Вопрос: Правомерно ли использование в настоящее время льгот по налогам, установленных в неналоговых законах? ("Аудиторские ведомости", N 8, август 2000 г.)

Правомерно ли использование в настоящее время льгот по налогам, установленных в неналоговых законах?


НК РФ, введенный в действие, за исключением отдельных положений, с 1 января 1999 г. устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 21 налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Различия между нормативными правовыми актами определяются в том числе предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, по крайней мере до принятия части второй НК РФ, дать ответ на вопрос, что относится к налоговым законам, а что включается в понятие "законодательство о налогах и сборах" (п. 1 ст. 1 НК РФ), представляется затруднительным. Дело в том, что до введения в действие части второй НК РФ порядок уплаты налогов и сборов определяется Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельными законами о налогах. Установить правомерность применения нормы "налогового" закона и "неналогового" в этих условиях невозможно (ряд налоговых аспектов в настоящее время может регулироваться и "неналоговым" законом). Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации указанные нормы должны применяться независимо от того, в какой закон включены. Нормы, закрепленные в федеральных законах, являются нормами прямого действия и не требуют принятия дополнительных решений.

Складывающаяся судебная практика признает действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. Во многих случаях суд отказывает налоговым органам в исках, предъявленных к налогоплательщикам, заявляющим льготы по основаниям, содержащимся в неналоговых законах. При этом в своем решении судебные органы исходят из вышеизложенной аргументации. Подобное правопонимание вступает в противоречие с налоговым и бюджетным законодательством. Изменение режима налогообложения возможно лишь с помощью внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу. Целостность правового регулирования может быть достигнута при условии включения всех налоговых вопросов в налоговое законодательство. Согласно НК РФ налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком предусматриваются в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога (п. 2 ст. 17).

Кроме того, по общему правилу при регулировании одних и тех же отношений одинаковыми по юридической силе нормативными правовыми актами приоритет имеет акт, принятый позднее. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ (с изм. и доп. от 9.07.99 г.) "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней. Таким образом, возможность использования льгот по налогам и сборам, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 1999 г. (дата введения в действие НК РФ), должна определяться с учетом обязательности закрепления подобных льгот в акте законодательства о налогах и сборах (в законе о конкретном налоге, устанавливающем порядок его уплаты). Вместе с тем льготы по налогам и сборам, основание использования которых возникло у налогоплательщиков до вступления в силу НК РФ, могут применяться, так как согласно п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.


С.В. Разгулин,

советник налоговой службы I ранга


1 августа 2000 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение