Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (В.И.Михайлов, А.В.Федоров, "Законодательство", N 7, июль 2000 г.)

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте


В последние годы одной из опасных тенденций развития российской экономики стало возрастание объемов вывоза капитала из страны. В целях борьбы с данным явлением в Российской Федерации приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, которые призваны стимулировать возвращение в Россию денежных средств в иностранной валюте. Так, Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) определено, что иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком России (ЦБР). Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами России в случаях и на условиях, устанавливаемых ЦБР.

Во исполнение этих положений закона приняты и действуют указы Президента, постановления Правительства и нормативные акты ЦБР, Минфина, Государственного таможенного комитета (ГТК) России и других ведомств. К их числу относятся: Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи валютной выручки", Инструкция ЦБР и ГТК России от 13 октября 1999 г. N 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и др.

Меры валютного регулирования не являются чем-то необычным, они широко применяются многими странами для стабилизации денежного обращения, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, помогают не допустить сокращения валютных резервов. Бoльшая часть стран - членов Международного валютного фонда (124 из 155) в той или иной степени применяет требования обязательного перевода из-за границы валютной выручки. В их числе Франция, Италия, Бельгия и др.*(1) Нарушение предусмотренных нормативными актами требований об обязательном зачислении предприятиями (организациями) получаемой иностранной валюты на их счета в уполномоченных банках влечет за собой привлечение к ответственности, в том числе к уголовной.

В Российской Федерации уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена ст. 193 Уголовного кодекса РФ: невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

При этом невозвращение признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Основным непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте на счета в уполномоченные банки Российской Федерации. Соответственно предметом преступления признаются средства в иностранной валюте, подлежащие, согласно законодательству Российской Федерации, зачислению на счета в уполномоченный банк.

При этом в соответствии с Законом о валютном регулировании под иностранной валютой понимаются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Указанные средства в иностранной валюте могут быть признаны предметом рассматриваемого преступления только тогда, когда они находятся за границей и подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России. Предмет преступления имеется лишь в том случае, когда сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10000 МРОТ, т.е. составляет крупный размер, предусмотренный примечанием к ст. 193 УК РФ. Пересчет средств в иностранной валюте в рубли для квалификации нарушения производится в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экономических пошлин", установившим, что для всех видов платежно-расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета применяется курс рубля, котируемый ЦБР.

Крупный размер средств в иностранной валюте, не перечисленных на счета в уполномоченном банке, может складываться из нескольких сумм.

Невозвращение средств в иностранной валюте в меньшем объеме, чем 10000 МРОТ, не освобождает таможенные органы от обязанности завести по такому факту дело о нарушении таможенных правил в отношении самого юридического лица по признакам нарушения таможенных правил, предусмотренных ст. 273 "Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими" Таможенного кодекса РФ. В названной статье говорится об ответственности экспортера, который не принял меры для зачисления валютной выручки или предпринял действия, недостаточные для обеспечения зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки либо прямо повлекшие за собой возможность для покупателя уклониться от выполнения предусмотренных договором условий платежа.

Таким образом, о преступлении, предусмотренном ст. 193 УК РФ, можно говорить лишь тогда, когда имеется предмет этого преступления - составляющие крупный размер средства в иностранной валюте, находящиеся за границей и подлежащие обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Объективная сторона преступления проявляется в невозвращении валютных средств в тех случаях, когда такое возвращение является обязательным.

Следует отметить, что объективная сторона рассматриваемого преступления сформулирована в УК РФ крайне неудачно, что весьма затрудняет понимание и применение соответствующей нормы.

При анализе объективной стороны необходимо учитывать, что в ст. 193 УК РФ, посвященной невозвращению средств, в слово "невозвращение" вкладывается особый смысл. Слово "возвратить" в быту понимается как "вернуть, отдать обратно", приставка "не" придает любому понятию противоположное значение. Соответственно "не возвратить" означает "не вернуть, не отдать обратно"*(2). Иными словами, грамматическое толкование содержания ст. 193 УК РФ дает основания полагать, что речь идет о невозврате средств в иностранной валюте, причем действия виновного должны состоять из двух этапов: вначале - вывоз (перечисление) за границу средств в иностранной валюте, а затем - их невозврат (по аналогии со ст. 190 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран).

