Операции с корпоративными облигациями: особенности учета и налогообложения (Выпуск АКДИ БП N 10, март 2001 г.)

Операции с корпоративными облигациями: особенности учета и налогообложения


Основные понятия


В настоящее время все большую распространенность приобретает такой инструмент финансового рынка, как корпоративные облигации. Облигация - это один из основных видов ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ).

По классификации ценных бумаг с точки зрения предоставляемых (фиксируемых) ими имущественных прав (долевые, долговые, производные) облигация относится к долговым ценным бумагам. Выражается это в том, что облигация опосредует отношения займа между владельцем облигации (кредитором, заимодавцем) и лицом, ее выпустившим (эмитентом). При этом применяются правила ст. 807 - 818 ГК РФ о договоре займа, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Как и всякий дающий взаймы на коммерческой основе, приобретатель (владелец) облигации рассчитывает в итоге получить доход. Согласно ст. 816 ГК РФ облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Предоставляется также право на получение дохода в виде фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

В приведенном определении говорится лишь об одном виде дохода по облигации - проценте. Однако если облигация приобретена по цене ниже номинальной, то доходом по ней будет также (или только) разница между ценой погашения (номинальной стоимостью) и ценой размещения (приобретения), называемая дисконтом.

Соответственно с точки зрения приносимого ими дохода облигации бывают процентные (купонные), дисконтные (бескупонные) и дисконтно-процентные.

По классификации ценных бумаг с точки зрения правил их выпуска (эмиссионные - неэмиссионные) облигация относится к эмиссионным ценным бумагам (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Это значит, что выпуск облигаций происходит с разрешения и под контролем государственных органов, а эмитент обязан принять специальные меры по раскрытию информации о себе и о своих облигациях. Обязательными признаками эмиссионных ценных бумаг является то, что они размещаются выпусками, то есть массовым тиражом, при этом каждая бумага внутри одного выпуска имеет равные объем и сроки осуществления прав по ней вне зависимости от времени ее приобретения.

С точки зрения определения субъекта прав по облигации - того, кому должен возвращаться заем и выплачиваться доход, облигации в качестве эмиссионных ценных бумаг могут быть именными или предъявительскими. При этом первые предполагают ведение реестра их владельцев (ст. 2, 16 Закона о рынке ценных бумаг).

По форме существования облигации бывают документарные (в бумажной форме) и бездокументарные, существующие только в виде записи на счетах. Именные облигации выпускаются в обеих формах, предъявительские - только в документарной, которая требует обязательного изготовления сертификата облигаций.

В зависимости от того, кто выпускает облигации и соответственно является обязанным по ним лицом, они делятся в России на государственные, муниципальные, Банка России и корпоративные (юридических лиц).


Зачем выпускают и приобретают облигации


Цели выпуска облигаций: у государства - покрытие бюджетного дефицита, у Банка России - "связывание" свободных средств коммерческих банков (оба они также имеют в виду противодействие инфляционным тенденциям), у хозяйственных обществ - привлечение инвестиций для пополнения оборотных средств и развития производства и т. д.

При этом для корпоративных эмитентов облигации имеют ряд преимуществ по сравнению с другими способами привлечения средств:

- по сравнению с акциями - не происходит так называемого разводнения уставного капитала, в результате чего в нем снижается доля прежних акционеров, в том числе владельцев контрольного и блокирующего пакетов;

- по сравнению с кредитом и векселями - можно добиться снижения стоимости заимствования за счет обращения к более широкому кругу кредиторов и так называемого эффекта секьюритизации займа (securities (англ.) - ценные бумаги), состоящего в повышении уровня управляемости финансовыми потоками организации путем использования инструментов и механизмов фондового рынка.

Правом выпуска и размещения корпоративных облигаций обладают организации всех форм собственности и любых организационно-правовых форм, но только в случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 816, п. 6 ст. 3 ГК РФ).

Федеральными законами выпускать облигации разрешено акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью (ст. 33 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). При этом, поскольку Закон "Об акционерных обществах" принимался до, а Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" - после вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", постольку в первом содержатся конкретные нормы о порядке выпуска облигаций, а во втором дается только отсылочная норма к порядку, установленному законодательством о ценных бумагах.

Ограничения на выпуск облигаций имеются в обоих законах и в ГК РФ:

- облигации могут размещаться только после полной оплаты уставного капитала (под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок);

- при отсутствии обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами с целью гарантировать выполнение обязательств перед владельцами облигаций, размещение обществом облигаций допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;

- общество вправе размещать облигации на сумму, не превышающую размера его уставного капитала или величины обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами;

- акционерное общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества определенных категорий и типов меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют такие облигации.

