Инвентаризация в негосударственных образовательных организациях (В.М. Матвеева, Г.В. Тимофеева, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 6, июнь 2000 г.)

Инвентаризация в негосударственных образовательных организациях


В настоящее время в России существует множество типов образовательных учреждений и форм образования.

Наиболее распространено получение образования в образовательном учреждении. Сейчас в нашей стране все большее число средних, специальных и высших учебных заведений переходит на платную основу, хотя не все четко представляют себе, чем государственное образование отличается от негосударственного и почему платное учебное заведение называется некоммерческим.

Некоммерческой образовательной организацией является организация, занимающаяся обучением граждан с целью достижения ими и подтверждения определенного образовательного ценза. Она также может заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь для достижения целей, для которых она создана. Это значит, что полученная прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) организации.

Действующая сейчас в России система образования в основном соответствует международным стандартам. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными организациями, учреждениями общественных и религиозных организаций).

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в формах, предусмотренных гражданским законодательством России для некоммерческих организаций (ст.11.1 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I). Учредителями негосударственных образовательных организаций чаще всего выступают государственные высшие учебные заведения - университеты, академии, реже - объединения и частные лица.


Аккредитация учебного заведения


Помимо системы лицензирования образовательной деятельности в России действует система аккредитации.

Аккредитация предусматривает прохождение учебными заведениями трех ступеней контроля качества обучения.

Первая ступень - самообследование, когда силами преподавательского состава дается оценка состояния учебно-методической деятельности учебного заведения.

Вторая ступень - аттестационная экспертиза (аттестация): комиссия из авторитетных экспертов оценивает состояние учебно-методической деятельности учебного заведения, ее соответствие требованиям государственных органов управления.

Третья ступень (самая важная для вуза) - аккредитация, дающая учебному заведению определенный статус и право выдачи дипломов государственного образца.

Негосударственные образовательные организации, как и государственные, по окончании периода обучения выдают следующие документы, характеризующих уровень полученного образования:

- диплом бакалавра;

- диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

- диплом магистра;

- диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

- справку о незаконченном высшем образовании.


Общие вопросы инвентаризации


Негосударственные образовательные организации, как и прочие организации, ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" эти организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязаны провести инвентаризацию.

Целью инвентаризации является сравнение фактического количества имеющегося у организации имущества независимо от места его нахождения (сданное в аренду, переданное на хранение, переработку, а также полученное от других собственников, и др.) с данными бухгалтерских документов. Напомним, что имущество, не принадлежащее организации, учитывается на забалансовых счетах, например, объекты основных средств - на счете 001 "Арендованные основные средства".

Инвентаризацию по забалансовым объектам инвентаризационная комиссия проводит совместно с собственником. При этом составляются инвентаризационная опись и акты инвентаризации в четырех экземплярах (по два экземпляра для каждой организации), каждый из которых является первичным документом.

Проведение инвентаризации в обязательном порядке оформляется приказом руководителя, согласно которому начиная с даты объявления инвентаризации запрещаются все хозяйственные операции по перемещению имущества (оприходование, передача с баланса на баланс, продажа и др.).

Приведем примерную разбивку процесса инвентаризации по этапам.

1. Составляется план обязательной инвентаризации на год. В нем отражаются количество инвентаризаций, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, кроме случаев, при которых инвентаризация обязательна.

2. Не менее чем за 10 дней до наступления срока инвентаризации готовится приказ о ее проведении. Приказом назначается комиссия из представителей администрации, работников бухгалтерии и материально ответственных лиц. В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

3. До начала проверки фактического наличия имущества комиссии надлежит получить последние приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам, с указанием: "До инвентаризации на "..." (дата)". На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества по данным учета. С начала инвентаризации прекращаются все хозяйственные операции (особенно на складе).

4. Материально ответственные лица дают расписки, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

5. Бухгалтер распечатывает инвентаризационные описи (не заполняя графу "По данным бухгалтерского учета") по объектам и подразделениям, подлежащим инвентаризации (не менее двух экземпляров).

6. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы "Фактическое наличие" с указанием сроков заполнения.