Однако действия, составляющие объективную сторону рассматриваемого преступления, выходят за рамки такого понимания невозвращения: указанная трактовка лишь частично соответствует истинному смыслу нормы права, закрепленной в ст. 193 УК РФ.

Невозвращение средств в иностранной валюте - длящееся преступление. Оно может быть совершено только в виде бездействия, т.е. как непринятие руководителем организации мер к возвращению средств этой организации в иностранной валюте, находящихся за границей и подлежащих зачислению на счета в уполномоченном банке Российской Федерации, невыполнение руководителем возложенной на него обязанности вернуть эти средства.

Если же руководителем организации предпринимались меры к возвращению средств в иностранной валюте, находящихся за границей, то независимо от того, удалось их вернуть или нет, состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в действиях этого лица не будет.

Уяснение объективной стороны анализируемого преступления и возможных ситуаций, связанных с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте, требует знания основ валютного законодательства.

В статье 193 УК РФ говорится о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством нашей страны обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. При этом, согласно ст. 1 Закона о валютном регулировании, уполномоченными банками признаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБР на проведение валютных операций.

Таким образом, для квалификации содеянного по ст. 193 УК РФ необходимо в первую очередь установить факт наличия обязательств по валютной операции о перечислении из-за границы средств в иностранной валюте на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Далее, из содержания ст. 193 УК РФ следует, что уголовно наказуемым признается лишь невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте руководителем организации. Значит, обязательства о перечислении из-за границы средств в иностранной валюте на счета в уполномоченный банк Российской Федерации несет организация, а ответственным за выполнение этих обязательств является ее руководитель.

Если же руководитель организации обязан вне связи с деятельностью организации перечислить из-за границы средства в иностранной валюте на счета в уполномоченный банк, но не делает этого, то он не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст.193 УК РФ. Так, на основании п. 4 раздела II1 и п. 2 разделаIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР (утверждены письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 и действуют в настоящее время), а также разъяснения, содержащегося в письме ЦБР от 24 февраля 1995 г. N 12-86, на период пребывания за границей, а также в иных случаях по лицензии Банка России физические лица - резиденты могут открывать в банках-нерезидентах счета и вклады в иностранной валюте. По окончании срока пребывания за границей резидент обязан закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в уполномоченный банк Российской Федерации или ввезти с соблюдением таможенных правил полученные за границей валютные ценности в Российскую Федерацию*(3). Нарушение этих требований (невозврат соответствующих средств в иностранной валюте) физическим лицом - резидентом, являющимся руководителем организации, не влечет ответственность по ст. 193 УК РФ.

Если руководитель организации совершает хищение валютных средств организации, находящихся за границей, то его действия следует рассматривать как хищение чужого имущества.

При этом возможна дополнительная квалификация его действий по ст. 193 УК РФ, например, когда руководитель организации вначале не возвратил соответствующие средства, а затем похитил их.

Валютное законодательство четко регламентирует вопросы, связанные с порядком заключения и выполнения экспортных контрактов, а также с выполнением требований об обязательном перечислении валютной выручки от экспорта на счета в уполномоченном банке Российской Федерации. Причем к валютной выручке относятся все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Обязанность перечисления валютной выручки распространяется на предприятия и организации, являющиеся резидентами, под которыми понимаются предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также находящиеся за пределами Российской Федерации их филиалы и представительства.

Как установлено упомянутыми Основными положениями о регулировании валютных операций на территории СССР, иностранная валюта, полученная резидентами в результате внешнеэкономической деятельности, подлежит обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках. В случае поступления в пользу резидента средств в иностранной валюте в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера они также подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи валютной выручки" (он внес изменение в п. 2 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин") 75% валютной выручки не позднее чем через семь календарных дней после поступления указанной выручки (части выручки) на счета резидента подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через банки и другие кредитные организации, имеющие лицензии ЦБР на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют по отношению к рублю на день продажи валюты в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБР.