Порядок эмиссии корпоративных облигаций установлен Законом о рынке ценных бумаг и конкретизирован Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19 в ред. от 11 ноября 1998 г.


Учет и налогообложение у эмитента


У общества - эмитента облигаций возможны три специфических типа операций с ними, подлежащих бухгалтерскому и налоговому учету: размещение, выплата процентов и другие расходы, связанные с обслуживанием облигационного займа, погашение. При этом последняя операция, как отмечалось выше, может осуществляться как по истечении срока обращения облигации, так и до наступления этого момента (в целях бухгалтерского учета и налогообложения не имеет значения, по чьей - инвестора или эмитента - инициативе это делается в соответствии с решением о выпуске и проспектом эмиссии).


Расходы по размещению облигаций


Выпуск облигаций - мероприятие недешевое, требующее уплаты немалых сумм консультантам, андеррайтерам (финансовым компаниям, принимающим на себя обязанности по размещению выпуска), аудиторам, расходов на изготовление сертификатов облигаций при документарной форме их выпуска и т. д. Все эти расходы, не будучи связаны с производством продукции (работ, услуг), с экономической точки зрения относятся за счет собственных средств организации.

Что касается вопроса о порядке отражения указанных расходов в бухгалтерском учете - по счету 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы")* или 88 (99) "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", то, по нашему мнению, на сегодняшний день ответ на него, с одной стороны, не вытекает однозначно из нормативных актов по бухгалтерскому учету, а с другой - еще (или уже) не имеет принципиального значения. Поэтому, возможно, он может быть отнесен к вопросам, составляющим предмет профессионального суждения бухгалтера и учетной политики организации. Напомним, что включение в учетную политику выбранных или самостоятельно разработанных правил учета расходов по облигациям при первом выпуске облигаций не будет считаться изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98). Главное, чтобы принятое решение (при этом оно может быть неодинаковым по отношению к различным видам расходов) было раскрыто в бухгалтерской отчетности.

Для справки отметим, что Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 23 "Затраты по займам" допускает два способа учета затрат по займам, к которым, в частности, относятся дополнительные затраты, понесенные в связи с организацией получения ссуды:

- согласно основному порядку учета они признаются расходами того периода, в котором произведены;

- в соответствии с допустимым альтернативным порядком учета указанные затраты, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству актива, подготовка которого к предполагаемому использованию или для продажи требует значительного времени, должны капитализироваться путем включения в стоимость этого актива.

При этом следует иметь в виду, что оба подхода обеспечивают составление отчетности, содержащей достоверную и объективную информацию, - считается лишь, что применение основного подхода обеспечивает более полное удовлетворение потребностей пользователей финансовой отчетности в полезной финансовой информации о компании.

Согласно же GAAP США затраты на размещение облигационного займа относятся к так называемым отсроченным расходам (расходы будущих периодов в российском учете) и переносятся в отчет о прибылях и убытках в течение срока обращения облигаций**.

Будучи показанными по счету 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы"), данные расходы не должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль ввиду отсутствия приносимых ими внереализационных доходов (п. 15 Положения о составе затрат). Соответственно сумма этих расходов должна быть вписана по строке 4.23 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли (Приложение N 4 к Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций", далее соответственно - Справка, Инструкция МНС РФ N 62).

Услуги, связанные с размещением облигаций, облагаются НДС. Как НДС по услугам, использованным на непроизводственные нужды, он подлежит отнесению (покрытию) за счет тех же источников финансирования, что и сами услуги (п. 2 Письма Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами", подп. "а" п. 2 ст. 7 Закона о налоге на добавленную стоимость). До 2001 г. этим источником считались средства организации, оставшиеся в ее распоряжении после налогообложения, учтенные на счете 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (единственным, хотя и не узаконенным в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исключением была уплата вознаграждения доверительному управляющему, которая в соответствии со ст. 1023 ГК РФ должна осуществляться учредителем доверительного управления имуществом, за счет доходов от использования этого имущества, являющихся по своей природе внереализационными и потому подлежащих отражению непосредственно по счету учета прибылей и убытков). Следовательно, НДС по рассматриваемым услугам мог относиться только на этот же счет.

Сегодня возможным источником покрытия непроизводственных расходов считаются финансовые результаты организации, что предполагает возможность отражения сумм НДС, связанных с указанными расходами, по счету 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки") с одновременным увеличением на сумму НДС налогооблагаемой прибыли по строке 4.23 Справки. В то же время во второй части НК РФ отнесение рассматриваемого НДС на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, то есть и на финансовые результаты, не предусмотрено (ст. 170 НК РФ). При отсутствии в гл. 21 НК РФ прямой нормы об источниках уплаты НДС по непроизводственным расходам это косвенно свидетельствует о том, что налоговое законодательство продолжает считать таким источником собственные средства организации.

Расходы по изготовлению сертификатов списываются либо через счет 56 "Денежные документы" (одноименный субсчет счета 50 "Касса") по мере их выдачи инвесторам или депонирования

Д-т сч. 56 (50) К-т сч. 60

Д-т сч. 80, 88 (91, 84) К-т сч. 56 (50) или непосредственно по осуществлению расходов

Д-т сч. 80, 88 (91, 84) К-т сч. 60 с забалансовым учетом бланков сертификатов на счете 006 "Бланки строгой отчетности" или специально введенном счете.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается за счет собственных средств организации, поскольку уплата его за счет финансовых результатов законодательством не предусмотрена. В бухгалтерской отчетности сумма налога отражается по статье "Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи" Отчета о прибылях и убытках (п. 80 Приказа Минфина РФ N 60н), а в бухгалтерском учете, скорее всего (нормативно это теперь не регулируется), по счету 81 "Использование прибыли" (99 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В бухгалтерском балансе эмитента сумма задолженности по размещенному облигационному займу показывается в группе статей "Займы и кредиты" раздела "Долгосрочные обязательства" или раздела "Краткосрочные обязательства".

Обязательства, представляемые в бухгалтерском балансе как долгосрочные и предполагаемые к погашению в отчетном году, могут быть представлены на начало этого отчетного года как краткосрочные. Факт представления обязательств, учтенных ранее как долгосрочные, в качестве краткосрочных необходимо при этом раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Необходимая расшифровка состава и изменения в течение отчетного года сумм обязательств организации по облигационным займам приводится в пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках (п. 52 Приказа Минфина РФ N 60н).

Следует также иметь в виду, что в бухгалтерском балансе сумма задолженности организации по полученным облигационным займам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета, п. 53 Приказа Минфина РФ N 60н).


Расходы по выплате дохода и информационно-техническому обслуживанию займа


С 1 июля 1999 г. проценты, уплачиваемые эмитентом по облигациям, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, включаются в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на три пункта (абзац введен постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 696.

По облигациям, условиями выпуска которых не предусмотрена выплата процентов, к проценту приравнивается разница между номинальной стоимостью и ценой первичного размещения облигаций (дисконт).

При этом проценты (дисконт), начисляемые исходя из установленного условиями выпуска срока обращения облигаций, в целях налогообложения принимаются в пределах процентов (дисконта), начисленных при погашении облигаций за время их фактического обращения (постановление Правительства РФ N 696).

Акцентируем внимание на некоторых моментах изложенного порядка налогообложения.

- В бухгалтерском учете и эмитента, и держателя облигации выплата и получение дохода в форме процентов и в форме дисконта отражаются, как увидим ниже, по-разному. В целях же налогообложения дисконт в постановлении Правительства РФ N 696 приравнен к проценту. Опирается это на норму п. 3 ст. 43 НК РФ, согласно которой процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

- Изменения в налогообложении выплачиваемого эмитентом облигации дохода коснулись только тех случаев, когда доходы выплачиваются по облигациям, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ.

Во всех остальных случаях доходы, выплачиваемые по облигациям, эмитент по-прежнему не должен учитывать в целях налогообложения.

В бухгалтерском учете рассматриваемые проценты всегда показываются по счету 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы") в качестве операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99). В связи с этим отметим, что различие между двумя указанными ситуациями, в одной из которых проценты, выплачиваемые эмитентом по облигациям, принимаются, а в другом - не принимаются в целях налогообложения, не нашло отражения в Справке, поскольку п. 4.20 предусмотрено увеличивать налогооблагаемую прибыль на сумму любых процентов за пользование кредитами, займами, не включаемых в себестоимость в соответствии с Положением о составе затрат и учтенных в составе операционных расходов согласно ПБУ 10/99.

Чтобы устранить эту неточность, необходимо после слов "себестоимость" добавить слова "и внереализационные расходы".

Организатор торговли на рынке ценных бумаг - это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг). Если организатор торговли на рынке ценных бумаг не совмещает деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), то он признается фондовой биржей, к которой приравниваются также фондовые отделы товарных и валютных бирж (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг).

