Интеграция банковского и общего аудита в условиях внешнеэкономической деятельности (Е.М. Дарбека, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 6, июнь 2000 г.)

Интеграция банковского и общего аудита в условиях внешнеэкономической деятельности


Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) организации подлежит контролю со стороны различных контролирующих органов и организаций. Целью такого контроля в основном является проверка правильности ведения валютных операций, предотвращение утечки капитала за границу, проверка законности проведения внешнеэкономических сделок.

К проблеме валютного контроля обращаются многие специалисты. Одни рассматривают проблемы утечки капитала за границу*(1), другие - проблемы контроля товарных операций, совершаемых в валюте*(2). Валютный контроль является предметом исследования при оценке соблюдения таможенного законодательства*(3). Практики отмечают, что государство реализует комплекс административных мер, чтобы обеспечить максимально полный возврат валютной выручки от экспортных поставок. Для этого и принимаются различные формы отчетности по валютному контролю.

Аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут использовать единые подходы к аудиту ВЭД в рамках банковского и общего аудита. Это возможно, по мнению автора, в случае использования механизма валютного контроля, действие которого основано на сопоставлении передаваемой таможенными органами информации о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, уплаченных за данный товар, и дате поступления экспортной выручки. При этом экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Результаты сопоставления отражаются в паспорте экспортной сделки.

Кроме того, контролируется расходование валютных средств организации, снимаемых с валютных счетов на командировочные расходы. Основные элементы методики аудита и учета операций по расчетам с подотчетными лицами, в том числе в иностранной валюте, также предложены некоторыми специалистами*(4).

При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, ввозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с режимом экспорта, по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки), предусматривающим расчеты в иностранной валюте, учитывается, что требование обязательного зачисления на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта в сроки, определенные законодательством для исполнения текущих валютных операций или Банком России для валютных операций, связанных с движением капитала, установлено ст.98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п.7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок").

Таможенный орган, принимая груз к оформлению, требует сообщать реквизиты валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка (эта информация содержится в паспорте сделки). По окончании таможенного оформления груза в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением о зачислении уполномоченным банком валютной выручки от экспорта.

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов:

1) предварительный контроль;

2) информационно-аналитический контроль;

3) окончательный документальный контроль*(5).


Этапы контроля ВЭД


Предварительный контроль включает в себя определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.

При информационно-аналитическом контроле изучается формирование учетных карточек валютного контроля, отслеживается их направление в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, проверяются получение и обработка учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявленных нарушителях валютного и таможенного законодательства. В процессе информационно-аналитического контроля проверяется заполнение учетных карточек на основании таможенной декларации, в соответствии с которой было проведено таможенное оформление товара, и факт передачи этих карточек в уполномоченный банк. Учетные карточки, поступившие в банк, содержат информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы Российской Федерации. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетные карточки информацию о движении средств, которыми оплачивается данный товар.

При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) по истечении 180 дней со дня экспорта товаров проводят их анализ*(6). Учетные карточки, в которых содержится информация о незачислении валютных средств от экспорта товаров, передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности, предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.

При окончательном документальном контроле таможенные органы проводят целевые проверки экспортеров по возможным фактам непоступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

Технологически схема валютного контроля базируется на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций. В рамках автоматизированной информационной системы ведутся анализ и сопоставление этих двух информационных потоков.

Таким образом, таможенные органы работают в непосредственном контакте с уполномоченными банками, отслеживая своевременность поступления валютной выручки в Российскую Федерацию. Объектом валютного контроля является организация-экспортер, которая также имеет всю информацию о совершаемых операциях.

В основу применения интеграционного метода аудита положено наличие единой информации о внешнеэкономических сделках не только в организации, но и в уполномоченном банке. Если сравнить источники информации для аудита ВЭД организации и аудита ВЭД банка как участника ВЭД (ибо банк обязан не только обслуживать организации, но и выполнять функции агента валютного контроля), то можно увидеть, что это одинаковые по назначению и форме документы. Наличие таких документов свидетельствует о соблюдении методологии учета и контроля, т.е. о применении метода дублирования документов и, следовательно, о наличии одинаковых экземпляров в нескольких контролирующих органах.


Информационные источники аудита ВЭД


Для наглядности сгруппируем документы, служащие источниками информации для проведения аудита ВЭД, в таблице.


Вид документа Наличие
в банке
Наличие в
организации
1. Документы на открытие валютного счета (кар-
точка образцов подписей, учредительные доку-
менты, заявление на открытие счета, документы
о постановке на учет в налоговых органах и
внебюджетных фондах, органах статистики, до-
говор на расчетно-кассовое обслуживание, до-
кумент об оплате за открытие счета и др.)






+






+
2. Документы, подтверждающие полномочия лиц,
подписывающих внешнеторговые документы и рас-
поряжающихся валютными счетами


+


+
3. Выписки из лицевых счетов + +
4. Платежные документы + +
5. Внешнеторговые контракты (договоры) и все не-
обходимые дополнения и изменения к ним
+ +
6. Паспорта сделок + +
7. Грузовые таможенные декларации (копии) + +
8. Учетные карточки таможни (подлинники, копии) + +
9. Товаро-сопроводительные документы, на основа-
нии которых проводится оплата по аккредитив-
ной форме (инкассо)
+ +
10. Товаро-сопроводительные документы - при ис-
пользовании банковского перевода
- +
11. Досье клиентов банка по открытым паспортам
сделок
+ -
12. Регистры аналитического учета паспортов сде-
лок, позволяющие контролировать своевремен-
ность поступления экспортной выручки (журналы
регистрации)
+ +
13. Документы, которыми оформляются результаты
внутреннего контроля и аудита исследуемого
раздела учета
+ +
14. Документы об обязательной продаже валютной
выручки
+ +
15. Заявления на проведение экспертиз обоснован-
ности недополучения или задержки получения
экспортной валютной выручки. Выписки из про-
токолов заседаний экспертной группы МВЭС Рос-
сии о результатах экспертизы
+ +
16. Расчеты и заявления на обязательную продажу
части валютной выручки
+ +
17. Внутрибанковские документы, подтверждающие
расходы организации (доходы банка) в части
комиссии банка и биржи за обязательную прода-
жу части валютной выручки и выполнение функ-
ций агента валютного контроля
+ +
18. Отчеты банка, представляемые в Банк России + -
19. Отчеты банка, представляемые в таможенные ор-
ганы
+ -

Основные контролируемые элементы первичной учетной документации в организации и в уполномоченном банке совпадают, несмотря на то что они по-разному отражают информацию в своем аналитическом и синтетическом учете, формируют регистры и сводные отчетные формы.

Содержащаяся в перечисленных документах информация необходима аудитору для сбора аудиторских доказательств. Поскольку объективность доказательств зависит от их источника, по отношению к организации информация, полученная из банка, будет являться внешней и ее вес в совокупности всех других доказательств, собранных в процессе аудита, будет более значимым. Такие доказательства согласно п.2.3.2 Правила (стандарта) "Аудиторские доказательства" могут быть получены по запросу аудиторской организации. По отношению же к банку внешней будет информация, полученная по запросу, направленному организации - клиенту банка. Хотя точно такая же информация, полученная по документам самого банка, - внутренняя и, следовательно, менее объективная (доказательная).

Для получения внешних доказательств существуют определенные препятствия. Так, законодательно не закреплена обязанность экономического субъекта отвечать на запросы аудитора. Организация и банк сами принимают решение, отвечать им на запрос аудитора или нет. Если даже аудитор сошлется в своем запросе на положения аудиторских стандартов, это не обязывает экономический субъект отвечать на запрос аудитора.

Еще одним препятствием для получения внешних доказательств являются традиции ведения бухгалтерского учета. Каждый экономический субъект имеет свои традиции, свою культуру учета, поэтому возможности ответить на получаемые запросы у различных организаций разные. В настоящее время ответственность предусмотрена только за непредставление ответа на официальный запрос налогового органа (гл.15 - 16 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вероятность получение ответа на запрос аудитора достаточно мала. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится.

При формировании мнения о достоверности отчетности аудиторская организация может использовать информацию, которой располагает сама, т.е. сведения, которые получены в ходе аудиторской деятельности этой организации. Это могут быть, например, данные о результатах аудита банка и аудита ВЭД организаций, которые обслуживаются в данном банке. Таким образом реализуется интеграционный подход к аудиту ВЭД. Особенно актуален этот подход для отдельных регионов, в которых действует небольшое число самостоятельных банков, обслуживаемых одной и той же аудиторской организацией.