При этом резиденты, осуществляющие возврат кредитов (займов) в иностранной валюте, полученных ими до 15 марта 1999 г. (даты подписания Указа), за счет не менее 25% средств в иностранной валюте, причитающихся им по заключенным ими или от их имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), обязательно продают 50% валютной выручки до момента выполнения своих обязательств по возврату указанных кредитов (займов).

Льготы по порядку обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), ранее установленные федеральными законами и указами Президента РФ, действуют до их изменения либо отмены федеральным законом или указом Президента РФ.

Резидент не вправе продлевать срок оплаты требований в отношении нерезидента или обязательств последнего, а также каким-либо способом уменьшать сумму этих требований или обязательств.

Валютная выручка, подлежащая переводу и поступившая в собственность или распоряжение резидента за границей, может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Резидент, осуществляющий перевод валютной выручки, представляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства (номер и дата контракта, плательщик, банк плательщика, за что получен платеж).

Обязательному переводу не подлежат:

а) валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представляющие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, - на период строительства;

б) валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, используемые для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов, - на период проведения этих операций;

в) валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению, - на период проведения этих мероприятий.

После завершения строительства объектов за границей резидент обязан перевести остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней после даты подписания акта о приемке объекта и урегулирования претензий заказчика. Прибыль в иностранной валюте от проведения фондовых операций за границей подлежит переводу в течение 30 дней после даты завершения операций, а валютные поступления от проведения за границей выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий подлежат переводу в течение тех же 30 дней после даты завершения этих мероприятий.

Перевод иностранной валюты в отделения уполномоченных банков за границей не может рассматриваться как выполнение обязательств по переводу*(4).

Освобождение некоторых организаций от обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем рынке не освобождает эти организации от обязанности перечислять полученную за границей выручку на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо учитывать, что оценка каждого случая невозвращения денежных средств в иностранной валюте должна базироваться на полном изучении соответствующей нормативной базы валютного регулирования и контроля.

Валютный контроль за экспортными операциями в соответствии с инструкцией ЦБР и ГТК России от 13 октября 1999 г. N 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" осуществляется путем оформления паспорта сделки. Последний представляет собой документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления такого контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

Кроме этого используются: досье, учетная карточка таможенно-банковского контроля, ведомость банковского контроля и другие документы, необходимые банкам для контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

В соответствии с законодательством экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Причем зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии специального разрешения.

Оформляемый по каждому заключенному контракту паспорт сделки подписывается тем уполномоченным банком, куда в последующем должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. С подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие приводимых им сведений условиям контракта, на основании которого был составлен этот паспорт, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту.

В законодательстве особо оговаривается, что в случае внесения сторонами в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые ранее использовались при составлении паспорта сделки, экспортер в десятидневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению экспортируемых им товаров обязан представить в соответствующий банк ряд документов, в частности, оригиналы или копии дополнений и изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и скрепленные его печатью.

По установленным правилам таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении (в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации) ксерокопии паспорта сделки, заверенной ответственным лицом банка и скрепленной печатью банка, а также копии с грузовой таможенной декларации на оформляемый груз.

В случае невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк, организация, не выполнившая обязательства по возвращению средств, несет финансовую ответственность. Ее руководитель, если допущено невозвращение средств в крупном размере, может быть привлечен к уголовной ответственности за невозвращение средств в иностранной валюте, когда содеянное им образует состав преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.

При решении вопроса о возможности привлечения руководителя организации к уголовной ответственности за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте необходимо устанавливать, имел ли этот руководитель возможность распоряжаться указанными средствами и перевести их на счета уполномоченного банка Российской Федерации и использовал ли он эту возможность. Если такой возможности у руководителя не было или если возможность была и он воспользовался ею, однако по не зависящим от него причинам валютные средства так и не были перечислены на счета в уполномоченном банке, то руководитель организации не может отвечать за невозвращение из-за границы указанных средств.

Следует также учитывать, что в тех случаях, когда руководитель организации, являющейся собственником товара, заключает договор комиссии с внешнеторговым посредником об экспорте товара за счет собственника, но от имени комиссионера (агента), паспорт сделки подписывается комиссионером (агентом), который в этом случае является экспортером и отвечает за своевременное поступление выручки в полном объеме на свой счет в уполномоченном банке*(5).

Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента невозвращения средств в иностранной валюте.

В связи с этим, решая вопрос о наличии состава преступления в подобного рода деяниях, всегда необходимо устанавливать срок, в течение которого валютные средства должны были быть возвращены. Только по его истечении можно говорить о невозвращенных средствах и оценивать их размер согласно примечанию к ст. 193 УК РФ.

С момента истечения установленного предельного срока возвращения валютных средств преступление считается оконченным.

От того, с какого момента преступление признается оконченным, во многом зависят определение понятий приготовления к совершению преступления и покушения на его совершение, а также содержание действий, образующих эти стадии совершения преступления*(6). При этом следует учитывать, что возврат не тождествен перечислению на счет в уполномоченном банке. На это обстоятельство обращают внимание, в частности, И.Пастухов и П.Яни применительно к экспортным операциям, указывая, что формулировкой ст. 193 УК РФ порожден вопрос о возможности квалификации по этой статье действий, заключающихся, к примеру, в перевозке на территорию Российской Федерации наличными выручки, подлежащей в силу требований существующих нормативных актов зачислению на счета в уполномоченном банке, при том, что доставленные на территорию России средства так и не будут зачислены на соответствующие счета. По мнению И.Пастухова и П.Яни, если подлежащие перечислению средства возвращены в Российскую Федерацию, но не зачислены на соответствующий счет*(7), состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, не будет*(8). Данная точка зрения представляется верной.

Невозвращение может быть сопряжено с другими преступлениями, в том числе с уклонением от уплаты налогов с организации. В этих случаях содеянное квалифицируется по совокупности статей.

Анализ и сопоставление ст. 193 УК РФ и соответствующих норм валютного законодательства позволяют сделать вывод о том, что под невозвращением применительно к ст. 193 УК РФ следует понимать случаи, когда не возвращаются на территорию Российской Федерации средства в иностранной валюте, сформированные за рубежом.

С этих же позиций следует рассматривать и случаи, когда не возвращаются ранее отправленные за пределы Российской Федерации средства в иностранной валюте, если их возвращение является обязательным согласно имеющимся нормативным документам.

В теории еще нет единого мнения о возможности квалификации таких действий по ст. 193 УК РФ, в связи с чем во многих работах этот вопрос не рассматривается, и применительно к указанной статье речь идет лишь о невозвращении средств в иностранной валюте по экспортным операциям.

В то же время отдельные ученые, в том числе Б.В.Волженкин*(9), А.Е.Жалинский*(10) и П.Н.Панченко*(11), допускают привлечение к уголовной ответственности руководителей организаций по ст. 193 УК РФ за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, являющихся предоплатой по неисполненным импортным контрактам.

Действительно, как таковое невозвращение средств в иностранной валюте при ведении импортных операций возможно. Для подобных случаев существенное значение имеют Указ Президента РФ от 25 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", содержащий требование о возвращении средств организации-резидента, переведенных за рубеж для покупки товаров и не использованных в соответствии с предусмотренными договором целями, а также положения совместной инструкции ЦБР и ГТК России от 26 июля 1995 г. N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"*(12).

Согласно названной инструкции, импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возвратить указанные средства, ранее переведенные по импортному контракту иностранной стороне, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 (в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря1998 г. - 90) календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено ЦБР.

В то же время, когда невозвращение средств в иностранной валюте связано с их предыдущим переводом за границу по импортному контракту, нельзя применительно ко всем ситуациям вести речь о преступлении, предусмотренном ст. 193 УК РФ, ибо в этой статье говорится только о средствах, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, а предоплата по импортному контракту, который не исполнен, не всегда может рассматриваться в качестве таких средств (например, если средства в иностранной валюте не возвращены предприятию, перечислившему их за границу).