- Поскольку на уменьшение налогооблагаемой прибыли относятся только доходы по облигациям, обращение которых осуществляется определенным образом (через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ), важно четко понимать, что обозначает термин "обращение".

Согласно ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг обращение ценных бумаг - это заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. Размещение же эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Таким образом, "обращение" облигаций не включает в себя их "размещение" (или, иначе говоря, "размещение" облигаций не является составной частью их "обращения"). Это объясняется тем, что при размещении не происходит перехода прав собственности на облигации от эмитента к инвестору, так как эмитент не может иметь права собственности на ценную бумагу, еще не существующую в качестве таковой - в качестве обязательства эмитента перед инвестором, возникающего только в тот момент, когда последний становится владельцем облигации в установленном законом порядке.

Описанное соотношение понятий обращения и размещения подтверждается и Законом о рынке ценных бумаг (ст. 14, 17, 19, 42).

Таким образом, размещение облигаций через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ, не является условием включения выплачиваемого по облигациям дохода в состав внереализационных доходов в целях налогообложения. Иными словами, можно вполне представить ситуацию, когда размещенные в ином порядке облигации в какой-то момент начинают обращаться через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ, и с этого момента эмитент получает право принимать выплачиваемые по этим облигациям доходы в целях налогообложения.

В свете изложенного необоснованным представляется мнение Минфина России о том, что для принятия в целях налогообложения процентов по облигациям организация должна представить документы, подтверждающие выпуск и размещение таких облигаций через организатора торговли (Письмо от 28 сентября 1999 г. N 04-02-06).

Рассмотрим на примерах, как отражается в бухгалтерском учете эмитента выплата дохода по облигациям, обращающимся через организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего лицензию ФКЦБ.

Пример 1

В июле 1999 г. ОАО "Сатурн" выпустило и полностью разместило облигационный заем на сумму 2 000 000 руб. со сроком погашения 30 июня 2001 г. Номинальная стоимость одной облигации - 5000 руб. Размещение облигаций производилось по номинальной стоимости. Проспектом эмиссии предусмотрены:

- ежеквартальная выплата процентов по облигациям из расчета 40 % годовых от номинальной стоимости облигации;

- возможность досрочного погашения облигаций начиная с 1 января 2001 г. по стоимости, равной 0,8 номинальной стоимости, без выплаты процентов, накопленных с даты выплаты последнего купонного дохода.

Ставка рефинансирования Банка России на момент начисления процентов за III кв. 1999 г. - 55% годовых.

Размещение облигаций, начисление и выплату процентов за III кв. 1999 г. эмитент отразит следующим образом:

Д-т сч. 51 К-т сч. 95 (67) - 2 000 000 руб. - размещен облигационный заем

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 95 (67) - 200 000 руб. (2 000 000 х 40% : 4) - начислены подлежащие выплате проценты по облигациям за III кв. 1999 г.

Д-т сч. 95 (67) К-т сч. 51 - 200 000 руб. - выплачены проценты по облигациям за III кв.

Проценты начислялись по ставке меньшей, чем ставка рефинансирования Банка России, следовательно, в принципе они полностью принимаются в целях налогообложения. Вместе с тем вопрос о моменте этого принятия требует комментария.

Согласно примечанию "*" к Справке внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения, поименованные в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета, то есть независимо от факта оплаты. Однако в п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. N 14-П на примере присужденных организации (банку) финансовых санкций был сделан общий вывод о том, что согласно ст. 2 Закона о налоге на прибыль объектами налогообложения являются только полученные доходы. Затем постановлением Президиума ВАС РФ от 14 марта 2000 г. N 2203/99 этот вывод был распространен и на доходы в виде процентов за пользование денежными средствами, при этом было подчеркнуто, что принцип определения доходов "по отгрузке" применим только к выручке от реализации продукции (работ, услуг).

Если принимать во внимание эти не только справедливые, но и выгодные для налогоплательщика решения, то трудно не прийти к выводу о том, что аналогичный принцип - признание в целях налогообложения по оплате - должен распространяться и на внереализационные расходы. Тем более что в упомянутом постановлении Конституционного Суда подчеркивалось, что составным элементом не соответствующего законодательству порядка, допускающего налогообложение неоплаченных санкций, является отнесение на расходы организации-должника присужденных, но не выплаченных санкций (п. 4).

Поэтому вопрос о том, могут ли проценты по облигациям приниматься в целях налогообложения в установленных законодательством пределах "по начислению" независимо от оплаты их инвесторам, должен решаться организацией в зависимости от ее позиции относительно порядка признания в целях налогообложения внереализационных доходов - "по начислению" или "по оплате" (аргументировать ту или иную позицию ссылками непосредственно на формулировки п. 15 Положения о составе затрат затруднительно, так как в последнем абзаце этого пункта говорится о "начисленных", а двумя абзацами выше - об "уплачиваемых" процентах по облигациям).

Пример 2

10 февраля 2001 г. предъявлен к досрочному погашению пакет облигаций номинальной стоимостью 300 000 руб.

В бухгалтерском учете ОАО "Сатурн" их погашение отразится проводкой:

Д-т сч. 95 (67) К-т сч. 51 - 240 000 руб. (300 000 х 0,8) - досрочно погашены облигации

Д-т сч. 95 (67) К-т сч. 80 (91) - 60 000 руб. (300 000 - 240 000) - отражен доход от досрочного погашения облигаций по стоимости, ниже номинальной.

30 июня 2001 г. погашены все остальные облигации. Ставка рефинансирования Банка России на момент погашения - 35% годовых.

Отражение в бухгалтерском учете ОАО "Сатурн" следующее:

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 95 (67) - 170 000 руб. [(2 000 000 - 300 000) х 40 % : 4] - начислены подлежащие выплате проценты по облигациям за II кв. 2001 г.

Д-т сч. 95 (67) К-т сч. 51 - 1 870 000 руб. (2 000 000 - 1 700 000 + 170 000) - оплачены последние проценты по облигациям и погашены сами облигации.

Проценты начислялись по ставке большей, чем ставка рефинансирования Банка России плюс 3 процента (35 + 3 = 38). Следовательно, необходимо определить сумму процентов, которую можно принять в целях налогообложения:

1 700 000 руб. х 38 % : 4 = 161 500 руб.

Прибыль по данным бухгалтерского учета в целях налогообложения должна быть увеличена на 8500 руб. (170 000 - 161 500) путем вписывания указанной суммы по строке 4.20 Справки.

Пример 3

В июле 1999 г. ЗАО "Сигма" выпустило и полностью разместило облигационный заем на сумму 1 500 000 руб. сроком погашения 1 июля 2000 г. Номинальная стоимость одной облигации - 1000 руб. Размещение облигаций производилось с дисконтом 40%. Ставка рефинансирования Банка России на момент погашения облигаций - 37%.

Размещение и погашение облигаций эмитент отражает в учете следующим образом:

Июль 2000 г.

Д-т сч. 51 К-т сч. 94 (66) - 900 000 руб. (1 500 000 - 1 500 000 х 40 %) - размещен облигационный заем

Август 2000 г. - июнь 2001 г.

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 94 (66) - 50 000 руб. - ежемесячно равномерно списывается часть дисконта

Июль 2001 г.

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 94 (66) - 50 000 руб. - списывается последняя часть дисконта

Д-т сч. 94 (66) К-т сч. 51 - 1 500 000 руб. - погашены облигации.

Общая сумма дисконта составила 40% от номинальной суммы размещенных облигаций. Так как это не превышает увеличенную на 3% ставку рефинансирования Банка России (37 + 3), то вся сумма дисконта принимается в целях налогообложения.

В отдельном комментарии нуждается порядок бухгалтерского учета дисконта.

До выхода нового Плана счетов порядок учета дисконта по облигациям не был установлен. В отечественной практике, в противоположность западной, отсутствует специальный контрарный счет для учета дисконта, позволяющий показывать в балансе обязательства по облигации по приведенной (текущей) стоимости. В связи с этим предлагалось учитывать дисконт или по счету 83 "Доходы будущих периодов", или по счету 31 "Расходы будущих периодов". Так как данные по второму из них входят в расчет стоимости имущества, облагаемого налогом на имущество, то он, разумеется, менее желателен для организации. Поэтому задача бухгалтера состояла в том, чтобы как можно полнее обосновать выбор счета 83 "Доходы будущих периодов".

В соответствии с новым Планом счетов сумма дисконта облигации доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций с кредита счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам") в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". То есть в момент размещения сумма дисконта в качестве отсроченного обязательства не отражается. Такой же порядок должны применять в 2001 г. и организации, продолжающие работать по старому Плану счетов.

Справочно отметим, что в зарубежной практике, например в США, амортизация дисконта по облигациям может осуществляться двумя методами***

- прямолинейным, при котором сумма дисконта списывается равномерно в течение срока обращения облигации или по окончании каждого отчетного периода (если облигация чисто дисконтная), или при каждой выплате процентов, если она дисконтно-процентная;

- процентным (считается, что он обеспечивает большую точность информации), при котором списываемая сумма определяется посредством применения рыночной ставки процента на момент выпуска облигаций к текущей стоимости облигации, то есть к разности между номинальной стоимостью и самортизированной частью дисконта.

Как отмечалось выше, с целью повышения привлекательности выпускаемых облигаций многие эмитенты закладывают в порядок расчета рублевого дохода по облигациям механизм его индексации в соответствии с ростом курса доллара. В результате в бухгалтерском учете эмитента могут образовываться суммовые разницы.

Пример 4

Сохраним условия предыдущего примера, добавив к ним указанную индексацию. Курс доллара (условно) на дату размещения 24 руб./дол., на дату погашения

а) 27 руб./дол.,

б) 21 руб./дол.

Приведем только проводки, по которым образуется суммовая разница:

Июль 2000 г.

Д-т сч. 51 К-т сч. 94 (66) - 900 000 руб. (1 500 000 - 1 500 000 х 40 %) - размещен облигационный заем

Август 2000 г. - июль 2001 г.

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 94 (66) - 50 000 х 12 = 600 000 руб. - начислен дисконт, подлежащий выплате при погашении облигаций.

Долларовый эквивалент общей суммы задолженности составляет 62 500 (1 500 000 : 24)

Июль 2001 г.

а) Д-т сч. 94 (66) К-т сч. 51 - 1 687 500 руб. (62 500 х 27) - погашены облигации

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 94 (66) - 187 500 руб. - определена суммовая разница

б) Д-т сч. 94 (66) К-т сч. 51 - 1 312 500 руб. (62 500 х 21) - погашены облигации

Д-т сч. 94 (66) К-т сч. 80 (91) - 187 500 руб. - определена суммовая разница.

Отнесение суммовой разницы, образующейся по прочим расходам, на счет 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы") вытекает из ПБУ 10/99 и неоднократно подтверждалось разъяснениями Минфина России. По общему правилу положительные разницы облагаются налогом на прибыль, а отрицательные не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как они не поименованы в п. 15 Положения о составе затрат.

У эмитента можно различать два вида суммовых разниц: образовавшиеся в связи с возвратом суммы займа и образовавшиеся в связи с выплатой дохода. Если организация, руководствуясь примечанием "*" к Справке, принимает внереализационные доходы и расходы в целях налогообложения "по начислению", то на сумму всех отрицательных суммовых разниц, независимо от источника их происхождения, должна быть увеличена налогооблагаемая прибыль по строке 4.10 Справки.

Если же организация, опираясь на постановление Конституционного Суда РФ от 28 октября 1999 г. N 14-П и постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2000 г. N 2203/99, принимает внереализационные доходы и расходы в целях налогообложения "по оплате", то отрицательные суммовые разницы, связанные с выплатой дохода, по нашему мнению, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на три пункта. Для этого организация должна вести раздельный учет выплат по возврату суммы займа и по выплате дохода.

Расходы эмитента, связанные с информационным и техническим обслуживанием выпуска облигаций (затраты на раскрытие информации, составление ежеквартального отчета, ведение реестра, выплату вознаграждения платежному агенту, комиссионных банку и т.п.), не уменьшают налогооблагаемую прибыль и покрываются за счет собственных средств организации. В бухгалтерском учете они относятся на счет 88 (99) "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" или счет 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы") с последующим увеличением налогооблагаемой прибыли по строке 4.23 Справки.


Учет и налогообложение у инвестора


Остановимся на двух основных проблемах, специфических для инвестиций в облигации.


Изменение учетной стоимости облигаций


Согласно п. 44 Положения по ведению бухгалтерского учета по долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. Следовательно, данный механизм применим только к процентным (купонным) или дисконтно-процентным и не применим к чисто дисконтным облигациям.

Если организация использует право доведения ценных бумаг до номинала, это должно быть зафиксировано в ее учетной политике. Порядок отражения соответствующих операций в бухгалтерском учете описан в указаниях к счетам учета финансовых вложений Инструкции по применению Плана счетов.

Пример 5

Организация приобрела на вторичном рынке долгосрочную купонную облигацию номинальной стоимостью 1000 руб. с тремя невыплаченными 20-процентными купонами по а) 0,91 номинальной стоимости, б) 1,09 номинальной стоимости с целью получения по ней всего оставшегося дохода. Учетной политикой организации предусмотрено доведение долговых ценных бумаг, приобретенных по цене, отличающейся от их номинальной стоимости, до номинальной стоимости в течение срока обращения.

В бухгалтерском учете это отразится следующими проводками:

а) Д-т сч. 08 К-т сч. 76 (60) - 910 руб. - учтены затраты по приобретению облигации

Д-т сч. 06 (58) К-т сч. 08 - 910 руб. - оприходована облигация

Д-т сч. 76 (60) К-т сч. 80 (91) - 200 руб. - начислен купонный доход

Д-т сч. 06 (58) К-т сч. 80 (91) - 30 руб. [(1000 - 910) : 3 купона] - доначислена часть стоимости облигации

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 (60) - 200 руб. - получен купонный доход

б) Д-т сч. 08 К-т сч. 76 (60) - 1090 руб. - учтены затраты по приобретению облигации

Д-т сч. 06 (58) К-т сч. 08 - 1090 руб. - оприходована облигация

Д-т сч. 76 (60) К-т сч. 80 (91) - 200 руб. - начислен купонный доход

Д-т сч. 80 (91) К-т сч. 06 (58) - 30 руб. [(1000 - 910) : 3 купона] - списана часть стоимости облигации

Д-т сч. 51 К-т сч. 76 (60) - 200 руб. - получен купонный доход.

Ранее, когда внереализационные доходы безоговорочно включались в состав налогооблагаемой прибыли "по начислению", организациям было невыгодно применять право доведения долговых ценных бумаг до номинальной стоимости с целью повышения точности информации, предоставляемой пользователям бухгалтерской отчетности. Теперь же, когда, опираясь на постановления Конституционного Суда и Президиума ВАС РФ, организация всегда сможет доказать правомерность налогообложения только реально полученных доходов, возможность улучшения финансовых показателей своей деятельности за счет отражения нереализованной прибыли может стать достаточным стимулом для применения рассматриваемого способа учета. Особенно это касается тех организаций, которые заинтересованы в привлечении инвестиций.

Отметим, что резерв под обесценение облигаций, котирующихся на ОРЦБ, сейчас не создается. Такая возможность была предусмотрена п. 3.5 Приказа Минфина РФ N 2, но отменена впоследствии п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета (тоже зарегистрированного Минюстом России), который установил, что указанный резерв создается не под любые котирующиеся ценные бумаги, а только под акции. Аналогичная норма содержится и в п. 15 Приказа Минфина РФ N 60н.


Получение купонного дохода


Наиболее актуальным является вопрос о том, при каких условиях купонный доход может быть признан в целях бухгалтерского учета доходом от обычных видов деятельности и какие в связи с этим могут возникнуть сложности в области налогообложения.

Согласно п. 64 Приказа Минфина РФ N 60н в Отчете о прибылях и убытках по статье "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей" наряду с выручкой от продажи продукции и товаров и поступлениями, связанными с выполнением работ и услуг, показываются также поступления, связанные с осуществлением хозяйственных операций (отдельными фактами хозяйственной деятельности), которые признаны организацией доходами от обычных видов деятельности в соответствии с условиями ПБУ 9/99.

Важность этого положения состоит в том, что в нем впервые четко сформулировано возникшее с введением ПБУ 9/99 противоречие: по счету бухгалтерского учета, именуемому "Выручка от реализации продукции (работ, услуг)", и по статье бухгалтерской отчетности, именуемой "Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг", могут быть показаны доходы, объективно не являющиеся доходами от какой-либо реализации (продажи) чего-либо. Именно это обстоятельство фиксируется в Приказе Минфина РФ N 60н словами: "поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности)".

Типичным примером таких поступлений являются операционные по своей природе доходы по ценным бумагам. Один из этих примеров приведен в п. 5 ПБУ 9/99: "В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью". Очевидно, что дивиденды (часть прибыли, полученной эмитентом акций) как форма указанного поступления не являются следствием продажи (реализации) эмитенту каких-либо ценностей, работ, услуг.

При определенных условиях могут быть признаны доходами от обычных видов деятельности и получаемые в течение более чем одного отчетного периода проценты по облигациям. Каковы же эти условия?

Согласно высказанным на сегодня точкам зрения доходами от обычных видов деятельности должны признаваться следующие доходы:

- от деятельности, указанной в учредительных документах организации в качестве предмета деятельности в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ;

- от деятельности, отвечающей сформулированным в п. 1 ст. 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности;

- составляющие существенную часть (обычно имеются в виду пять и более процентов) всех доходов организации, хотя формально ПБУ 9/99 такого требования не содержит.

Зачастую основным и достаточным считают второй критерий, видя при этом определяющий признак предпринимательской деятельности в систематическом, регулярном (более одного квартала) характере доходов.

Вместе с тем сам по себе этот критерий еще недостаточен для квалификации неких доходов в качестве доходов от основной деятельности.

Ведь если следовать такой логике, то предметом деятельности организации и соответственно доходами от обычных видов деятельности придется считать любые, получаемые чаще чем один раз в год доходы по ценным бумагам, в том числе, например, ежеквартальные проценты по одной-единственной облигации, поступившей в организацию практически случайно в качестве отступного по договору купли-продажи товаров.

В результате в принципе исчезает такой вид операционных доходов, как "проценты и иные доходы по ценным бумагам", предусмотренный п. 7 ПБУ 9/99 и подлежащий отражению по статье "Проценты к получению" Отчета о прибылях и убытках (п. 71 Приказа Минфина РФ N 60н). Кроме того, у многих организаций исчезает или, по меньшей мере, существенно обедняется финансовая и инвестиционная деятельность, предусмотренная п. 106 Приказа Минфина РФ N 60н в качестве направлений оттока и притока денежных средств.

И то и другое вряд ли будет способствовать выполнению основной задачи бухгалтерского учета и отчетности, состоящей в формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете).

По разделяемому нами мнению Минфина РФ (см., например, Письмо от 31 августа 2000 г. N 04-05-11), для признания операционных по своей природе доходов доходами от обычных видов деятельности необходимо сочетание первого или второго из указанных выше признаков с критерием существенности.

Однако признание при наличии указанных условий процентов по облигациям доходом от обычных видов деятельности с отражением по статье "Выручка от продажи" Отчета о прибылях и убытках ни в коей мере не делает их объектом налога на пользователей автомобильных дорог.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона о дорожных фондах объектом налога на пользователей автодорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Таким образом, возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате указанного налога законодательство о налогах и сборах совершенно однозначно связывает с наличием у него дохода от реализации, а не с отражением некой суммы по определенной статье бухгалтерской отчетности.

Другое дело, что при наличии факта продажи необходимые для исчисления налога характеристики объекта налогообложения - выручки устанавливаются по данным бухгалтерского учета: "Налогоплательщики-организации исчисляют (а не устанавливают факт ее наличия. - Прим. авт.) налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением" (п. 1 ст. 54 НК РФ). Аналогичное положение содержалось в п. 24 ныне отмененной Инструкции Госналогслужбы России от 15 мая 1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды": "сумма налога (а не факт наличия налогооблагаемой базы. - Прим. авт.) на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции".

Однако проценты, получаемые владельцем облигации, не являются платой за реализацию им эмитенту чего-либо.

Облигация, как отмечалось ранее, удостоверяет отношения займа между ее владельцем (кредитором, заимодавцем) и лицом, выпустившим ее (эмитентом), и поэтому к отношениям между лицом, эмитировавшим облигацию, и ее держателем применяются правила ст. 807-818 ГК РФ о договоре займа, если иное не предусмотрено законодательством.

Как неоднократно указывалось в решениях высших судебных инстанций, проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами (см., например, п. 15 постановления совместного Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13, 14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами"). А доходы от предоставления в пользование имущества (к которым в соответствии со ст. 128 ГК РФ относятся и денежные средства) являются самостоятельным видом дохода, отличающимся от доходов, извлекаемых путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Не подпадает предоставление займа и под определение услуги, сформулированное в п. 5 ст. 38 НК РФ: "Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности" - результат деятельности по предоставлению займа, заключающийся, по определению высших судебных инстанций, в пользовании денежными средствами, "потребляется" заемщиком не в процессе, а после предоставления займа.

При этом нас не должно смущать, что, например, в целях исчисления НДС предоставление займа в денежной форме признано финансовой услугой (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). На сегодня один и тот же гражданско-правовой институт может по-разному квалифицироваться в целях разных законов: так, скажем, приобретение права требования для исчисления того же НДС рассматривается как финансовая услуга (п. 2 ст. 155 НК РФ), а при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог - как финансовое вложение (п. 31 Инструкции МНС РФ N 59).

Таким образом, в случае отражения в бухгалтерском учете и отчетности процентов по облигациям в качестве доходов от обычных видов деятельности они не должны облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог.


-----------------------------

* В скобках приводятся номера или/и названия счетов в соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.

** См.: Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. М., 1998. С. 308-309.

*** Подробнее см.: Качалин В. В. Указ. соч., с. 293-300, Соловьева О. В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М., 1998, с. 206-209.


А. Рабинович,

директор департамента

специализированных аудиторских проектов

аудиторской и консалтинговой фирмы "Топ-аудит"


Выпуск АКДИ БП N 10, март 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.