Уплата налогов в бюджеты (О. Скрябина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, 32, август 2000 г.)

Уплата налогов в бюджеты


В налоговом законодательстве постепенно утратило свое первоначальное значение положение об определении плательщиков налогов. В начале становления налоговой системы в России руководствовались следующим принципом: если в налоговом законе в качестве плательщика указано юридическое лицо, то оно и уплачивает налог по месту своей постановки на налоговый учет (т.е. месту государственной регистрации); если же среди плательщиков названы филиалы и представительства, то налоги должны ими уплачиваться по месту их нахождения. При решении вопроса о перечне необходимых к уплате налогов налоговой инспекцией принимались во внимание и такие факторы, как наличие у обособленного подразделения расчетного счета, законченного баланса, выручки и т.п.

Первый шаг на пути к изменению понятия "плательщик налога" был сделан с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 1.07.95 г. N 660 "О Порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета". Согласно Порядку доля прибыли, которая приходится на территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. При этом организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда.

С вводом в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком налогов и сборов признается только юридическое лицо. Юридические лица обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего территориально обособленного подразделения и осуществлять уплату всех видов налогов по месту налогового учета (местонахождения) каждого территориально обособленного подразделения.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений. Для российских юридических лиц необходима постановка на налоговый учет по месту нахождения каждого территориально обособленного подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражен или нет факт его создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

В Налоговом кодексе Российской Федерации, в приказе МНС России от 7.04.2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" и иных документах не предусмотрено понятие территориально обособленного подразделения иностранного юридического лица.

Таким образом, получается, что предприятия с иностранными инвестициями, компании, фирмы и любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, иностранные юридические лица обязаны уплачивать налоги только согласно нормам, установленным соответствующими законами - Законами Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах", "О налоге на имущество предприятий" и др.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации или индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 ч. 1 НК РФ). Однако, по нашему мнению, единственная цель постановки на налоговый учет - организация должного контроля за начислением и уплатой налогов. Учет организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе является одной из форм организации такого контроля.

Итак, юридическое лицо имеет территориально обособленные подразделения как соответствующие, так и не соответствующие определению, которое дано в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предприятие встало на налоговый учет по месту нахождения каждого территориально обособленного подразделения и уплачивает налоги по месту налогового учета каждого подразделения.

Если все территориально обособленные подразделения расположены на территории, находящейся в ведении одного муниципального образования, никаких проблем не должно возникать, так как в таком случае налоги зачисляются в один бюджет. При этом теряет смысл необходимость "множественной" постановки на налоговый учет одного налогоплательщика как форма налогового контроля. Если территориально обособленные подразделения расположены на территории разных муниципальных образований, то возможны различия в порядке и сроках уплаты местных налогов, а если подразделения расположены на территории разных субъектов Российской Федерации, то и в порядке уплаты местных и региональных налогов. Предприятия сталкиваются с необходимостью уплачивать один и тот же налог в разные бюджеты по разным ставкам и с учетом разных льгот, установленных местными органами власти в пределах своих полномочий. При таком распределении налоговых платежей сложно работать предприятию, а нередко нарушаются и интересы бюджетов. Рассмотрим это на примере налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Совместным письмом Минфина России от 31.05.93 г. N 4-5-19, Госналогслужбы России от 1.06.93 г. N ВГ-6-04/189 и Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 1.06.93 г. N 5.1/756 утверждены Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, в том числе и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Согласно положениям плательщиками налога являются юридические лица - предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти - местному Совету народных депутатов.

Конкретные ставки и льготы по налогу должны устанавливаться представительными органами власти - местными Советами народных депутатов в размере, не превышающем 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

При исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм на содержание этих объектов, установленных местными Советами народных депутатов, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога.

Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, перечисляют указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиалах.

Таковы общие положения, рекомендованные для установления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Однако при реализации этих положений в разных субъектах Российской Федерации или разных муниципальных образованиях не исключено иное понимание некоторых принципиальных положений. По нашему мнению, причина этого в первую очередь заключается в неконкретности некоторых норм налогового законодательства и отсутствии четких указаний налоговых органов.

Рассмотрим на конкретных примерах различия в распорядительных документах по разным регионам.


Город Москва

На территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 16.03.94 г. N 5-25 (в ред. от 15.07.98 г.) "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы".

Плательщики налога

Плательщики налога - расположенные на территории города Москвы предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами на основании законодательства Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также иностранные юридические лица; юридические лица по законодательству Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность через филиалы и иные обособленные подразделения, расположенные на территории города Москвы.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя из отпускных цен без налога на добавленную стоимость, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов.

