Учет материалов и МБП в аптеках (Е.А. Максимкина, "Бухгалтерский учет", N 4, февраль 2000 г.)

Учет материалов и МБП в аптеках


Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материалах, а также о малоценных и быстроизнашивающихся предметах (МБП) как части материально-производственных запасов устанавливает Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 15.06.98 N 25н.

В зависимости от месторасположения и выполняемых функций аптечной организации в группе материалов можно выделить следующие материальные ценности:

вспомогательные материалы;

лекарственное растительное сырье;

топливо (горючее, уголь, дрова);

тара и тарные материалы (кроме тары под товаром и обслуживающей товар);

запасные части;

корма, фураж;

возвратные отходы.

Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая может включать суммы, затраченные аптечной организацией на их приобретение (исключая НДС) и доставку.


Учет вспомогательных материалов


К вспомогательным материалам аптечной организации могут быть отнесены: моющие и дезинфицирующие средства; материалы, используемые для изготовления экспериментальных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки, оформления лекарств к отпуску (этикетки, укупорочный материал, бумага, сигнатуры и др.).

Основанием для оприходования вспомогательных материалов служат счета и накладные (при доставке автотранспортом продавца - товарно-транспортные накладные ф. N М-5 и М-6) поставщиков.

Вспомогательные материалы в аптеке регистрируются в:

книге регистрации поступивших товаров;

карточках учета материалов (ф. М-17);

товарном отчете материально ответственного лица (ф. N А-2.28);

оборотных ведомостях (ф. М-20).

Учет вспомогательных материалов в первом и третьем документах ведется в денежном, а во втором и четвертом - в натуральном и денежном измерителях.

Выдача вспомогательных материалов для нужд, связанных с изготовлением, фасовкой и отпуском товаров аптечного ассортимента, а также на другие производственные и хозяйственные цели производится по мере текущей необходимости в пределах установленных норм.

Списываются израсходованные вспомогательные материалы по Справке о нормативном расходе вспомогательных материалов (ф. А-2.11), которая составляется материально ответственным лицом и представляется в бухгалтерию один раз месяц.

Данные по индивидуальной амбулаторной рецептуре указываются в справке на основании записей рецептурного журнала или квитанций на заказанные лекарства; по стационарной - счетов-требований. Внутриаптечная заготовка и фасовка проставляются на основании записей в журналах лабораторных и фасовочных работ. Показатели отпуска готовых лекарственных форм рассчитываются в соответствии с установленными нормативными документами.

Вспомогательные материалы, использованные на обработку стеклянной аптекарской посуды, полученной от населения, стирку халатов, обработку рук и другие операции по содержанию помещения и оборудования, списываются по Акту о списании средств на хозяйственные нужды (ф. А-2.14). Акт составляется в двух экземплярах.

Важный момент в учете материалов - определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, с помощью одного из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Применение одного из методов по конкретному наименованию материалов производится в течение отчетного года, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

С точки зрения оптимизации налога на прибыль в условиях постоянной инфляции и неуклонного роста цен на сырье и материалы, аптечной организации целесообразно предусмотреть в учетной политике использование метода ЛИФО, если это не приведет к завышению себестоимости продукции, что может повлечь за собой повышение стоимости производимой и отпускаемой продукции и утрату конкурентоспособности.

Пример. Рассчитаем сумму списания материалов за месяц с использованием трех методов (см. табл. 1).


Таблица 1


Показатели Количество Цена, руб. Сумма, руб.
Остаток на начало марта
оступило в марте:
01
05
11
15
18
24
27
30
100

150
100
80
150
100
120
100
80
2

2,20
2,40
2,50
2,55
2,60
2,65
2,68
2,70
200

330
240
200
382,5
260
318
268
216
Итого с остатком 980   2214,50
Расход за март 800    
Списано на производство:      
Оценка по средней стоимости 2214,5 : 980 х 800 = 1807,76



Оценка по методу ФИФО
100 х
150 х
100 х
80 х
150 х
100 х
120 х
2,00 =
2,20 =
2,40 =
2,50 =
2,55 =
2,60 =
2,65 =
200
330
240
200
382,5
260
318
Итого 800   1930,50



Оценка по методу ЛИФО
80 х
100 х
120 х
100 х
150 х
80 х
100 х
70 х
2,70 =
2,68 =
2,65 =
2,60 =
2,55 =
2,50 =
2,40 =
2,20 =
216
268
318
260
382,5
200
240
154
Итого 800 2038,50

Учет лекарственного растительного сырья


Лекарственное растительное сырье, принимаемое от населения, оформляется Приемной квитанцией (по приему лекарственного растительного сырья от населения) (ф. N А-1.6), которая является бланком строгой отчетности и подлежит регистрации в Журнале учета выдачи бланков строгой отчетности (ф. N АП-40). Квитанция выписывается в трех экземплярах. Первый экземпляр является основанием для выдачи денег из кассы, второй прилагается к отчету материально ответственного лица, третий выдается заготовителю.

