оно относительно недолго, все же успело безнадежно устареть. Что же изменилось?

В этот период шел процесс бурного развития российского законодательства, в частности, были введены в действие и стали активно работать Гражданский, Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", федеральный закон "Об акционерных обществах" и другие. Процесс же закрепления правовых новелл в основном документе, определяющем правовой статус Минэкономики России, а именно таким документом является Положение о названном Министерстве, отстал от требований быстротекущей жизни.

В основу прежнего Положения о Министерстве экономики был положен Закон РФ "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", принятый в 1993 г. А 27 декабря 1997 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". В этом акте достаточно полно определены как общая компетенция Правительства Российской Федерации, так и его полномочия в сфере экономики, в области бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в области науки, культуры, образования, обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации и т. д.

Исходя из этих полномочий Правительства РФ и с учетом того, что федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчинены Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, в положениях об этих органах, утверждаемых Правительством, предусматриваются их основные задачи и функции. Рассмотрим, каким требованиям должно отвечать в настоящее время Министерство экономики России.

Говоря об основных задачах этого Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего разработку и реализацию государственной социально-экономической политики Российской Федерации, определяющего пути развития экономики и разрабатывающего методы ее эффективного регулирования, обеспечивающего социально-экономический прогресс и устойчивое развитие страны, в числе первостепенных задач следует назвать анализ экономического положения России и определение принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере.

К числу принципиально важных методов регулирования в указанной сфере относится прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации, которое в соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" осуществляется Правительством Российской Федерации. А Минэкономики России - орган федеральной исполнительной власти, одной из функций которого является разработка с участием других федеральных органов исполнительной власти государственных прогнозов социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслей и секторов экономики.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" государственное прогнозирование социально-экономического развития - это система обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения страны, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Государственное прогнозирование - это тема, которая заслуживает самостоятельного освещения. Но для того, чтобы уяснить значение указанной деятельности, достаточно сказать, что без разработки и представления в Правительство Российской Федерации прогноза социально-экономического развития на предстоящий год нельзя начать подготовку проекта федерального закона о федеральном бюджете. Если не осуществить комплексный анализ и прогноз уровня жизни населения с учетом дифференциации по группам населения, если не рассмотреть вопросы о совершенствовании налоговой системы и ее воздействии на темпы экономического развития, если не исследовать ценовые соотношения в смысле воздействия предстоящих изменений цен на сырьевые ресурсы и продукцию естественных монополий, потребительские цены и на динамику цен, проект федерального бюджета на соответствующий год составить будет невозможно. И это лишь один, возможно, не самый главный, из одиннадцати разделов прогноза.

Итак, прогнозы социально-экономического развития страны представляют собой экономическую базу, на основе которой составляются проекты федеральных бюджетов. Подготовка прогнозов и всего того, что с ними связано, - одно из важнейших направлений деятельности Министерства. Вот почему в новом Положении о Минэкономики России функция разработки прогнозов социально-экономического развития страны поставлена на первое место. Вместе с тем, как бы ни был важен весь комплекс вопросов, связанных с прогнозированием социально-экономического развития России, деятельность Минэкономики России не ограничивается выполнением этой работы.

Министерство выступает в роли организатора и координатора адресной федеральной инвестиционной программы, осуществляет на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, отраслям, комплексам, стройкам и объектам. Функции Минэкономики в этом отношении не только видоизменились, но и были коренным образом преобразованы.

В соответствии с Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", вступившим в силу 30 ноября 1998 г., впервые в практике отечественного законодательства были созданы правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, которые предназначены для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты путем предоставления им государственных гарантий или путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности.

Управление Бюджетом развития осуществляется Правительством Российской Федерации, а оперативное управление, согласно постановлению Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 378 "Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации", - Минэкономики России в части проведения анализа, оценки и отбора инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств Бюджета развития Российской Федерации. Минэкономики России и Минфин России обязаны обеспечить согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из федерального бюджета.

Эта новая функция Минэкономики России позволяет ему не просто заниматься проработкой вопросов выделения всегда недостаточных государственных средств по исповедуемому с времен Госплана принципу: "каждой сестре по серьге", а определять приоритетные направления развития той или иной отрасли народного хозяйства и, что очень важно, финансировать проекты на условиях возвратности, платности и срочности.

Указанные полномочия Минэкономики России, вытекающие из действующего законодательства, нашли отражение в новом Положении. Министерство призвано принять активное участие в государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

В этой связи в новом Положении о Министерстве обозначены функции, направленные на привлечение и эффективное использование в экономике России иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовых технологий и техники, управленческого опыта, на обеспечение стабильных условий деятельности для иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

В Положении о Минэкономики России определено еще одно важнейшее новое направление его работы - формирование и проведение единой государственной промышленной политики и осуществление управления в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, в производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней, а также координация в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.

Такая работа была поручена Минэкономики России в связи с передачей в соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. N 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" в ведение Министерства предприятий, учреждений и организаций, подведомственных упраздненным федеральным органам исполнительной власти. В настоящее время в подчинении Минэкономики России находятся около пятисот федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, управлением которых занимается значительная часть департаментов Министерства. В их ведении, в частности, осуществление на предприятиях реформы, их финансирование и кредитование, проведение кадровой политики, оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, контроль за целевым использованием имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, и средств, выделяемых из федерального бюджета. Важно, что вопросы проведения единой государственной социально-экономической политики, макроэкономической политики неразрывно связаны с конкретными проблемами управления каждым промышленным предприятием. Другими словами, удалось добиться гармоничного сочетания теории и практики хозяйствования в условиях осуществления радикальной экономической реформы. И это не может не обнадеживать.

Учитывая сказанное, полагаю, что было бы целесообразно переименовать Министерство экономики в Министерство экономики и промышленности. Это наименование точнее отражало бы действительное его положение в системе органов исполнительной власти Российской Федерации. К сожалению, эта точка зрения поддержки пока не нашла.

Не могу согласиться с утверждением некоторых экономистов-аналитиков о том, что Минэкономики России может превратиться в Агентство по прогнозированию. На мой взгляд, степень участия Министерства в управлении экономикой страны трудно переоценить. Спектр его задач чрезвычайно широк, начиная от принадлежащей ему координирующей и организующей роли в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, подготовки предложений по основам ценовой политики Российской Федерации, участия в разработке и осуществлении региональной экономической политики и экономических основ федеративных отношений и заканчивая функциями по обеспечению нужд обороны и безопасности страны. В упомянутом Положении закреплены десятки функций, фактически выполняемых Министерством экономики России и получивших свое закрепление в упомянутом Положении. Мы коснулись только некоторых из них.


А.К. Бондарев,

начальник Юридического управления

Минэкономики РФ,

заслуженный юрист России



О правовом статусе Министерства экономики Российской Федерации


Автор


А.К. Бондарев - начальник Юридического управления Минэкономики РФ, заслуженный юрист России


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 6


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.