Для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций объектом налогообложения является объем реализованных (выполненных) услуг, под которым понимается валовой доход от реализации продукции.

Ставка налога

Устанавливается в размере 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг).

Порядок исчисления и уплаты налога

Сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы исчисляется исходя из установленной ставки налога и фактического объема реализации продукции (работ, услуг). При этом расходы предприятий и организаций, рассчитанные на основе норм, установленных местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, а также средства, перечисленные предприятиями и организациями на содержание пансионатов для ветеранов труда и психоневрологических интернатов, находящихся на балансе Комитета социальной защиты Правительства Москвы, профессиональных и творческих объединений, подлежат вычету непосредственно из суммы данного налога.

Инструкцией ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" рекомендовано при распределении платежей предприятия по местонахождению филиалов и приравненных к ним подразделений использовать методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1.07.95 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".

Сроки платежа

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, рассчитанные на основании данных за предшествующий месяц. Авансовые взносы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы производятся плательщиками за предшествующий месяц не позднее 15 числа каждого месяца.


Город Долгопрудный Московской области

Налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы введен решением Собрания представителей г. Долгопрудного Московской области от 28.06.95 г. N 17 "Об утверждении Положений о местных налогах и сборах".

Плательщики налога

Плательщики налога - юридические лица, предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий, осуществляющие свою деятельность на территории города Долгопрудный и пос. Шереметьевский Московской области, кроме финансируемых или дотируемых из госбюджета.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются:

для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - фактически полученная выручка от реализации продукции (услуг) без НДС и акциза;

для торгующих, заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций - валовой доход (разница между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров) без НДС;

для банков и других кредитных учреждений - суммы доходов;

для страховых организаций - сумма поступления страховых взносов (премий), комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг, связанных со страховой деятельностью;

для бирж - сумма дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершенных на биржевых торгах, а также выручка, полученная от продажи и предоставления брокерских мест, плата за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.

Ставка налога

Ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлена в размере 1,0% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, за исключением НДС.

Порядок исчисления и уплаты налога

В положениях содержится указание об исключении расходов предприятий и организаций, рассчитанных исходя из норм, установленных органами городского управления, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, непосредственно из самих сумм начисленного налога.

Сроки платежа

Налог уплачивается в доход городского бюджета ежеквартально в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов.


Можайский район Московской области

Налог введен Положением о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденным постановлением главы администрации Можайского района от 7.06.94 г. N 1589.

Плательщики налога

Плательщики налога - юридические лица - предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории Можайского района в соответствии с Законом Российской Федерации от 6.07.91 г. N 1550-1 (в ред. от 28.08.95 г.) "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является объем реализации продукции (работ, услуг), для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций - валовой доход от реализации продукции, который определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров. При этом из налогооблагаемой базы исключаются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Ставка налога

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлен в размере 1% от объема реализации продукции (работ, услуг) или от валового дохода от реализации продукции (для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций).

Порядок исчисления и уплаты налога

Предприятия и организации, имеющие на балансе жилой фонд, общежития, объекты социально-культурной сферы, при исчислении сумм налога исключают расходы, направленные на содержание этих объектов, исходя из норм, установленных администрацией Можайского района, а также расходы, направленные на финансирование в порядке долевого участия. Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, вносят указанный налог пропорционально численности работающих.

Сроки платежа

Налог уплачивается ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Расчеты представляются в налоговую инспекцию ежеквартально в сроки предоставления бухгалтерской отчетности.


Город Гагарин Смоленской области

Налог введен Положением о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденным решением Гагаринской районной Думы от 10.06.99 г. N 72.

Плательщики налога

Плательщики налога - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию ГСМ, экспортные пошлины, лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции. По заготовительной, снабженческо-сбытовой деятельности при исчислении налогооблагаемой базы из суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров исключается налог на добавленную стоимость, исчисленный от разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров.

Ставка налога

Ставка налога установлена в размере 1,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Порядок исчисления и уплаты налога

Фактические расходы предприятий и организаций на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, не превышающие утвержденный норматив, подлежат вычету непосредственно из сумм налога при его исчислении. Сумма налога по филиалам и представительствам, расположенным на территории Гагаринского района, рассчитывается исходя из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, приходящейся на данное структурное подразделение. По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), для расчета налога по обособленному структурному подразделению определяется пропорционально среднесписочной численности работающих.

Сроки платежа

Уплата налога производится ежемесячно 30 числа каждого месяца в размере 1/3 суммы за предыдущий квартал. По окончании первого квартала, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в бюджет по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.