Статья 193 УК РФ - бланкетная, и в других нормативных актах не предусмотрены соответствующие указания, непосредственно определяющие обязанность организации перечислять на счет в уполномоченном банке Российской Федерации средства в иностранной валюте, являющиеся предоплатой по невыполненному импортному контракту, если указанная предоплата не была данной организации возвращена. В имеющихся нормативных актах по этому поводу говорится лишь о необходимости возвратить такие средства (их сумма должна быть не меньше ранее переведенной) в течение 180 (в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1998 г. - 90) календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено ЦБР.

Весьма важно уяснить, подлежит ли произведенная предоплата в иностранной валюте по импортному контракту, который не исполнен, перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Ведь руководитель предприятия-импортера, исходя из формулировки ст. 193 УК РФ, может нести уголовную ответственность за невозвращение из-за границы от предприятия-нерезидента предоплаты по невыполненному импортному контракту только в том случае, если указанные средства подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России.

Если применительно к экспортным контрактам в нормативных актах четко определено, что валютная выручка от экспорта товаров (услуг, работ) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, то применительно к импортным операциям нет конкретного указания о необходимости перечисления на счета в уполномоченных банках предоплаты по неисполненным контрактам, говорится лишь о возврате средств. Так, именно эта формулировка использована в упоминавшемся Указе Президента РФ от 25 ноября1995 г. N 1163.

В то же время ст. 5, Закона о валютном регулировании конкретно определяет, какие средства в иностранной валюте подлежат обязательному зачислению на счета в уполномоченном банке. Согласно этой статье, "иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации".

Таким образом, применительно к правовой оценке ситуаций с невыполненными импортными контрактами, по которым переведена предоплата за границу предприятию-нерезиденту, возможны два варианта. Первый вариант: произведена предоплата, предприятие-нерезидент, получившее предоплату, не выполнило взятые на себя обязательства и вернуло полученные средства в иностранной валюте предприятию-резиденту. В этом случае указанные средства подлежат зачислению на счета в уполномоченном банке как иностранная валюта, полученная предприятием. Второй вариант: также произведена предоплата, предприятие-нерезидент, получившее предоплату, тоже не выполнило взятые на себя обязательства по поставке товара, но не вернуло полученные в качестве предоплаты средства в иностранной валюте предприятию-резиденту. В этом случае указанные средства в иностранной валюте предприятием-резидентом не получены, соответственно требование зачислить эти средства на счета в уполномоченном банке не действует, ибо в законе четко оговорено, что только получаемая предприятиями (организациями)-резидентами иностранная валюта подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках.

Если нет такой валюты, то нет и обязательства перечислить ее на счета в уполномоченный банк. А если нет обязанности перевести на счета в уполномоченный банк средства в иностранной валюте, которые не вернула организация-нерезидент по неисполненному импортному контракту, то нет и уголовной ответственности руководителя предприятия за невозвращение из-за границы неполученных средств в иностранной валюте.

Следовательно, непринятие руководителем организации мер к получению валюты от организации, не исполнившей импортный контракт и не вернувшей полученную по этому контракту предоплату, не может быть квалифицирована по ст.193 УК РФ.

Факт непоступления товара по импортному контракту и невозвращения произведенного по этому контракту авансового платежа должен оцениваться с учетом всех обстоятельств. Указанные действия при наличии соответствующих признаков преступлений могут быть квалифицированы, например, как мошенничество (ст. 159 УК РФ) или причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемого преступления проявляется в форме умысла, в соответствии с которым руководитель организации осознает общественно-опасный характер и противоправность невозвращения средств в иностранной валюте, т.е. понимает, что в нарушение требований законодательства не возвращает из-за границы подлежащие обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России средства в иностранной валюте в крупном размере, и тем не менее идет на это.

Субъектом такого преступления может быть только руководитель организации (независимо от формы собственности), обязанной перечислять иностранную валюту на счета в уполномоченных банках, который отвечает за перечисление этих средств. К указанным организациям относятся как собственники экспортируемых товаров, так и внешнеторговые посредники, действующие по поручению собственника, например, осуществляющие договор комиссии.

Если субъектом преступления является руководитель государственного предприятия, то его действия при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы по совокупности ст. 193 и 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ. Если такие действия совершены лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, - то по совокупности ст. 193 и 201 "Злоупотребление полномочиями" УК РФ.

Естественно, что субъектом рассматриваемого преступления такой руководитель может быть лишь в случае, если он вменяем и достиг возраста уголовной ответственности - 16 лет. Данное обстоятельство необходимо подчеркнуть, так как в юридической литературе можно встретить утверждение о том, что субъектом этого преступления может быть "виновное лицо с 18 лет"*(13).

Кроме того, следует отметить, что некоторые специалисты расширяют круг субъектов данного преступления, указывая, что, помимо руководителей организаций, субъектом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, может быть и индивидуальный предприниматель*(14). Такое суждение не основано на законе, ибо указанная статья ограничивает круг субъектов только руководителями организаций. Индивидуального же предпринимателя нельзя рассматривать в качестве руководителя организации. Согласно ст.23 ГК РФ, индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, прошедшее государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. В части 3 ст. 23 ГК РФ указано, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или содержания правоотношений. Однако это положение касается лишь гражданско-правовых отношений и не может быть распространено на определение субъекта преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Кроме того, возможна и ответственность организации-резидента. Например, упоминавшимся ранее Указом Президента РФ от 25 ноября 1995 г. N 1163 предусмотрено, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения требования о возврате уплаченных за товар денежных средств в иностранной валюте по неисполненному импортному контракту несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров, за исключением случаев привлечения к ответственности таможенными органами Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.201 Таможенного кодекса РФ.

Диспозиция ст. 193 УК РФ отличается от диспозиции ст. 162-8 УК РСФСР, предусматривавшей ответственность за сокрытие средств в иностранной валюте. Так, в отличие от УК РСФСР, в новом УК РФ законодатель предусмотрел уголовную ответственность за невозвращение, а не за сокрытие средств в иностранной валюте. Уточнено понятие субъекта преступления. Теперь используется обобщенный термин "руководитель организации", тогда как ранее применительно к субъекту этого преступления использовалось понятие "руководители предприятий, учреждений, организаций". Кроме того, законодатель отказался от установления крупного и особо крупного размера как квалифицирующих признаков, установив ответственность лишь за невозвращение средств в крупном размере. При этом он увязал крупный размер невозвращенной валюты с суммой свыше 10000 МРОТ, отказавшись от подхода, использованного в УК РСФСР, где сумма определялась в долларах США.


В.И.Михайлов,

заслуженный юрист Российской

Федерации, кандидат юридических наук,

доцент, сотрудник ФСБ России


А.В.Федоров,

кандидат юридических наук,

доцент, заместитель начальника

следственной службы УФСБ России

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области


-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Письмо Государственного банка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" (с послед. изм.) // Валютное законодательство. М., 1998. Вып. 3. С.27.

*(2) См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1984. С. 64, 78, 342; Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Ушакова. М., 1996. Т. 1. С. 334; Т.2. С. 474.

*(3) См.: Валютное законодательство. М., 1998. Вып. 3. С.207-208.

*(4) Там же. С.32-33.

*(5) Об этом также см.: Положение ЦБР и ГТК России от 22 декабря 1999 г. N 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)".

*(6) Подробный анализ существующих точек зрения по проблеме определения момента окончания преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, см.: Пастухов И., Яни П.Невозвращение валюты из-за границы: проблемы квалификации // Законность. 1999. N 5. С. 11-16.

*(7) Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено ЦБР.

*(8) Об этом см.: Пастухов И., Яни П.Указ. соч. С. 15-16.

*(9) См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 5. Ранее Б.В.Волженкин такую возможность не рассматривал (см.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И.Радченко. М., 1996. С. 324-326.).

*(10) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Ф.Шишова - М., 1998. Т.2. С.139.

*(11) См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.Н.Панченко. Н.Новгород, 1996. Т. 1. С. 547-557.

*(12) См.: Валютное законодательство. М., 1998. Вып. 3. С.364-410.

*(13) См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л.Марогулова. М., 1996. С.112.

*(14) Об этом см.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1996. С. 426.



Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте


Авторы


В.И.Михайлов - заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, сотрудник ФСБ России


А.В.Федоров - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника следственной службы УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 7


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.