В статье 68 КЗоТ не раскрыт перечень работников с ненормированным рабочим днем. Существует ли какой-либо нормативный документ, устанавливающий такой перечень? Должны ли мы (как утверждает профсоюз) предоставлять дополнительный отпуск всем работникам предприятия, подходящим под перечисленные выше категории?
В соответствии с п. 4 постановления НКТ СССР N 106 следует не только определить перечень лиц, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, но также в трудовых договорах, или в коллективных договорах, или в Правилах внутреннего распорядка предприятия необходимо перечислить все основные обязанности, составляющие объем работы лиц, отнесенных к ненормированному рабочему дню.
Когда работа не связана с обязанностями работника, предусмотренными трудовым договором, коллективным договором и Правилами внутреннего распорядка, эта работа оплачивается по соглашению, как выполнение особых заданий.
Из вышесказанного следует, что при определении перечня должностей, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, следует исходить из характера трудовых обязанностей работника, занимающего определенную должность. Если труд работника поддается нормированию, то введение ненормированного рабочего времени для него является нецелесообразным. Случаи, когда такой работник привлекается к работе дополнительно (задерживается после окончания рабочего дня), следует рассматривать как сверхурочную работу, которая подлежит оплате в повышенном размере (ст. 88 КЗоТ).
Таким образом, на наш взгляд, приведенный в письме читателя перечень лиц, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, носит общий характер и тем самым не отвечает установленным требованиям: из него нельзя сделать вывод о том, какие именно специалисты или служащие работают в условиях ненормированного рабочего дня и почему.
Действительно, можно объяснить необходимость установления ненормированного рабочего дня, например, для бухгалтера: начисление заработной платы, составление баланса, сдача отчетов и т. п. приурочены к четко определенным срокам, соблюдение которых может потребовать дополнительных затрат времени. В то же время вызывает сомнение обоснованность установления ненормированного рабочего дня для всех без исключения специалистов и служащих, работающих на предприятии.
Фактически можно говорить либо о полном отсутствии нормирования рабочего времени на предприятии, либо (что скорее всего соответствует действительности) о желании работодателя предоставить всем работникам предприятия дополнительный оплачиваемый отпуск.
В связи с этим можно отметить, что поскольку действующее законодательство не ограничивает права предприятий в части предоставления дополнительных по сравнению с предусмотренными нормами трудовых и социальных льгот и компенсаций, то не может рассматриваться как нарушение и предоставление дополнительного (или удлиненного) отпуска всем работникам. Но при этом нужно учитывать следующее. Статьей 5 КЗоТ определено, что установление дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот для работников коллектива или отдельных категорий работников производится за счет собственных средств, то есть за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Поэтому и оплата дополнительных отпусков, предоставляемых предприятием в соответствии с принятыми коллективными договорами и иными локальными нормативными актами (трудовые договоры и т. п.), должна производиться за счет собственных средств предприятия.
За счет какого источника производится оплата дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день?
В настоящее время высказываются различные мнения по данному вопросу.
Согласно п. 7 Положения о составе затрат... в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются в том числе выплаты, предусмотренные законодательством РФ о труде, за непроработанное время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.
Некоторые специалисты считают, что дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день может рассматриваться как предусмотренный действующим законодательством только потому, что он прямо поименован в ст. 68 КЗоТ. И, таким образом, суммы оплаты за такой отпуск следует относить на себестоимость.
На наш взгляд, такой подход носит поверхностный характер и до конца не обоснован.
Напомним, что ст. 68 КЗоТ предусматривается предоставление дополнительных отпусков следующим категориям работников:
- занятым на работах с вредными условиями труда;
- занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии;
- с ненормированным рабочим днем;
- работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- из числа лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, установлено, что дополнительные отпуска могут предоставляться и в других случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.
Таким образом, ст. 68 КЗоТ не содержит исчерпывающего списка дополнительных отпусков, а называет только наиболее распространенные. При этом все дополнительные отпуска можно разделить на две группы:
1. Отпуска, порядок предоставления которых (перечень категорий работников, имеющих право на дополнительный отпуск, продолжительность отпуска и другие условия) установлен отдельными законодательными и нормативными актами. Например, дополнительные отпуска работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", дополнительные отпуска гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, к дополнительным отпускам, предусмотренным действующим законодательством, относятся и те, которые предоставляются в случаях, прямо в ст. 68 КЗоТ не поименованных. Например, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 2 календарных дня за каждый полный месяц указанной работы, но не более 14 календарных дней в год предоставляется определенным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе"; дополнительные отпуска предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан в соответствии с Федеральным законом от 21 января 1993 г. N 4328-1 и т. д.
Очевидно, что оплата входящих в данную группу дополнительных отпусков полностью относится на себестоимость, если соблюден установленный порядок их предоставления. Если же порядок нарушен (например, продолжительность дополнительного отпуска, предоставленного работнику предприятия, превышает установленную соответствующим законом), то оплата за "лишние" дни отпуска должна осуществляться за счет собственных средств предприятия.
2. Отпуска, которые предоставляются в порядке, определенном коллективным договором или иными локальными актами, принятыми на предприятии.
В соответствии с п. 7 Положения о составе затрат оплата дополнительных отпусков, предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством), на себестоимость продукции (работ, услуг) не относится и в целях налогообложения прибыли к зачету не принимается. Это означает, что расходы по оплате отпусков, предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Например, не может быть отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг) оплата предусмотренных коллективным договором дополнительных отпусков, предоставляемых ветеранам труда данного предприятия и женщинам, имеющим детей в возрасте до 18 лет.
Таким образом, чтобы решить вопрос о возможности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы оплаты за дополнительный отпуск для работников с ненормированным рабочим днем, необходимо определить, в какую из названных групп дополнительных отпусков следует его включить.
На наш взгляд, несмотря на то что дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день упомянут в ст. 68 КЗоТ, его следует рассматривать как отпуск, предоставляемый на основании коллективного договора или иного локального акта.
Действительно, законодательные или нормативные документы, определяющие как перечень работников, имеющих право на рассматриваемый отпуск (см. выше), так и порядок предоставления дополнительных отпусков работникам с ненормированным рабочим днем, отсутствуют. В частности, не имеет однозначного решения вопрос о том, какой продолжительности может быть рассматриваемый дополнительный отпуск (а значит, и в какой части оплата за данный отпуск может быть отнесена на себестоимость).
В ряде случаев вопрос о предельной продолжительности дополнительного отпуска можно было бы решить, основываясь на положении п. 8 Правил об очередных и дополнительных отпусках (утверждены НКТ СССР 30 апреля 1930 г.), в соответствии с которыми "работникам с ненормированным рабочим днем может предоставляться в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск. Срок этого отпуска в государственных учреждениях и предприятиях не может превышать 12 рабочих дней".
Однако при этом следует иметь в виду следующее. Буквальное прочтение приведенного выше положения означает, что оно распространяется только на государственные предприятия. Поэтому, если дополнительный отпуск, предоставляемый работникам государственного предприятия, не превышает 12 рабочих дней, можно пытаться отспорить право включения в себестоимость суммы его оплаты.
А вот коммерческое предприятие, с одной стороны, не ограничено никакими рамками и может предоставлять дополнительные отпуска работникам с ненормированным рабочим днем любой продолжительности (в том числе и более 12 дней), а с другой стороны, может столкнуться с необходимостью обоснования и доказывания правомерности включения в себестоимость суммы оплаты дополнительного отпуска даже в том случае, когда он не превышает 12 рабочих дней.
Таким образом, на наш взгляд, ссылку на ст. 68 КЗоТ нельзя считать достаточным аргументом. Отсутствие законодательно определенного порядка предоставления дополнительных отпусков за работу с ненормированным рабочим днем (не определены однозначно категории работников, которым может устанавливаться ненормированный рабочий день, не установлена предельная продолжительность отпуска) не позволяет включать суммы оплаты за дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в себестоимость продукции (работ, услуг).
И хотя предприятие может попытаться отстоять перед налоговыми органами право отнесения оплаты за дополнительный отпуск на себестоимость продукции, ссылаясь на КЗоТ, следует помнить, что в любом случае из-за отсутствия нормативных актов вопрос о правомерности учета тех или иных заявленных предприятием сумм в составе себестоимости в целях налогообложения прибыли остается спорным.
Кроме того, следует иметь в виду, что существует ряд отраслевых документов, которыми установлено, что дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день работникам данной отрасли не предоставляются. Например, не предусмотрены дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день для работников угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и ряда других отраслей (п. 8 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г. N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства", действие которого распространяется также на промышленный персонал, занятый (независимо от ведомственной подчиненности) на подземных и открытых горных работах, на поверхности шахт, разрезов, карьеров и рудников, на транспортировке и обогащении полезных ископаемых, а также работников, занятых на строительстве метрополитенов, туннелей и других подземных сооружений (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 сентября 1990 г. N 975).
Следовательно, если по распоряжению руководителя предприятия компенсация за ненормированный рабочий день предоставляется работникам вышеупомянутых отраслей в виде дополнительного отпуска, то оплата таких отпусков должна относиться на счет собственных средств предприятия.
Е. Воробьева,
эксперт "БП"
Выпуск АКДИ БП N 48, декабрь 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.