Вопрос: Наша организация осуществляет торговлю без применения контрольно-кассовой машины. Если продавец не выдал квитанцию, вправе ли налоговая инспекция наложить штраф за осуществление расчетов без применения ККМ? Существует ли судебная практика по данному вопросу? ("Бухгалтерский учет", N 2, январь 2000 г.)

Наша организация осуществляет торговлю без применения контрольно-кассовой машины. Если продавец не выдал квитанцию, вправе ли налоговая инспекция наложить штраф за осуществление расчетов без применения ККМ?

Существует ли судебная практика по данному вопросу?


Пленум Высшего Арбитражного суда принял постановление от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в котором можно найти ответ на вопрос читателя.

Статьей 7 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 установлена ответственность за нарушение требований названного закона и "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904. Так, предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения ККМ, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда. С учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П штраф налагается в размере, предусмотренном ст. 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т. е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Однако в ряде случаев в соответствии с названным выше положением денежные расчеты с населением можно осуществлять без применения ККМ, но с обязательной выдачей покупателю (клиенту) документов строгой отчетности по установленной форме. Как установлено в п. 7 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 04.08.99 N 10, юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В рассматриваемом постановлении Пленума определены случаи, когда действия продавца (исполнителя работ, услуг) рассматриваются как осуществление расчетов без применения ККМ:

отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения ККМ, а не за использование неисправной контрольно-кассовой машины;

использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов без применения ККМ.

В постановлении также указано, что:

Закон РФ от 18.06.93 N 5215-1 подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются не только с физическим лицом, но и с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом);

ответственность, предусмотренная абз. 5 ч. 1 ст. 7 Закона (за невывешивание в доступном месте ценника на продаваемые товары (прейскуранта на оказываемые услуги), должна применяться и в том случае, когда организация в установленном порядке осуществляет расчеты с населением без применения ККМ;

положения Кодекса РСФСР об административных правонарушениях должны учитываться в части срока наложения взыскания (ст. 38), в части срока давности исполнения постановления о наложении административных взысканий (ст. 282), а также при составлении акта, фиксирующего нарушения порядка расчетов;

в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса (вступившего в действие после принятия Закона РФ от 18.06.93) одним из оснований для ликвидации юридического лица по решению суда может быть осуществление им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями данного закона или иных правовых актов.

Поскольку в соответствии с Законом РФ от 18.06.93 налоговые органы обязаны обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования закона, в постановлении пленума ВАС РФ было определено, что если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения порядка расчетов с применением ККМ, то это может служить основанием для ликвидации юридического лица.


Г.Г. Шулева,

юрист


15 января 2000 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение