Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2000 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


С 1 июля 2000 г. в Австралии введен налог на товары и услуги (аналог налога на добавленную стоимость), начисляемый по ставке 10%. Новый налог коснется практически всех товаров, за исключением свежих продуктов питания, а также некоторых услуг в области здравоохранения и образования. Налог на товары и услуги заменил собой более высокий налог с оптовых продаж. Одновременно был снижен размер подоходного налога и увеличен размер пособия неимущим гражданам.

Введение налога на товары и услуги прошло относительно спокойно, хотя работникам магазинов пришлось работать всю ночь, чтобы сменить ценники на товарах. Вместе с тем эксперты отмечают наличие значительного сопротивления введению нового налога в среде малого бизнеса, поскольку у предпринимателей появилась дополнительная работа, связанная с необходимостью взимать налог и перечислять его в государственную казну.

Выразили свое недовольство и 6500 австралийцев, проживающих в передвижных домах в Новом Южном Уэльсе. Они считают несправедливым, что им приходится платить налог, в то время как лица, проживающие в обычных домах и квартирах, налог на товары и услуги не платят.

В рамках налоговой реформы в будущем году в Австралии предполагается снизить размер ставки налога с корпораций с 36 до 30% и завершить присвоение единых идентификационных номеров (ЕИН) индивидуальным предпринимателям и предприятиям. Все субъекты предпринимательской деятельности обязаны указывать ЕИН при оформлении сделок, в счетах-фактурах при уплате налога на товары и услуги, а также в документах, предоставляемых налоговому ведомству и другим государственным учреждениям (таможне, статистическим органам и т.п.). Использование ЕИН даст возможность сократить объем документооборота в государственных органах и снизить издержки на обеспечение собираемости налогов. Работа с ЕИН осуществляется налоговым ведомством, предприниматель подлежит регистрации только один раз в одном региональном органе.

За первое полугодие текущего года Налоговое управление Австралии уже присвоило около 2,8 млн единых идентификационных номеров.


Белоруссия


Четыре межгосударственных и четыре межведомственных экономических соглашения подписаны 20 июля этого года в Минске премьер-министрами Армении и Беларуси. Предмет соглашений - двойное налогообложение, социальная защита граждан, осуществляющих временную трудовую деятельность в обоих странах, взаимодействие центральных банков и сотрудничество в области сельского хозяйства республик.


Болгария


Впервые со времени вступления Болгарии в члены Международного валютного фонда эта организация и болгарское правительство пришли к соглашению о необходимости значительного сокращения размера налога на прибыль предприятий. О планах снижения этого налога правительство страны объявило в начале июля 2000 г. С 1 января 2002 г. предлагается установить единую ставку налога на прибыль предприятий в размере 15%. Для крупных предприятий, размер прибыли которых превышает 50 тыс. болгарских левов, это будет означать снижение ставки на 10%, а для предприятий, имеющих прибыль менее 50 тыс. левов, - на 5%.

Снижение налога предлагается проводить поэтапно. Так, с 1 января 2001 г. размер ставки налога на прибыль для крупных предприятий может быть снижен с 25 до 20%, для прочих - с 20 до 15%.

Вследствие того, что база налога на прибыль предприятий формируется за вычетом из прибыли величины муниципального налога, эффективная ставка налога на прибыль станет равной 23,5% (ставка муниципального налога в размере 10%, который в Болгарии уплачивают все коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели, не изменилась).

Таким образом, по утверждению представителей правительства, в Болгарии может быть установлена минимальная среди всех стран Центральной и Восточной Европы ставка налогообложения прибыли предприятий. По мнению аналитиков, столь значительное снижение ставки налога на прибыль предприятий создаст предпосылки к сокращению масштабов "теневой экономики", размеры которой, согласно неофициальной статистике, составляют около 30% ВВП. Парламент страны рассмотрит предложенные правительством поправки осенью этого года.

В части подоходного налога с физических лиц правительство намерено повысить размер необлагаемого минимума и снизить размеры ставок. Например, максимальная ставка подоходного налога не превысит 38%.

Рост объема ВВП Болгарии в 2000 г. запланирован на уровне 4,5%, в 2001 г. - на уровне 5%. Объем перечислений средств в систему социального обеспечения в 2001 г. снизится примерно на 3%. Из этой величины 0,6% придется на суммы перечислений, поступающих от наемных работников, и 2,4% - от работодателей.

Бюджетный дефицит в 2000 г. прогнозируется на уровне 1,5%.


* * *


С целью сокращения масштабов уклонения болгарских налогоплательщиков от уплаты налогов в налоговом убежище парламент Болгарии принял решение о выходе из соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром. Действие соглашения прекращается с 1 января 2001 г.

Соглашение не следует модели ни ОЭСР, ни ООН. Выплачивая вознаграждение "своим" компаниям, зарегистрированным на Кипре, за оказание различных услуг болгарские предприятия имели возможность уменьшать величину налогооблагаемой прибыли, причем в ряде случаев - вообще до нуля.


Бразилия


Правительство Бразилии приняло решение повысить цены на топливо с целью увеличения сумм налоговых поступлений в бюджет. С 15 июля на 15% повысится цена на топливо, отпускаемое нефтеперегонными заводами. В связи с этим, по прогнозам экспертов, розничная цена на бензин может повыситься на 11,3%, дизельное топливо - на 12%.

Принято также решение отменить дотации на авиационное топливо, что приведет к росту его цены на 34,5%. Если правительство Бразилии откажется от предоставления дотаций потребителям газа в бедных регионах страны, то увеличение оптовой цены бытового газа на 18% может привести к росту розничной цены на газ для потребителей на 8%.

Налоги, собираемые с потребителей топлива в Бразилии, составляют примерно 10% предусмотренной планом общей суммы налоговых поступлений.


* * *


Бразилия расширила перечень стран - налоговых убежищ (юрисдикций с низким налогообложением, дополнив его следующими юрисдикциями: Белиз, Доминика, Самоа, Виргинские острова Соединенных Штатов, Монако, Сент-Люсия, Ниуэ, Сан-Марино. Соответствующая инструкция N 68 Федерального департамента доходов была опубликована в июне 2000 г. Действие инструкции распространяется на сделки, совершаемые с 1 января текущего года. Это означает, что нормативный акт имеет обратное действие.

Впервые в Бразилии перечень юрисдикций с низким налогообложением был составлен в декабре 1999 г. в инструкции N 164. Согласно бразильскому законодательству к юрисдикциям с низким налогообложением относятся такие, на территории которых размер ставки налога на доходы не превышает 20% и которые включены в указанный перечень.

Законодательство Бразилии предусматривает налогообложение сделок с юрисдикциями, вошедшими в перечень, по нормам трансфертного ценообразования. Обычно налог по ставке 25% от перечисленной из Бразилии в юрисдикцию с низким налогообложением суммы удерживается у источника. Эти денежные суммы могут представлять собой проценты по депозитам, роялти, комиссионные и т.п.

Е. Воловик,

государственный советник

налоговой службы III ранга




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.