Со сдатчиком лекарственного растительного сырья производится расчет по заготовительным ценам. При выдаче денег из кассы оформляется Расходный кассовый ордер.

Приемная квитанция и расходный кассовый ордер служат основанием для оприходования лекарственного растительного сырья и регистрации его в Товарном отчете материально ответственного лица (ф. N А-2.28) и Оборотных ведомостях (ф. М-20).

Заготовленное растительное сырье при наличии протокола положительного анализа контрольно-аналитической лаборатории может быть на основании приказа руководителя переведено в товар и реализовано по установленным розничным ценам. При этом в двух экземплярах составляется Акт на перевод в товар лекарственного растительного сырья (ф. N А-1.6).


Учет прочих материальных ценностей


К прочим материальным ценностям, подлежащим отдельному учету в аптечной организации, относятся: топливо (дрова, уголь, горючее), строительные материалы, запасные части, корма, фураж.

Движение указанных ценностей приводится в Товарном отчете материально ответственного лица (ф. N А-2.28) в денежном выражении.

Аналитический учет в натуральном и денежном измерителях ведется на Карточках учета материалов и в Оборотных ведомостях (аналогично вспомогательным материалам).

Материальные ценности приходуются на основании счетов. Расход производится:

топлива - в соответствии с техническими нормами и с учетом местных условий списывается по Акту на списание топлива (ф. N АП-55);

строительных материалов - по требованию лица, ведущего работы (ф. М-11), а также по накладным (ф. М-13 и М-15) и счетам, выписываемым аптечной организацией подрядной организации; в случае проведения ремонтно-строительных работ хозяйственным способом израсходованные материалы списываются по Акту о списании материалов на текущий ремонт (ф. N АП-58);

горючего - на основании путевых листов грузового (легкового) автомобиля (типовые ф. N 3, 4-с, 4-п);

запасных частей - на основании Акта о списании материалов на текущий ремонт (ф. N АП-58).

Регистрация движения материалов в первичных документах является основанием для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета (см. табл. 2).


Таблица 2



Наименование
хозяйственной операции

Документ
Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1. Поступили материалы
по безналичному расчету
     
1.1. Перечислены средства
поставщику за материалы
(включая НДС)

Платежное поручение

60

51
1.2. Оприходованы
материалы (без НДС)

Платежные документы

10

60
1.3. НДС по поступившим
материалам
 
19-3

60
2. Приобретены материалы
за наличный расчет
     
2.1. Выданы средства из
кассы под отчет на
приобретение материалов

Расходный кассовый
ордер


71


50
2.2. Поступили материалы
от подотчетного лица

Приемная квитанция

10

71
2.2.1. Возвращен остаток
денежных средств в кассу

Авансовый отчет

50

71

2.2.2. Оплачен перерасход
Приходный кассовый
ордер, расходный
кассовый ордер

71

50
3. Списаны материалы Справка, акт 44 10
4. Списан НДС
по израсходованным
материалам

Расчет бухгалтерии

68

19-3
5. Переведены материалы
в товар
     
5.1. Заготовительная цена Накладная, акт 41 10
5.2. Торговая наценка   41 42
6. Выявлены потери
материалов при
инвентаризации

Акт результатов
инвентаризации


84


10
6.1. Списаны недостачи
и потери на материально
ответственных лиц
 

73


84
6.2. Получено в кассу от
материально ответственного
лица в счет недостач и
потерь

Приходный кассовый
ордер


50


73
6.3. Удержано из заработной
платы
Приказ по аптеке,
расчетно-платежная
ведомость

70

73
7. Выявлены излишки
материалов при
инвентаризации

Акт результатов
инвентаризации


10


80

Наиболее часто в аптечной организации по составу и функциональной роли МБП, к которым относятся материально-производственные запасы, используемые в качестве средств труда в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев, либо имеющие стоимость на дату приобретения ниже лимита в пределах 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их службы, подразделяют на:

малоценный хозяйственный инвентарь (предметы, которые используются для хозяйственных надобностей - конторская мебель, часы, огнетушители и т. п.);

инструменты и приспособления (общего пользования - весоизмерительная техника и специального назначения - штангласы и др.);

санспецодежду и спецобувь;

предметы стоимостью менее 1/20 установленного лимита (например, для 100 минимальных заработных плат).

Поступают малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в результате:

приобретения за плату;

безвозмездной передачи;

вклада учредителей в уставный капитал организации.

Приобретение за плату производится как безналичным путем (на основании счета, товарно-транспортной накладной или накладной), так и за наличный расчет (в этом случае деньги выдаются под отчет).

В случае обнаружения при приемке МБП расхождений в количестве или качестве, а также при поступлении материальных ценностей без платежных документов приемной комиссией составляется Акт о приемке материалов (ф. N М-7) или Коммерческий акт, если указанные нарушения обнаружены при приемке на железнодорожной станции, аэровокзале, пристани.

Акт о приемке материалов составляется в случае безвозмездной передачи МБП. Внутри организации материалы перемещаются на основании требований-накладных или накладных на внутреннее перемещение материалов (ф. N М-11).

Поступление малоценных и быстроизнашивающихся предметов в качестве вклада в уставный капитал производится на основании протоколов о внесении активов и согласовании их стоимости. Поступившие МБП регистрируются в Карточках учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая ф. МБ-2).

Санспецодежда, выдаваемая работникам аптечных организаций бесплатно, учитывается в Ведомости учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (типовая ф. МБ-7). В соответствии с отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам учреждений, предприятий и организаций системы здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава СССР от 29.01.88 N 65, спецодежда выдается на срок 24 месяца, спецобувь - 6 месяцев.

Затраты по обеспечению средствами индивидуальной защиты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Минтруда и социального развития РФ от 18.12.98 N 51 "Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".

Выбытие и списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, санспецодежды оформляется актами (типовые ф. МБ-4 и МБ-8).

Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по типовой ф. МБ-4 составляется при их поломке и утере в одном экземпляре (если по вине работника, то в двух экземплярах).

Для оформления списания морально устаревших, изношенных МБП, санспецодежды, спецобуви применяется Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов по ф. МБ-8.

Для погашения первоначальной стоимости МБП, переданных в эксплуатацию, путем начисления износа используется один из следующих способов:

линейный - исходя из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования;

списание стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из количества продукции (работ), производимой с использованием предмета в отчетном периоде, и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования;

процентный - исходя из фактической себестоимости предмета и ставки 50 или 100 % при передаче предмета в эксплуатацию. При этом оставшиеся 50 % начисляются при выбытии предмета из-за непригодности или невозможности эксплуатации.

Выбранный аптечной организацией способ погашения стоимости МБП должен быть закреплен в учетной политике и применяться ко всем без исключения категориям малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Малоценные предметы стоимостью менее 1/20 установленного лимита можно списывать на издержки обращения по мере отпуска их в эксплуатацию без начисления износа (см. табл. 3).


Таблица 3


Наименование
хозяйственной операции

Документ
Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1. Приобретены МБП по
безналичному расчету
     
1.1. Перечислено поставщи-
ку, включая НДС

Платежное поручение

60

51
1.2. Оприходованы МБП
(без НДС)

Платежные документы

12

60
1.3. На сумму НДС   19-4 60
2. Приобретены МБП за
наличный расчет
     
2.1. Выдано из кассы под
отчет на приобретение МБП
Расходный кассовый
ордер

71

50
2.2. Поступили МБП от
подотчетного лица

Авансовый отчет

12

71
2.3. Возвращен остаток
денежных средств в кассу
Приходный кассовый
ордер

50

71

2.4. Оплачен перерасход
Расходный кассовый
ордер

71

50
3. Переданы в эксплуатацию
МБП стоимостью 1/20
максимальной стоимости
за единицу


Требование


44


12
4. Переданы в эксплуатацию
МБП стоимостью свыше 1/20
максимальной стоимости
за единицу
     
4.1. Износ 100 % Расчет 44 13
4.2. Износ 50 %
первоначальной стоимости
 
44

13
4.3. По норме амортизации   44 13
5. Списаны МБП, пришедшие
в негодность
     
5.1. Доначислен износ 50 %
(если необходимо)

Расчет

44

13
5.2. Списаны МБП по перво-
начальной стоимости

Акт на списание МБП

13

12
Выявление, взыскание и
списание недостачи МБП
производится аналогично
материалам
     
6. Реализованы ненужные
материалы и МБП
     
6.1. Фактическая стоимость
материалов и МБП

Справка, накладная

48

10, 12
6.2. Списание НДС   68 19
6.3. Поступило на расчет-
ный счет (без НДС)
Выписка с расчетно-
го счета

51

48
6.4. НДС по реализованным
материалам и МБП
 
51

68
6.5. Финансовый результат Расчет    
6.5.1. Прибыль   48 80
6.5.2. Убыток   80 48

Е.А. Максимкина,

доцент, ММА им. И.М. Сеченова


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.