Организация управленческого аудита в учетной системе современного предприятия (Н.Т. Лабынцев, Р.Г. Михайленко, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 6, июнь 2000 г.)

Организация управленческого аудита в учетной системе
современного предприятия


Изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды и экономических условий предопределяет необходимость изменений в концепции отечественного бухгалтерского учета. В настоящее время российские предприятия при определении стратегических и тактических целей сталкиваются с проблемами организации производства, формирования и использования прибыли, регулирования издержек, увеличения имущества и объема выручки от реализации. Создание гибкой системы управления, основанной на применении управленческого учета в совокупности с управленческим аудитом, позволяет эффективно использовать систему информационного обеспечения и отчетности с получением ключевых, наиболее информативных показателей, дающих точную и объективную картину текущего положения предприятия. Такая система вместе с соответствующей системой планирования позволяет маркетинговым, сбытовым, производственным и другим службам предприятия работать во взаимодействии и обеспечивает оперативное получение информации, необходимой для корректировки стратегии и тактики управления предприятием.

В целях модификации действующей системы бухгалтерского учета 29 декабря 1997 г. была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве одного из основополагающих направлений развития отечественного бухгалтерского учета намечено формирование в системе финансового учета более объективной и достоверной информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов для внешних (заинтересованных) пользователей. Указанной Программой определяется срок разработки нового Плана счетов с более высоким уровнем аналитичности, а также предусматривается совершенствование порядка составления первичной учетной документации для создания более благоприятных условий формирования управленческой учетной системы.

При реализации поставленных задач помимо методов учета, выработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему управления предприятием, значительная роль в осуществлении эффективного управления отведена внутреннему (управленческому) аудиту.

Управленческий аудит - объективная, независимая, информационная и конструктивная оценка эффективности достижения предприятием поставленных целей и разработанной политики для выявления существующих и потенциально слабых и сильных сторон всех функций и операций, выполняемых хозяйствующим субъектом, и выработки рекомендаций по устранению недостатков. Поэтому управленческий аудит должен рассматриваться как управленческая функция.

Одно из наиболее актуальных требований, предъявляемых к организации внутреннего аудита, - предоставление внутренним пользователям информации в удовлетворяющем их требованиям объеме при минимально низких затратах. Очевидно, что выгода, полученная от использования такой информации, должна быть больше, чем затраты на обеспечение жизнедеятельности системы аудита. Жизненность системы внутреннего аудита подтверждается тем, что отчеты аудиторов используются на разных уровнях управления. Имея обратную связь, отчетная аудиторская информация служит базой для корректировки данных управленческого и финансового учета.

Таким образом, внутренний аудит тесно связан с финансовым и управленческим учетом, а его функции в определенной мере совпадают с контрольными функциями бухгалтерского учета на предприятии, функциями внешнего аудита и контрольной деятельностью налоговых и других государственных служб.

Учитывая закономерности формирования и движения плановой, нормативно-справочной и отчетной информации и основываясь на отдельных схемах документооборота каждого звена информационной системы, можно выделить два условия решения проблемы построения системы внутреннего аудита.

Первое условие: система внутреннего аудита должна обеспечивать информацией руководителей предприятия и давать возможность построения механизма управления производством, вследствие чего методология учета должна развиваться в направлении увеличения его информативности. Необходимо разработать оптимальную систему отчетной информации, включающей нормативные и плановые данные.

Это позволит создать второе условие: усилить регулирующую роль аудита, обеспечить необходимую связь между производственными, технологическими и экономическими службами предприятия, выполняющими работы по планированию, контролю, диспетчированию производства. Включая в систему аудита плановые и нормативные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ результатов деятельности подразделений, прогнозировать динамику экономических показателей и намечать направления развития производства.

Система внутреннего аудита должна строиться с учетом особенностей технологических процессов, их последовательности и характера взаимосвязи.

Исходя из специфики предприятия при создании системы внутреннего аудита четко определяют объекты производственного учета, что позволяет не только объединить плановую, нормативную и учетную информацию о движении ресурсов в процессе изготовления продукции, но и составить алгоритм проведения операций по учету и контролю, дающий возможность выявлять отклонения от плановых показателей в натуральном и стоимостном выражении.

Привлеченные для анализа данные, не относящиеся непосредственно к аудиту, расширяют информационное поле принятия соответствующих управленческих решений. Тем самым увеличивается зона охвата аудитом производственных операций и хозрасчетных взаимоотношений структурных подразделений.

Для нормальной работы внутренней системы аудита на предприятии необходим высокий уровень культуры управления и организации производства с четким разграничением полномочий, обязанностей и ответственности как по вертикали, так и по горизонтали. Это относится, в частности, к распределению должностных обязанностей и, значит, ответственности между управляющими высшего звена и главным бухгалтером. Несомненно, управленческий учет оказывает определенное организующее влияние на управленческие структуры, но поскольку цель внутреннего аудита - выработка рекомендаций по наиболее эффективному управлению хозяйственной деятельностью предприятия, при создании оптимального механизма управления большое значение имеет консультационная работа. Система внутреннего аудита обеспечивает постановку задач, которые должен решать управленческий учет.

Для того чтобы служба внутреннего аудита работала хорошо, она должна подчиняться лидеру данной организации в вопросах экономики вне зависимости от его должности.

Структура службы внутреннего аудита как контрольно-информационной системы должна быть сформирована таким образом, чтобы помогать уполномоченным сотрудникам предприятия принимать решения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, способствовать повышению эффективности их труда и выполнению ими контрольных функций, например, контролю за сохранностью имущества, соблюдением действующего законодательства и установленных на предприятии норм и правил. С помощью службы внутреннего аудита решаются также задачи прогнозирования, внутренней экспертизы и систематического анализа управленческих решений.

Возможны разные варианты организации службы управленческого аудита:

- она может быть самостоятельным подразделением и подчиняться совету директоров предприятия или одному из его директоров;

- может быть разделена на две группы с подчинением контрольно-ревизионной группы главному бухгалтеру, а экспертно-аналитической группы, например, генеральному директору предприятия или его заместителю по экономическим вопросам;

- может быть полностью подчинена главному бухгалтеру с обособлением ее в рамках бухгалтерской службы.

В целях экономии средств допустимо решение экспертно-аналитических и контрольных задач без образования обособленной аудиторской службы. В этом случае при директорате или в структуре бухгалтерии вводятся должности экспертов, в обязанности которых будет входить постановка и совершенствование системы анализа и контроля. Тогда исполнение решений по конкретным вопросам вменяется в обязанности соответствующим функциональным подразделениям с обобщением результатов в бухгалтерии.

Контрольно-ревизионные функции на предприятиях среднего и малого бизнеса может выполнять и главный бухгалтер, а некоторые управленческие вопросы по мере их возникновения подлежат решению с помощью независимых аудиторов со стороны.

При любом из вариантов построения структуры внутреннего аудита следует помнить, что его функции наряду с функциями учета являются не распорядительными, а вспомогательными, информационными. Поэтому необходимо особое внимание обратить на обеспечение максимально возможной независимости службы внутреннего аудита, чтобы в ней могла формироваться наиболее объективная и полная информация о деятельности предприятия в целом и об отдельных направлениях хозяйствования. Независимость службы внутреннего аудита тем более важна, что собранные ею сведения не только служат для принятия управленческих решений, но и являются основой оценки руководителями качества работы сотрудников нижестоящих уровней управления. Поэтому правильность подчинения вспомогательных управленческих структур, участвующих в формировании экономической информации, имеет первостепенное значение именно для службы внутреннего аудита.

Современное предприятие - это сложная с точки зрения управления структура, в которой постоянно циркулируют два встречных потока экономической информации: один поэтапно обслуживает производственный процесс (от обеспечения ресурсами до реализации продукции), другой служит целям проведения анализа (от предшествующего результата до начала нового производственного цикла).

Каждый работник верхнего уровня управления обычно имеет определенный, связанный с конкретными стадиями хозяйственного процесса круг полномочий и обязанностей. Для выполнения этих обязанностей необходим определенный объем подготовленной к установленному сроку и удовлетворительной по качеству информации. Возложение на такого работника задачи обеспечения качественной информацией направлений деятельности, которые не входят в его непосредственные обязанности, либо будет отвлекать его от исполнения этих обязанностей, что снизит эффективность принимаемых им решений, либо скажется на качестве информации предоставляемой другим структурам.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что наиболее правильным представляется создание единой системы обеспечения экономической информацией с подчинением главному бухгалтеру как лицу, в прямые обязанности которого входит формирование экономической информации о хозяйствующем субъекте и который не располагает распорядительными полномочиями в части управления производственной деятельностью.

Возможно прямое подчинение службы внутреннего аудита высшему коллегиальному органу управления, например совету директоров, или высшему должностному лицу, предположим, генеральному директору. Но в этом случае тесно взаимосвязанные функции учета, контроля и экономического анализа будут выполняться не так эффективно, поскольку реализовывать их придется разным подразделениям. Сказанное становится очевидным при рассмотрении схемы функционирования системы внутреннего аудита в структуре управления. Так как весь объем информации о хозяйственных операциях накапливается в системе бухгалтерского учета и необходимо сохранять эту информацию и соблюдать коммерческую тайну, никто кроме руководителя бухгалтерской службы не может дать распоряжения о подготовке и систематической либо разовой передаче любого объема хранящейся в бухгалтерии информации. Поэтому при выделении службы внутреннего аудита в самостоятельную структуру неизбежно удлиняется процедура получения и эффективного использования оперативной информации или создается параллельная информационная структура с дублированием первичных документов и учетных процедур, что экономически невыгодно и вызовет снижение качества и ухудшение сохранности информации.

Выбор варианта организации службы внутреннего аудита зависит от характера деятельности и особенностей управленческой структуры предприятия, внутрихозяйственных связей, сложившихся в течение длительного периода, и должен быть сделан руководителями предприятия.

Кроме того, представляется важным, что при любых вариантах организации службы внутреннего аудита в целях экономии средств, обеспечения эффективности ее работы и сохранения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, деятельность этой службы должна быть строго регламентирована.

Поэтому предприятию необходимо принять положение о службе внутреннего аудита, где будут предусмотрены порядок ее работы (структура, подчиненность, правила доступа к внутренней информации и выдачи заключений и рекомендаций) и (с учетом сложности стоящих перед данной службой задач и возможностей ее влияния на микроклимат в коллективе) требования к деловым и личным качествам персонала этой службы. Сотрудник службы внутреннего аудита должен иметь высокую квалификацию в различных областях экономики, права и др. и, кроме того, уметь выделить из общего потока и оценить информацию, необходимую для решения стоящей перед ним задачи.

Обобщая сказанное, отметим, что внутренний (управленческий) аудит как элемент хозяйственной системы предприятия влияет на все стороны деятельности данного предприятия и является неотъемлемой частью его экономической структуры, поэтому необходима детальная проработка вопросов, связанных с созданием и работой соответствующей службы.


Н.Т. Лабынцев,

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета

и аудита в промышленности РГЭА,

президент РТИПБ, генеральный директор

аудиторской фирмы "А.У.Д.И.",

д-р экон. наук, профессор,

г.Ростов-на-Дону


Р.Г. Михайленко,

Ассистент кафедры бухгалтерского учета

и аудита в промышленности РГЭА,

старший аудитор аудиторской фирмы "А.У.Д.И.",

г.Ростов-на-Дону


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.