Город Санкт-Петербург

Налог отменен

Годовые нормативы затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий или финансируемых ими в порядке долевого участия, принимаемые при определении налоговой льготы, действующие на территории г. Москвы, установлены распоряжением мэра Москвы от 22.08.97 г. N 654-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально-культурной сферы". Годовой норматив затрат на 1 м2 жилой площади равен 10 минимальным размерам оплаты труда (МРОТ), на содержание одного ребенка в детском дошкольном учреждении - 150 МРОТ.

Постановлением главы администрации Гагаринского района Смоленской области от 25.12.95 г. N 600 "О нормативе расходов на содержание жилого фонда" утвержден норматив затрат по объектам жилого фонда на 1 м2 общей площади - 2,85 руб./мес., постановлением главы администрации Гагаринского района от 28.01.94 г. N 36 "О нормативе расходов на содержание дошкольных учреждений" - норматив затрат по детским дошкольным учреждениям - 30 руб. на одного ребенка в месяц.

Рассмотрим на конкретном примере, как изменяются суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, подлежащие внесению в бюджет при разных способах его расчета.

Исходные данные для примера:

годовая выручка организации - 950 000 тыс. руб.;

жилая площадь жилого фонда, находящегося на балансе организации, - 5500 м2, в том числе в г. Гагарине Смоленской обл.; - 1500 м2;

общая площадь жилого фонда, находящегося на балансе организации, - 9500 м2, в том числе в г. Гагарине - 2300 м2;

организация принимает участие в долевом финансировании 70 мест в детском саду, из них 10 мест - в г. Гагарине;

средняя величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса стоимости основных производственных фондов территориально обособленного подразделения, расположенного в г. Гагарине, от среднесписочной численности работников и стоимости основных производственных фондов по предприятию в целом составляет 0,2;

минимальный размер оплаты труда, принимаемый при исчислении налогов согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", - 83 руб. 49 коп.


Расчет налоговых льгот, тыс. руб.


Показатели По нормативам
г. Москвы*
По местным нормативам
    г. Москва г. Гагарин Сумма
По детскому
саду
70 х 150 х 83,49 =
876,6
60 х 150 х
83,49 = 751,4
10 х 12 х 30
= 3,6
755,0
По жилому
фонду
5500 х 10 х 83,49
= 4592,0
4000 х 10 х
83,49 = 3339,6
2300 х 12 х
2,85 = 78,7
3418,3
Всего сумма
налоговых
льгот
5468,6 4091,0 82,3 4173,3

* Включая объекты жилого фонда и социально-культурной сферы, расположенные в других областях.



Основной принцип распределения сумм налога между территориально обособленными подразделениями - распределение суммы налога за вычетом льгот. В настоящее время четко не определены следующие принципы общего порядка расчета:

единый показатель, пропорционально которому происходит распределение сумм начисленного налога;

единый порядок расчета: первоначальное распределение выручки между подразделениями, расчет суммы налога и уменьшение его на величину налоговых льгот или распределение сумм налога с последующим уменьшением его на величину льгот.

Принятие в налоговых расчетах разных ставок налога и нормативов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, установленных местными органами власти, приводит к общему искажению результатов расчетов.


Пример 1

Сумма налоговых льгот рассчитывается по нормативам, установленным распоряжением мэра Москвы от 22.08.97 г. N 654-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально-культурной сферы" и полностью зачисляется в городской бюджет. С 1 сентября 1997 г. письмом ГНИ по г. Москве от 1.09.97 г. N 11-13/20717 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" было рекомендовано применять постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95 г. N 660 для распределения сумм налога между территориально обособленными подразделениями.


Расчет N 1
по налогу на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы, тыс. руб.


Показатели Сумма
Выручка (валовой доход) от
реализации продукции (работ,
услуг) без налога на добавленную
стоимость, акцизов, налогов с
продаж и на реализацию
горюче-смазочных материалов
950000,0
Ставка налога, % 1,5
Сумма налога, исчисленная по
установленной ставке
950000 х 0,015 =
14250,0
Расходы на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы,
находящихся на балансе
плательщика или финансируемых им
в порядке долевого участия,
подлежащие исключению из налога:
 
а) всего 5468,6
б) в том числе в пределах
нормативов затрат, утвержденных
представительным органом
государственной власти
5468,6
Сумма налога за вычетом
льготируемых расходов, подлежащая
взносу в бюджет
14250 - 5468,6 =
8781,4
Средняя величина удельного веса,
%
 
Сумма налога исходя из средней
величины удельного веса
 

Пример 2

При расчете сумм налоговых платежей использован порядок, установленный п. 1 инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", согласно которому при распределении платежей предприятия по местонахождению филиалов и приравненных к ним подразделений следует руководствоваться методическими указаниями по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1.07.95 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".