7. Бухгалтер вносит полученные по ходу инвентаризации сведения в сличительные ведомости, в которых фактические данные сопоставляются с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия, порчу, халатность виновных лиц.

8. Проводится заседание инвентаризационной комиссии, на котором обсуждаются результаты инвентаризации и утверждается акт инвентаризации. На основании утвержденного и подписанного членами комиссии акта делаются бухгалтерские проводки по отражению выявленных расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

9. Оформленные соответствующим образом результаты инвентаризации помещаются в специальную папку, которая хранится не менее 5 лет.

Периодичность проведения обязательной инвентаризации определяется законодательно.

Инвентаризация может проводиться в целом по организации, по ее подразделениям, а также по видам имущества (своего и чужого, находящегося в распоряжении организации) и обязательствам, другими словами - по любой статье актива и пассива баланса.

Несмотря на достаточно подробно описанный в методических указаниях порядок проведения инвентаризации, встречаются нарушения, сводящие на нет результаты инвентаризации, которая может быть признана недействительной. В качестве примера приведем приблизительный перечень возможных нарушений порядка инвентаризации и их последствия (табл.1).


Таблица 1


Перечень нарушений порядка инвентаризации и их последствия


Перечень нарушений Возможные
последствия
Состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководи-
телем
Результаты
инвентариза-
ции недейст-
вительны
Документально подтверждено отсутствие во время инвентари-
зации хотя бы одного из членов комиссии
То же
В приказе не указаны сроки инвентаризации -"-
При невозможности остановки хозяйственной деятельности
приходные и расходные документы не завизированы председа-
телем инвентаризационной комиссии


-"-
У материально ответственных лиц не взяты расписки о том,
что все приходные и расходные документы сданы в бухгалте-
рию
Результаты
инвентариза-
ции недейст-
вительны
Проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с
фактическим наличием объектов, а не наоборот. Идеально
составление инвентаризационных описей вручную по факту
Подгонка
фактических
данных под
данные бух-
галтерского
учета
Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре Результаты
инвентариза-
ции недейст-
вительны
Не выверены итоги на каждой странице (не проставлено число
прописью, или не указано количество номеров и сумма мате-
риальных ценностей, или не зафиксирован общий итог в нату-
ральных показателях, даже если подсчет велся в денежном
измерении)




То же
На каждой странице нет записи: "Цены, итоги проверил" и
подписи материально ответственного лица

-"-
Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами
комиссии

-"-
В инвентаризационной описи после утверждения результатов
остались незаполненные строки - не прочеркнуты

-"-
На последней странице инвентаризационной описи нет распис-
ки материально ответственного лица по поводу отсутствия у
него претензий к членам комиссии и подтверждения, что оно
принимает указанное в описи имущество на ответственное
хранение



-"-
Во время перерывов в работе комиссии посторонним не закрыт
доступ в помещение, где хранятся инвентаризационные описи

-"-

В условиях свободного предпринимательства учредителям организации в любой момент могут понадобиться сведения о находящемся в их собственности имуществе. В этом случае решение о сроках и масштабах проведения инвентаризации принимает руководитель организации.

Однако в соответствии Законом "О бухгалтерском учете" установлены случаи обязательного проведения инвентаризации:

1) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

2) при утрате имущества (недостаче, хищении, порче, но не при браке в производстве);

3) при потере имущества в результате стихийных бедствий (пожар, наводнение и другие непредвиденные обстоятельства);

4) в случае смены материально ответственных лиц;

5) при ликвидации или реорганизации организации.

Данным Законом определяется и периодичность проведения обязательной инвентаризации, например: основных средств - не реже одного раза в три года; библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов обязательна только при составлении годовой бухгалтерской отчетности, а во всех остальных случаях инвентаризацию можно проводить в период наименьших остатков ценностей на счетах.

Рекомендуемые сроки проведения инвентаризаций представлены в табл.2.


Таблица 2


Минимально необходимая периодичность проведения инвентаризаций


Виды имущества и
финансовых обяза-
тельств
Срок проведения Код счета бух-
галтерского уче-
та
Периодичность
Основные средства Не ранее 1 ноября 01 1 раз в год (но
обязательно пе-
ред составлением
годовой бухгал-
терской отчет-
ности)
Капитальные вложе-
ния
Не ранее 1 декабря 08 То же
Незавершенный ка-
питальный ремонт и
расходы будущих
периодов
Не ранее 1 октября 20, 31 1 раз в год
Малоценные и быст-
роизнашивающиеся
предметы
Не ранее 1 октября 12 То же
Библиотечные фонды Не определен 01 В порядке, уста-
навливаемом ми-
нистерствами и
ведомствами
Материальные цен-
ности
Не ранее 1 октября 10 1 раз в год
Денежные средства,
денежные докумен-
ты, ценности и
бланки строгой от-
четности
Не определен 50, 56, 006 1 раз в месяц
Расчеты с банками
по расчетным и
другим счетам,
ссудам, полученным
из бюджета средс-
твам и т.д.
То же 51, 52, 55 По мере получе-
ния выписок бан-
ка
Расчеты по плате-
жам в бюджет
-"- 67, 68, 69 1 раз в квартал
Расчеты с филиала-
ми, выделенными на
самостоятельный
баланс, и с вышес-
тоящими организа-
циями
-"- 78 На 1-е число
каждого месяца
Расчеты с дебито-
рами и кредиторами
-"- 60, 62, 76 2 раза в год (но
обязательно пе-
ред составлением
годовой бухгал-
терской отчет-
ности)

Примечание.

1. В некоторых случаях инвентаризация проводится только по прямому указанию соответствующего министерства или ведомства, например инвентаризация библиотечных фондов.

2. Если законодательно срок проведения инвентаризации не установлен, то организация может определить его самостоятельно, что необходимо отразить в учетной политике.


Особенности отражения результатов инвентаризации в негосударственных образовательных организациях


В бухгалтерской литературе можно встретить рекомендации проводить две инвентаризации: первую, так называемую предварительную (до закрытия счетов), - в конце года, вторую - по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом которой будут закрываться счета. Речь идет об оприходовании выявленных излишков и недостач имущества.

Одним из источников формирования имущества организации являются добровольные имущественные взносы и пожертвования (ст.26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), подарки. Гражданский кодекс Российской Федерации относит пожертвование к одному из видов дарения. Отличительный признак пожертвования - назначение дара, его общеполезная цель. Общая польза предполагает неопределенное число лиц, которые могут пользоваться даром. Если же средства предназначаются конкретному лицу без определенного назначения, то имеет место обычный договор дарения (ст.582 ГК РФ). Заметим, что пожертвование (как разновидность договора дарения) должно быть совершено в письменной форме, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом МРОТ. В случае, когда в качестве дара преподнесено недвижимое имущество, оно подлежит государственной регистрации (ст.574 ГК РФ).

Если в результате инвентаризации выявлен факт неоприходования такого имущества, то его следует оприходовать по рыночной стоимости на дату инвентаризации и зачислить соответствующую сумму на увеличение доходов у некоммерческой организации.

Возникает вопрос: как отражаются доходы и расходы в учете негосударственной образовательной организации? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существует мнение, что доходы и расходы у такой организации отражаются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". Если данная организация занимается еще и предпринимательской деятельностью, то финансовый результат от этого вида деятельности рекомендуется отражать на счете 80 "Прибыли и убытки". Вместе с тем ведение учета доходов и расходов на счете 96 противоречит основной цели бухгалтерского учета - выявлению реального финансового результата на принципах постатейного учета доходов и расходов. Так как деятельность негосударственной образовательной организации согласно официальной классификации, утвержденной Госкомстатом России, относится к сфере услуг, выручка от нее должна отражаться на счете 46 "Реализация продукции, работ и услуг". Соответственно на дебете этого счета нужно показывать себестоимость оказанных услуг.

Таким образом, при закрытии счета 46 выявляется финансовый результат негосударственной образовательной организации. Полученная прибыль освобождается от налогообложения при условии ее использования на обеспечение образовательного процесса.

Если негосударственная образовательная организация занимается другими видами деятельности, то их учет также должен осуществляться на счете 46 по соответствующим субсчетам. При таком подходе к учету становятся прозрачными и прибыль, и расходы по всем видам деятельности: становится понятно, куда негосударственная образовательная организация направляет полученную прибыль.

Кроме того, ведение учета доходов и расходов на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" противоречит принятому методу формирования себестоимости, поскольку по своей сути является так называемым котловым методом.

Вернемся к вопросу определения рыночной стоимости имущества негосударственной коммерческой организации, выявленного при инвентаризации. Согласно п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета организация самостоятельно формирует текущую рыночную стоимость на основе цены, действовавшей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Таким образом, порядок оприходования имущества, выявленного в результате инвентаризации, будет зависеть от того, к какому виду оно относится: непроизводственному, предназначенному для образовательной деятельности, или производственному, использующемуся для извлечения прибыли. Мы рекомендуем в учетной политике разграничить основные средства в зависимости от их назначения.

В настоящей статье мы не будем рассматривать порядок оприходования и списания производственного имущества, он аналогичен порядку, действующему для коммерческих организаций, и подробно описан. Поясним лишь, как действует порядок описания непроизводственного имущества для негосударственных образовательных организаций, имеющих один вид деятельности, - оказание образовательных услуг.

Как мы указывали выше, доходы организации, занимающейся только образовательной деятельностью, отражают на кредите счета 96 "Целевые финансирование и поступления". Следовательно, оприходование излишков имущества отражается проводкой:

Д 01, 04, 06, 10, 12, 58 - К 96 - на рыночную стоимость.

Соответственно расходы отражаются на дебете счета 96.

Предположим, выявлены объекты, не пригодные к дальнейшей эксплуатации и не подлежащие восстановлению. Составляется их специальная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также возможных источников списания этих объектов. При выбытии основных средств в результате ликвидации заполняется акт на списание формы N ОС-4 (или N ОС-4а - при списании автотранспортных средств).

Если объект основных средств списывается в результате полного износа, то делаются следующие проводки:

Д 47 - К 01 - на первоначальную стоимость;

Д 02 - К 47 - на начисленный износ.

Если объект подвергался дооценке, то ее сумма списывается за счет добавочного капитала в пределах имеющейся суммы (п.102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).

В учете делается проводка:

Д 87 - К 47.

Кроме того, необходимо сделать следующие записи:

Д 10 - К 47 - приходуются детали и узлы как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а непригодные детали и узлы приходуются как вторичное сырье;

Д 47 - К 96 - списывается результат от выбытия объекта основных средств.

Если объект основных средств списывается в результате преждевременного выбытия из эксплуатации, то возможны два варианта.

1. Списание за счет виновных лиц:

Д 84 - К 47 - отражается стоимость недостающих основных средств;

Д 73, субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - К 84 - отражаются суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц;

Д 70 (50) - К 73-3 - отражаются суммы, удержанные с работников или поступившие за недостачи наличными в кассу.

2. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются на увеличение расходов у негосударственной образовательной организации проводками:

Д 84 - К 47 - отражена стоимость недостающих основных средств;

Д 96 - К 84 - отражены суммы недостач.

Что касается налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при приобретении имущества, то у негосударственных образовательных организаций он к зачету по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" не принимается, а учитывается за счет соответствующих источников финансирования (п.20 Инструкции Госналогслужбы России N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость") на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". Поэтому при списании не полностью изношенных основных средств входной НДС, приходящийся на остаточную стоимость, не восстанавливается.

Если в результате инвентаризации выявляется оборудование, по каким-либо причинам не использующееся в деятельности негосударственной образовательной организации, то принимается решение о его реализации. Обратите внимание: реализация основных средств такой организации для целей налогообложения относится к предпринимательской деятельности (ст.47 Закона об образовании). Результат отражается на счете 80 "Прибыли и убытки".

В заключение можно сказать, что несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться, и противоречивое отношение отдельных официальных структур и населения к негосударственному сектору высшего образования, он будет развиваться. Представляется, что со временем негосударственное образование будет дополнять государственное, больше отвечающее потребностям общества. В связи с этим вопросы бухгалтерского учета в организациях данной сферы потребуют всесторонней проработки.


В.М. Матвеева,

доцент Российского

университета дружбы народов,

канд. экон. наук


Г.В. Тимофеева,

аудитор


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение