Вопрос: Ввиду отсутствия механизма контроля за сбором и расходованием средств, не является ли преждевременным введение единого социального налога вместо страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды? (ответ ДНП Минфина РФ)


Ввиду отсутствия механизма контроля за сбором и расходованием средств, не является ли преждевременным введение единого социального налога вместо страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды?

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 16 августа 2000 г. N 04-04-07


Введение социального налога обусловлено необходимостью увеличения объема средств, необходимых для осуществления тех социальных задач, для которых введены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. В частности, следует иметь в виду, что уровень "собираемости" налогов и сборов, контролируемых органами МНС России, существенно выше, чем уровень "собираемости" взносов фондами.

Социальный налог не ликвидирует государственные социальные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования России и фонды обязательного медицинского страхования) и не изменяет порядок их формирования. Вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу, круг плательщиков, предлагается ввести единый налог, исчисляемый и уплачиваемый по единым правилам и в одни и те же сроки. Но поскольку социальный налог носит строго целевой характер, каждый из фондов получит ту часть социального налога, которая будет зафиксирована в Кодексе. При этом для каждого фонда предусмотрена своя налоговая ставка.

Введение социального налога не поставит под угрозу финансирование мероприятий по реализации прав граждан на государственное социальное обеспечения и медицинскую помощь, поскольку, во-первых, должно привести к увеличению объема финансовых ресурсов, направляемых на указанные цели, а во-вторых, обеспечит большую прозрачность, адресность и улучшение контроля за расходованием таких ресурсов.

По вопросу об увеличении ставки подоходного налога с 12 до 13 процентов для лиц, имеющих низкие доходы, сообщается следующее.

В целях ослабления налоговой нагрузки на заработную плату и "экономического принуждения" работодателей и физических лиц к уплате этого налога вместо действующей шкалы ставок налога на доходы физических лиц начиная с 2001 г. введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов.

Ошибочным является мнение о том, что для низкооплачиваемых граждан процент налогового изъятия увеличивается. Эта ставка предусмотрена исходя из следующих соображений: поскольку в связи с введением единого социального налога отменяется взимание с заработной платы взноса в Пенсионный Фонд Российской Федерации (1 процента), к ранее действующей ставке подоходного налога в размере 12 процентов (для доходов до 50 тысяч рублей в год) прибавляется этот один процент, который в последующем должен направляться на мероприятия по обеспечению занятости населения. Отчисления в Пенсионный Фонд России будут производиться с фонда оплаты труда.

Кроме того, в отличие от ныне действующего подоходного налога, предусматривающего массу разнообразных малообоснованных налоговых льгот определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. В частности, налогоплательщикам будет предоставляться ежемесячный стандартный вычет в размере 400 рублей при доходе, не превышающем 20 000 рублей с начала года, а по инвалидам, "чернобыльцам", "блокадникам" и некоторым другим малозащищенным категориям граждан - в размере 3000 рублей. Кроме этого на каждого ребенка в возрасте до 18 лет может быть предусмотрен налоговый вычет по каждому из родителей или супругов в размере 300 рублей ежемесячно при сумме дохода с начала года, не превышающей 20 000 рублей.

В рамках социальных вычетов будет уменьшаться облагаемый доход на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях как самого налогоплательщика, так и его детей.


Заместитель руководителя

Департамента

А.И.Косолапов



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.