Расчет N 2
по налогу на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы, тыс. руб.


Показатели Всего В том числе
    г. Москва г. Гагарин
Выручка (валовой доход)
от реализации продукции
(работ, услуг) без
налога на добавленную
стоимость, акцизов,
налогов с продаж и на
реализацию
горюче-смазочных
материалов
950000,0    
Ставка налога, % 1,5    
Сумма налога,
исчисленная по
установленной ставке
950000 х
0,015 =
14250,0
   
Расходы на содержание
жилищного фонда и
объектов
социально-культурной
сферы, находящихся на
балансе плательщика или
финансируемых им в
порядке долевого
участия, подлежащие
исключению из налога:
     
а) всего 5468,6    
б) в том числе в
пределах нормативов
затрат, утвержденных
представительным
органом государственной
власти
5468,6    
Сумма налога за вычетом
льготируемых расходов,
подлежащая взносу в
бюджет
14250 -
5468,6 =
8781,4
   
Средняя величина
удельного веса, %
  0,8 0,2
Сумма налога исходя из
средней величины
удельного веса
  8781,4 х
0,8 =
7025,1
8781,4 х
0,2 =
1756,3

Итак, при распределении сумм налога между разными регионами московский бюджет недобирает определенную сумму, хотя в данном примере соблюдены все требования по порядку уплаты налогов на территории г. Москвы.

Управление МНС России по г. Москве письмом от 29.03.2000 г. N 06-08/10952 "О порядке применения нормативов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы" рекомендовало применять при финансировании объектов социально-культурной сферы, расположенных в других субъектах Российской Федерации, годовые нормативы затрат, утвержденные распоряжением мэра Москвы от 22.08.97 г. N 654-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально-культурной сферы", так как эти объекты социально-культурной сферы финансируются городскими организациями и используются в интересах жителей г. Москвы.

По нашему мнению, требования налоговых инспекций при расчете налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы принимать нормативы, установленные местными органами власти, не имеют существенного основания и практическое применение таких рекомендаций приводит к искажению сводного налогового расчета юридического лица.

Рассмотрим несколько примеров распределения сумм налога согласно нормативам, утвержденным местными органами власти.


Пример 3

По объектам социально-культурной сферы, расположенным в г. Гагарине, применены местные нормативы, но в сводном расчете по предприятию налоговые льготы определены по московским нормативам. Формально в предлагаемом расчете соблюдены требования и налоговой инспекции по г. Москве, и налоговой инспекции по г. Гагарину.


Расчет N 3
по налогу на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы, тыс. руб.


Показатели Всего В том числе
    г. Москва г. Гагарин
Выручка (валовой
доход) от реализации
продукции (работ,
услуг) без налога на
добавленную
стоимость, акцизов,
налогов с продаж и
на реализацию
горюче-смазочных
материалов
950000,0    
Ставка налога, % 1,5 1,5 1,5
Средняя величина
удельного веса, %
  0,8 0,2
Сумма налога,
исчисленная по
установленной ставке
950000 х
0,015 =
14250,0
950000 х 0,8
х 0,015 =
11400,0
950000 х 0,2
х 0,015 =
2850,0
Расходы на
содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной
сферы, находящихся
на балансе
плательщика или
финансируемых им в
порядке долевого
участия, подлежащие
исключению из
налога:
     
а) всего 5468,6 5386,3 82,3
б) в том числе в
пределах нормативов
затрат, утвержденных
представительным
органом
государственной
власти
5468,6 5386,3 82,3
Сумма налога за
вычетом льготируемых
расходов, подлежащая
взносу в бюджет
8781,4 11400 -
5386,34 =
6013,7
2850 - 82,26
= 2767,7
Сумма налога исходя
из средней величины
удельного веса
8781,4 6013,7 2767,7

Как видно из приведенных расчетов, общая сумма налога по предприятию в примерах 1-3 одинакова, т.е. финансовые интересы предприятия не нарушаются. Однако в примере 3 сумма налога, зачисляемого в московский бюджет, на 1011,4 тыс. руб. меньше, чем в примере 2.


Пример 4

В данном примере сделано отступление от правила, рекомендованного в инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.94 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы". По средней величине удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса стоимости основных производственных фондов территориально обособленного подразделения от таких же показателей в целом по предприятию проведено распределение выручки между головным предприятием и обособленным подразделением, рассчитаны суммы налогов по соответствующим бюджетам и произведено их уменьшение на соответствующие суммы налоговых льгот.


