Вопрос: ТОО осуществило в 1999 г. перерегистрацию своих учредительных документов. Новая редакция устава была зарегистрирована 01.09.99 г., а уведомление об изменении документов было подано в налоговую инспекцию 01.10.99 г. Налоговая инспекция считает, что ООО нарушило положения п.3 ст.84 НК РФ и привлекла к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ, в соответствии с которым непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа за каждый непредставленный документ. Разъясните, пожалуйста, правомерны ли требования налоговой инспекции? ("Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2000 г.)

ТОО осуществило в 1999 г. перерегистрацию своих учредительных документов с целью привести их в соответствие с Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". При этом новая редакция устава была зарегистрирована 1 сентября 1999 г., а уведомление об изменении учредительных документов было подано в налоговую инспекцию 1 октября 1999 г. Налоговая инспекция считает, что ООО нарушило положения п.3 ст.84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и привлекла его к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ, в соответствии с которым непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При этом следует заметить, что ни НК РФ, ни иными актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрен перечень документов, необходимых для представления в налоговые органы при перерегистрации учредительных документов. Кроме того, в соответствии со ст.126 НК РФ случаи применения ответственности прямо указаны в его статьях: п.7 ст.86.2 и п.2 ст.93. В связи с этим за непредставление в срок заявления об изменениях в учредительных документах налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст.126 НК РФ, так как это прямо не указано в п.3 ст.84 этого кодекса. Разъясните, пожалуйста, правомерны ли требования налоговой инспекции?


Для признания действий (бездействия) налогоплательщика правонарушением (по определению п.1 ст.126 НК РФ) необходимо соблюдение следующих условий:

- закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации или иных актах законодательства о налогах и сборах обязанности налогоплательщика (налогового агента) представлять в налоговые органы определенные документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ;

- в Налоговом кодексе Российской Федерации или иных актах законодательства о налогах и сборах должен быть установлен срок исполнения указанной обязанности налогоплательщика (налогового агента).

При этом возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ не требует наличия прямого указания на такую возможность в статьях Налогового кодекса Российской Федерации или иных актах законодательства о налогах и сборах.

В рассматриваемой ситуации условия, необходимые для привлечения к ответственности, выполняются, так как п.3 ст.84 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уведомлять налоговый орган, в котором он состоит на учете, об изменениях в уставных и других учредительных документах организации в 10-дневный срок с момента регистрации таких изменений. Форма уведомления установлена приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", который был принят в соответствии с нормами НК РФ. Как следует из этого приказа, вместе с уведомлением об изменении в уставных и других учредительных документах налогоплательщик представляет копии документов, подтверждающих изменения в уставных и других учредительных документах.

Соответственно непредставление в рамках указанного срока уведомления с приложенными документами является объективной стороной правонарушения, указанного в п.1 ст.126 НК РФ, и действия налоговой инспекции в данном случае правомерны.


А.Н.Дудко,

советник налоговой службы II ранга


1 июня 2000 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.