Вопрос: Просьба разъяснить, обоснованно ли приравниваются к бюджетным ассигнованиям средства, полученные предприятием по бюджетно-возвратной ссуде (налоговому кредиту), за использование которой по соглашению установлены проценты ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ. (Выпуск АКДИ БП N 14, апрель 2001 г.)

В Инструкции ГНС РФ N 39 (абз. 3, п. 48) определено, что "По основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований.., возмещение НДС, уплаченного при их приобретении, не производится". Просьба разъяснить, обоснованно ли приравниваются к бюджетным ассигнованиям средства, полученные предприятием по бюджетно-возвратной ссуде (налоговому кредиту), за использование которой по соглашению установлены проценты ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ.


В Бюджетном кодексе РФ понятия "бюджетная ссуда" и "налоговый кредит" заключают в себе разный смысл. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. В вопросе, по-видимому, имеется в виду бюджетный кредит, который может предоставляться юридическим лицам. В связи с этим вопрос, видимо, следует сформулировать так: обоснованно ли приравниваются к бюджетным ассигнованиям средства, полученные предприятием по бюджетному кредиту (налоговому кредиту)?

В соответствии с частью 1 Налогового кодекса РФ налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года.

В то же время согласно Бюджетному кодексу бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита. Таким образом, налоговый кредит является одной из производных форм бюджетного кредита.

Стоит разъяснить, что хозрасчетные предприятия могут получить бюджетные средства в виде субвенций и субсидий:

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

- субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования.

Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств, предоставляемые на безвозмездной основе, на условии финансирования на выполнение государственных (муниципальных) функций и только бюджетным учреждениям. Бюджетный же кредит предоставляется всем юридическим лицам по инициативе последних на их нужды.

Таким образом, субвенция, субсидия и бюджетные ассигнования - это все финансирование расходов на государственные нужды. Бюджетный (в данном случае - налоговый) кредит представляет собой форму кредитования деятельности коммерческих предприятий, которая не связана с выполнением государственных функций. В связи с этим налоговый кредит не может быть отнесен к бюджетным ассигнованиям.

Следовательно, НДС по основным средствам и другому имуществу, приобретенным за счет налогового кредита, возмещается в общем порядке.


П. Токарев,

компания "Центр экономического анализа",

г. Нижний Тагил


Выпуск АКДИ БП N 14, апрель 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.