Расчет N 4
по налогу на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы, тыс. руб.


Показатели Всего В том числе
    г. Москва г. Гагарин
Выручка (валовой
доход) от реализации
продукции (работ,
услуг) без налога на
добавленную
стоимость, акцизов,
налогов с продаж и
на реализацию
горюче-смазочных
материалов
950000,0 950000 х 0,8
= 760000,0
950000 х 0,2
= 190000,0
Ставка налога, % 1,5 1,5 1,5
Сумма налога,
исчисленная по
установленной ставке
950000 х
0,015 =
14250,0
760000 х
0,015 =
11400,0
190000 х
0,015 =
2850,0
Расходы на
содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной
сферы, находящихся
на балансе
плательщика или
финансируемых им в
порядке долевого
участия, подлежащие
исключению из
налога:
     
а) всего 4091 + 82,3
= 4173,3
4091,0 82,3
б) в том числе в
пределах нормативов
затрат, утвержденных
представительным
органом
государственной
власти
4173,3 4091,0 82,3
Сумма налога за
вычетом льготируемых
расходов, подлежащая
взносу в бюджет
10076,7 11400 - 4091
= 7309,0
2850 - 82,3 =
2767,7
Средняя величина
удельного веса, %
  0,8 0,2
Сумма налога исходя
из средней величины
удельного веса
10076,7 7309,0 2767,7

Как видно из расчета N 4, при таком варианте нарушаются интересы предприятия и бюджета г. Москвы, занижается налог на прибыль, хотя общие требования налогового законодательства соблюдены.


Пример 5

В этом примере рассчитывается общая сумма налога, которая распределяется по средней величине удельного веса между головным предприятием и обособленным подразделением, и из нее вычитаются суммы налоговых льгот по соответствующим бюджетам.


Расчет N 5
по налогу на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы, тыс. руб.


Показатели Всего В том числе
    г. Москва г. Гагарин
Выручка (валовой
доход) от
реализации
продукции (работ,
услуг) без налога
на добавленную
стоимость,
акцизов, налогов с
продаж и на
реализацию
горюче-смазочных
материалов
950000,0    
Ставка налога, % 1,5 1,5 1,5
Сумма налога,
исчисленная по
установленной
ставке
950000 х
0,015 =
14250,0
   
Расходы на
содержание
жилищного фонда и
объектов
социально-культурн
ой сферы,
находящихся на
балансе
плательщика или
финансируемых им в
порядке долевого
участия,
подлежащие
исключению из
налога:
     
а) всего 4091 + 82,3 =
4173,3
4091,0 82,3
б) в том числе в
пределах
нормативов затрат,
утвержденных
представительным
органом
государственной
власти
4173,3 4091,0 82,3
Сумма налога за
вычетом
льготируемых
расходов,
подлежащая взносу
в бюджет
10076,7 10076,7 х
0,8 = 8061,4
10076,7 х 0,2
= 2015,3
Средняя величина
удельного веса, %
  0,8 0,2
Сумма налога
исходя
из средней
величины удельного
веса
  8061,8 2015,3

Как видно из расчета N 5, при таком варианте существенно нарушаются интересы предприятия и бюджеты регионов недобирают налог на прибыль, но эти потери будут существенно превышены поступлениями от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Мы привели несколько способов расчета налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, и при каждом из них суммы налогов несколько различались. В расчетах применялись основные критерии - ставка налога и способ распределения между территориально обособленными подразделениями.

Однако, как следует из указанных документов, принятых местными органами власти, по регионам Российской Федерации и эти критерии могут быть разными. Например, в приведенных примерах в качестве способа распределения применялся рекомендованный в инструкции ГНИ по г. Москве N 4 (такой же, как и по распределению налога на прибыль), однако в Гагаринском районе Смоленской области при сдаче налоговых расчетов следовало бы производить распределение пропорционально среднесписочной численности работников, в Можайском районе - применять ставку налога в размере 1% от выручки. Разумеется, одновременный учет всех этих критериев оказал бы гораздо большее влияние на результаты расчетов.

Из изложенного, а также на основании ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и пп. 2, 3 и 4 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.97 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", где говорится, что общие принципы налогообложения должны быть едиными на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, местонахождения плательщика и т.п., можно сделать вывод о том, что в процессе распределения сумм налогов между территориально обособленными подразделениями может произойти не только нарушение единого порядка и методики расчета налога, но и ущемление интересов местных бюджетов.



О. Скрябина,

к.э.н.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.