Интеграционный подход, применяемый в рамках одной аудиторской организации, позволяет повысить объективность аудиторских доказательств, что в свою очередь снижает аудиторский риск, следовательно, может быть уменьшен объем аудиторских выборок и снижены трудозатраты аудиторской организации в целом. Комплексное изучение характера ошибок, допускаемых экономическими субъектами - участниками ВЭД, позволит аудиторской организации установить причины их возникновения и подготовить для своих клиентов рекомендации по устранению этих ошибок.

Аудиторская организация может проводить тематические совместные семинары для организаций и банков, которые обслуживают эти организации. В результате чего, несомненно, повысится качество ведения бухгалтерского учета, имидж самой аудиторской организации, ее клиенты получат уверенность в том, что учет у них ведется без ошибок, следовательно, значительно снизился риск возникновения ответственности. В работе таких семинаров желательно участие контролирующих органов, в частности, таможенных органов, представителей отделений национальных банков и органов валютного контроля. Правда, на уровне регионов это сделать гораздо проще, чем на уровне Российской Федерации.

Реализация интеграционного подхода возможна на основе единых форм рабочей документации, используемой аудиторской организацией при проведении аудита ВЭД как в банках, так и в организациях.

Существуют общие контрольные точки при проверке любой организации.

1. Законность совершения операций по валютному счету (полномочия лиц на открытие валютного счета (текущего и транзитного), наличие соответствующих лицензий на ВЭД, учредительные документы).

2. Полнота представленных документов - непрерывность ведения учета по валютным счетам (сличаются и прослеживаются первичные банковские документы по счету). Наличие всех отчетов, предусмотренных условиями расчетно-кассового обслуживания и нормами законодательства, а также контрактов, оформленных в соответствии с международными правилами. Соответствие условий контрактов, заключенных организацией, данным паспортов сделок.

3. Своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета операций по зачислению экспортной валютной выручки.

4. Порядок обязательной продажи части валютной выручки (данные об исполнении конкретного контракта по счетам в уполномоченных банках).

5. Своевременность предоставления в банк отчетов об использовании иностранной валюты, снятой с текущего валютного счета, на командировочные расходы. Обоснованность расходования этой валюты.

6. Доказательства объективности непоступления экспортной валютной выручки (переписка клиента, заключения МВЭС России и Торгово-промышленной палаты).

7. Наличие соответствующих лицензий и квот на осуществление экспортной сделки в случаях, предусмотренных законодательством (см.: Федеральный закон "Об экспортном контроле").

8. Своевременность и правильность переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; полнота ее отражения в аналитическом учете.

9. Эффективность системы внутреннего контроля движения экспортных товаров в организации и поступления валютной выручки в банк.

10. Обоснованность платежей в иностранной валюте, предусмотренных контрактом.

11. Обеспечение контроля за возмещением валютных платежей организации, выполненных по просьбе контрагента и не входящих по условиям поставки в обязанности экспортера.

Такая методика, на наш взгляд, едина для разработки общего плана аудита и детализированной программы аудита но каждому клиенту. Она позволяет выявить ошибки, которые возникают при отражении операций по счетам и связаны, как правило, с нарушением сроков проведения операций, неправильным определением объема валютной выручки, предназначенной для обязательной продажи, а также внесением изменений и дополнений в контракт после отгрузки товара.

Важное значение имеет планирование первичного документооборота до начала выполнения заключенных контрактов. Должны быть составлены систематизированные перечни первичных документов, подлежащих обязательному оформлению на соответствующих стадиях товародвижения и расчетов. Следует указывать ответственных за оформление и своевременную сдачу в бухгалтерию должностными лицами соответствующих документов.

Документооборот как необходимый элемент учета организации и банки должны отражать в учетной политике. Документооборот также подлежит контролю с точки зрения аудита.


Е.М. Дарбека,

Заместитель генерального директора

аудиторской фирмы "Хакаудит", г.Абакан


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Наговицин А. Валютный контроль как заслон утечке капитала за границу//Бизнес и банки. - N 31. - Август 1998.

*(2) Шалашов В.П. Валютные расчеты в Российской Федерации. - М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-Синтез", 1999. - 368 с.

*(3) Габричитзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 1998. - 496 с.

*(4) Мосин Е.Ф. Заграничные командировки: расходы, бухгалтерский учет, налогообложение, ответственность. - СПб.: ЗАО "ЭЛБИ", 1998. - 320 с.; Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: Изд-во "Дело и сервис", 1998. - 576 с.

*(5) Таможенный вестник. - 1996. - N 19. - С.1.

*(6) Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. - М.: Новый юрист, 1998. - С.59.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение