Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, август 2000 г.)

Налоговое обозрение


Бельгия


Правительство Бельгии намерено сократить налоги на 120 млрд бельгийских франков к 2003 г. Прежде всего будет снижен подоходный налог с семейных пар, если оба супруга работают, а также уменьшены налоги, взимаемые с пенсий и доходов с ренты. Максимальную ставку подоходного налога с физических лиц предлагается снизить с 55 до 50%.

Одновременно предлагается повысить в 2001 г. размер необлагаемого минимума доходов до 169 тыс. франков для супружеских пар и до 213 тыс. франков для одиноких налогоплательщиков.

Ожидается, что окончательный вариант нового налогового кодекса будет представлен на рассмотрение парламента Бельгии в октябре 2000 г.

Сокращение налогов на протяжении ближайших трех лет не помешает стране получить прирост бюджетных поступлений в 2005 г. в размере 1% ВВП. По расчетам экономистов, этот прирост будет получен за счет динамичного экономического развития. Без сокращения налогов и повышения размеров выплат гражданам через систему социального страхования прирост ВВП в 2005 г. мог бы составить от 2,5 до 3%.

В этом году экономический рост Бельгии прогнозируется на рекордно высоком уровне - 3,8%, в 2001 г. - в несколько меньшем размере - 3,1 %.


* * *


В соответствии с данными, приведенными в пресс-релизе Европейской комиссии, колебание цен на легковые автомобили в странах Европейского союза достигает 20%. Прежде всего это объясняется различиями в уровне налогообложения автомобилей в Европе. Наиболее дорогими автомобили оказываются в Великобритании, где стоимость машин велика не только благодаря высоким налогам, но и особым требованиям к ним, связанным, в частности, с левосторонним движением в стране.

Чрезмерно высокие налоги на автомобили в Финляндии, Испании, Греции, Дании и Нидерландах вынуждают изготовителей продавать машины в этих странах по пониженным ценам. Так, в Дании, где отсутствует собственная автомобильная промышленность, размер акциза на автомобили составляет примерно 200% от цены производителя машины. В результате отпускная цена автомобиля немецкого производства в Дании в несколько раз превышает его цену в Германии. Чтобы как-то нивелировать цены, немецкие компании продают машины в Дании по ценам производителя, которые ниже цен на те же машины, продаваемые, например, в Германии. Если гражданин Германии покупает автомобиль немецкого производства в Дании, то налог (датский) на автомобиль он не уплачивает и приобретает автомобиль по цене без налога, которая получается существенно более низкой, чем если бы он покупал этот автомобиль у себя дома.

В руководящие органы Европейского союза продолжают поступать жалобы от жителей Великобритании, испытывающих трудности, связанные с приобретением автомобилей в странах Европы, где цены на них значительно ниже. Соответствующие препятствия создаются производителями автомобилей.

Существующая правовая база, посредством которой регулируется реализация автомобилей в странах Европейского союза и основу которой составляет Директива N 1475/95, прекращает свое действие 30 сентября 2002 г. В связи с этим в руководстве ЕС серьезно задумываются над тем, каким станет в Европе законодательство, регулирующее ценообразование на автомобили, после указанного срока.


* * *


Европейская комиссия направила мотивированные заключения правительствам некоторых стран Европы относительно приведения в соответствие с общеевропейским законодательством отдельных положений национальных законодательств по налогу на добавленную стоимость.

Французскому правительству предъявлена претензия по поводу использования двух ставок налога на добавленную стоимость, применяемых при поставках газа и электроэнергии. Согласно законодательству во Франции фиксированная часть стоимости энергии облагается по пониженной ставке НДС, а переменная составляющая, которая зависит от количества потребленных киловатт, - по базовой ставке НДС. По мнению экспертов Европейской комиссии, такая система налогообложения нарушает принцип использования единой ставки, заложенный в Шестой директиве по НДС Европейского союза.

Правительству Великобритании указано на положение в английском законодательстве, в соответствии с которым продажа произведений искусства, импортированных в страну из-за рубежа, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке. Согласно Директиве 94/5/ЕС Европейского союза еще в 1995 г. национальные законодательства стран - членов ЕС должны были быть скорректированы таким образом, чтобы ставка НДС на произведения искусства, антиквариат и коллекционные предметы составляла не менее 5% от их ввозной цены. В Великобритании по 30 июня 1999 г. действовала специальная ставка НДС в размере 2,5%, на что было получено особое разрешение. По этой ставке облагалась прибыль аукционеров, продающих произведения искусства.

Вместе с тем продажа товаров с аукциона классифицируется европейским законодательством как реализация товаров внутри страны, и базой для обложения налогом на добавленную стоимость является прибыль аукционера. Поэтому при продаже товаров с аукциона не может применяться пониженная ставка НДС, размер которой с 30 июня 1999 г. был повышен до 5% и которая исчисляется от ввозной цены товара лишь в случае проведения операций по импорту товаров. В соответствии с законодательством ЕС налогообложение прибыли аукционера должно осуществляться по базовой ставке, размер которой в Великобритании составляет 17,5 %. Указанное несоответствие вызвало появление многочисленных жалоб аукционеров из других стран ЕС. Они полагают, что применение пониженной ставки НДС делает неравными условия конкуренции в Европе и приводит к смещению европейского рынка предметов искусства в сторону Великобритании.

Европейская комиссия передала правительству Испании мотивированное заключение о неправомерности использования пониженной ставки НДС при импорте, поставке и реализации в странах Европейского союза сжиженного нефтяного газа в баллонах. Согласно законодательству ЕС по пониженной ставке НДС может облагаться только природный газ.

В Нидерландах в нарушение законодательства ЕС реализация воды на сумму до 60 гульденов облагается по пониженной ставке НДС, а свыше 60 гульденов - по базовой. Применение подобной системы обложения налогом на добавленную стоимость не совместимо с правилами ЕС, в соответствии с которыми любой товар должен облагаться по единой ставке налога независимо от объемов реализации. Правительство Нидерландов получило в связи с этим мотивированное заключение Европейской комиссии.

Согласно правилам ЕС в течение двух месяцев с момента получения мотивированного заключения правительство страны должно принять меры по исправлению положения. В противном случае Европейская комиссия может принять решение о рассмотрении спора в Европейском арбитражном суде.


Великобритания


Руководящий комитет по пересмотру налогового законодательства Великобритании до конца 2000 г. внесет в парламент проект поправок, предусматривающих упрощение системы вычетов из налоговых обязательств компаний, связанных с затратами на приобретение капитальных активов. В 2002 и 2003 гг. планируется завершить разработку поправок для внесения в законодательство по налогу на доходы.

Главная задача разработчиков проекта по пересмотру налогового законодательства Великобритании заключается прежде всего в переработке текстов, описывающих законодательство в области основных прямых налогов страны, с целью сделать их более ясными и более простыми в применении, не изменяя при этом общего содержания законов.


Венесуэла


Национальное налоговое ведомство Венесуэлы с 1 августа 2000 г. снизило с 15,5 до 14,5% размер ставки налога на добавленную стоимость. В трех регионах страны НДС на товары и услуги отменяется полностью. С целью оживления морских перевозок освобождаются от НДС поставки техники, навигационного оборудования и запасных частей, а также оборудования, применяемого в кораблестроительной промышленности, машин и механизмов для обработки грузов в морских портах.

Снижение налогов стало возможным благодаря тому, что вследствие роста мировых цен на нефть бюджетные поступления от экспорта нефти превысили прогнозные цифры.


Украина


13 июля 2000 г. парламент Украины принял в первом чтении проект нового налогового кодекса. Хотя рассмотрение проекта кодекса во втором чтении запланировано на осень 2000 г., его принятие в первом чтении дает возможность правительству приступить к верстке проекта бюджета на 2001 г. с учетом обновленной налоговой системы.

Проект налогового кодекса предусматривает снижение ставки налога на прибыль предприятий с 30 до 20%. На первоначальном этапе налоговой реформы (на протяжении первого года) размер ставки налога на прибыль будет установлен на промежуточном уровне - 25%. Периодичность составления налоговой отчетности устанавливается один год, в настоящее время существует поквартальная отчетность.

Размер ставки налога на дивиденды снижается с 30 до 15%. Сумма налога на дивиденды, выплаченные акционерам-резидентам, не будет подлежать зачету при начислении предприятием налога на прибыль.

Размер базовой ставки НДС снижается с 20 до 17%. Из этих 17% 2% поступают в Фонд развития, так что фактически размер ставки НДС составляет 15%. На протяжении первого года проведения налоговой реформы размер ставки будет составлять промежуточную величину - 19%.

Вводится двухдиапазонная шкала ставок подоходного налога с физических лиц. Размеры ставок этой шкалы - 10 и 20% в зависимости от величины дохода физического лица. Размер необлагаемого минимума составляет 540 гривен в месяц. В настоящее время действует шестидиапазонная шкала ставок подоходного налога, размеры которых колеблются в пределах от 20 до 40%.

Налоговая декларация будет подаваться физическими лицами раз в год до 1 апреля. В настоящее время индивидуальные предприниматели и иностранные граждане обязаны подавать декларацию ежеквартально. С той же периодичностью они обязаны вносить авансовые налоговые платежи.

Предполагается упростить систему налогообложения предприятий малого бизнеса, а также ввести единую ставку налога на имущество (землю, строения) в размере 1%. Предусматриваются налоговые освобождения для некоторых категорий частного жилья.

В целом в проекте налогового кодекса предусматривается наличие 22 видов государственных и местных налогов, что значительно ниже по сравнению с действующими 34.

Вводится единая система наказаний за занижение налогооблагаемой базы и несвоевременную уплату налогов. Стандартная санкция устанавливается в размере 100%, в то время как в настоящее время размер штрафа варьируется в пределах от 30 до 200%. Размер пени останется на уровне 120% учетной ставки национального банка. В правительстве Украины полагают, что введение новой налоговой системы позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков. Однако налоговые поступления в бюджет могут сократиться примерно на 1/10, что составляет около 4,7 млрд украинских гривен.

Тем не менее в правительстве рассчитывают, что произойдет увеличение числа налогоплательщиков за счет сокращения масштабов теневой экономики. В настоящее время, по некоторым оценкам, ее размеры примерно соответствуют размерам экономики страны в целом.


Франция


Во Франции продолжается дискуссия относительно перспектив взимания пресловутого телевизионного налога. По данным отчета, опубликованного парламентской контрольно-проверочной миссией страны в июле текущего года, объем средств, затрачиваемых на взимание телевизионного налога, и количество персонала, занимающегося его сбором, превосходят ресурсы, выделенные для сбора других видов налогов. При этом поступления от сбора телевизионного налога в 1999 г. составили не более 14 млрд франков.

Телевизионный налог во Франции был введен в 1949 г. В настоящее время его ставка составляет примерно 751 франк в год за один цветной телевизор. Поступления от сбора налога вместе с отчислениями из госбюджета идут на финансирование государственных теле- и радиостанций. Уклоняются от обложения телевизионным налогом согласно последним данным из государственных источников примерно 17% налогоплательщиков.

Сторонники отмены налога предлагают сделать это в два этапа. На первом этапе в 2001 г. можно было бы освободить от уплаты налога лиц, которые уже освобождены от уплаты подоходного налога, а в 2002 г. отменить телевизионный налог полностью. На финансирование государственного вещания предлагается направить средства, вырученные от проведения государственных лотерей, от работы казино, тотализаторов и уплаченных этими увеселительными заведениями налогов.

Министр культуры Франции выразила сомнение в целесообразности отмены телевизионного налога, полагая, что поступлений от налогообложения лотерей и тотализаторов может оказаться недостаточно для финансирования государственного радио- и телевещания.


Чехия


Ожидается, что в сентябре парламент Чехии проголосует за повышение ставки НДС на услуги. На большинство видов услуг, в том числе консультационные, она будет увеличена с 5 до 22%.

Предусматривается также увеличение числа плательщиков НДС: нижний уровень величины доходов, при превышении которого предприниматель будет обязан уплачивать НДС, уменьшается с 3 млн крон до 2,4 млн крон. В 2003 г. все предприятия, величина доходов которых превысит 1,2 млн крон, станут плательщиками НДС по ставке 22%. Предполагается также расширить ограничения на беспошлинную торговлю "тэкс-фри" для иностранцев. В результате внесения поправок в налоговое законодательство чешские налогоплательщики дополнительно уплатят в бюджет 6,5 млрд чешских крон. Изменения в налоговой системе являются условием вступления Чехии в Европейский союз.


Эстония


В отчете МВФ, посвященном анализу эстонской экономики, содержится рекомендация внести в налоговую политику поправки, направленные на создание благоприятного климата для экономического роста страны. МВФ отмечает значительное улучшение экономического положения Эстонии в I квартале 2000 г. Отмечены также рост государственных доходов и ограничение расходов.

Эксперты МВФ подтвердили правильность постановки фискальных задач, определенных правительством на 2000-2001 гг., однако подчеркнули необходимость установления жесткого порядка расходования бюджетных средств еще до того, как в 2001 г. будет проведено снижение налогов. Тем временем эстонский парламент 14 июня 2000 г. внес поправки в законодательство об НДС, в соответствии с которыми налогом на добавленную стоимость по ставке 5% облагается обеспечение теплом частных потребителей, церкви, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов. Взимание НДС по ставке 5% распространено также на торф, уголь и дрова, продаваемые частным потребителям для использования в качестве топлива.


* * *


7 июля 2000 г. эстонский парламент ратифицировал соглашение Эстонии с Казахстаном об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, подписанное 1 марта 1999 г.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.