Изменения в валютно-экспортном контроле (В.М. Зарипов, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2000 г.)

Изменения в валютно-экспортном контроле


Спустя шесть лет после принятия Инструкции от 12 октября 1993 г. N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" Банк России и ГТК России издали новую Инструкцию (от 13 октября 1999 г. N 86-И, 01-23/26541) с тем же названием*(1) . На первый взгляд изменения коснулись лишь формальной стороны документа и некоторых технических вопросов организации контроля. Однако Инструкция от 13 октября 1999 г. несет в себе ряд принципиально новых по сравнению с прежней Инструкцией положений, которые необходимо учитывать экспортерам. Эти положения особенно важны с точки зрения ответственности за непоступление валютной выручки, остающейся для экспортеров серьезной проблемой.

Чтобы новшества были более очевидны, рассмотрим предысторию принятия новой Инструкции. Еще 3 декабря 1998 г. Верховный Суд Российской Федерации своим Решением N ГКПИ 98-630 признал Инструкцию от 12 октября 1993 г. незаконной и не подлежащей применению. По мнению заявителя жалобы - акционерного общества "Фосфорит", Инструкция от 12 октября 1993 г. обязывает экспортеров перечислять валютную выручку независимо от ее реального перечисления иностранным агентом. В соответствии с п.2.1 данной Инструкции экспортеры обязаны были обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Пунктом 3.2 этой же Инструкции предусматривалось, что "с подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за: зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту". Такой порядок ставит российских экспортеров в невыгодное положение в тех случаях, когда иностранный контрагент не выполняет условий сделки по оплате поставленного товара, т.е. экспортер не получает причитающуюся ему валютную выручку. Заявитель жалобы также отметил, что данная Инструкция не зарегистрирована и не опубликована в установленном законодательством порядке и потому не подлежит применению.

Признавая рассматриваемую Инструкцию незаконной, ВС РФ указал в своем Решении лишь на формальное основание для этого - отсутствие факта регистрации в Минюсте России. В Решении не был приведен довод заявителя жалобы относительно фактического несоответствия Инструкции от 12 октября 1993 г. законодательству о валютном регулировании и валютном контроле, вследствие чего этому весьма существенному доводу не была дана судебная оценка. В результате важный для экспортеров вопрос об ответственности, к сожалению, остался за пределами судебного разбирательства.

Решением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.И. Давыдова от 13 января 1999 г. N 8-6718-98 исполнение Решения ВС РФ от 3 декабря 1998 г. было приостановлено (письма ГТК России от 8 февраля 1999 г. N 11-15/3080 и Банка России от 27 января 1999 г. N 39-Т). По всей видимости, такое решение было принято прокурором в связи с тем, что отсутствие таможенно-банковского контроля за поступлением экспортной валютной выручки могло привести к незаконной утечке капитала и ущемлению интересов государства. Так или иначе, но в течение 1999 г. Инструкция от 12 октября 1993 г. сохраняла силу под "честное слово" прокурора и применялась и таможенными органами, и банковскими учреждениями. Однако это не могло продолжаться бесконечно, и была разработана и утверждена новая Инструкция, лишенная многих недостатков прежней.

Характеризуя в целом новый документ, можно отметить, что Инструкция от 13 октября 1999 г. стала более "компактной": исключены многие сугубо технические вопросы, устранены противоречия и несоответствия законодательству. Серьезные же изменения, на которые необходимо обратить внимание, заключаются в следующем.

1. В пункте 1.2 новой Инструкции дано определение выручки: выручка за экспортируемые товары - это денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. В соответствии с п.2.1 данной Инструкции экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и валютный счет (если иное не разрешено Банком России). Таким образом, с момента вступления в силу Инструкции от 12 октября 1999 г., т.е. с 1 января 2000 г., валютно-экспортный контроль распространяется как на иностранную валюту, так и на рубли*(2), а также на клиринговую валюту (см. п.1 Положения Банка России и ГТК России от 22 декабря 1999 г. N 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541". Указанное Положение фактически является продолжением Инструкции от 13 октября 1999 г.).

В настоящее время не установлены достаточно четкие и эффективные меры валютного контроля лишь в отношении экспорта и импорта работ и услуг, однако органы валютного контроля разрабатывают проекты нормативных актов, которые позволили бы закрыть последнюю лазейку для незаконной утечки капитала за рубеж. Возможно, контрольные и информационные функции будут возложены на уполномоченные банки как на агентов валютного контроля.

2. В соответствии с п.2.2 новой Инструкции экспортер вправе без разрешения Банка России уплачивать нерезиденту неустойку (штраф, пеню) при определенных условиях (наличии в контракте соответствующих положений, неисполнение экспортером условий о качестве, количестве и сроках поставки и т.п.). Экспортер вправе также осуществлять без дополнительного разрешения переводы в некоторых случаях (например, в случае, если товары оказались безвозвратно утерянными в момент, когда риски несла российская сторона). В данном случае, вероятно, имеется в виду возврат авансов или иные аналогичные платежи. Необходимо отметить, что экспортер не вправе уплачивать нерезиденту штрафные санкции и делать переводы в иных случаях, не предусмотренных п.2.2 Инструкции от 13 октября 1999 г., например, если договором предусмотрен штраф за иные нарушения договорной дисциплины, не связанные с качеством, количеством и сроками поставки товаров. Указанное разрешение не распространяется на выплату штрафных санкций по договорам на импорт товаров: выплатить штраф за просрочку оплаты импортного товара можно только в рублях (в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 июня 1993 г. N 16) или в иностранной валюте по разрешению Банка России.

Неустойки и платежи должны оплачиваться с валютного счета экспортера за счет валютной выручки, оставшейся после обязательной продажи части валютной выручки. Данный вывод можно сделать на том основании, что в Инструкцию Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" изменения не внесены. Напомним, в п.8 что данной Инструкции предусматривается исчерпывающий перечень платежей, осуществляемых с транзитного валютного счета, т.е. до обязательной продажи валютной выручки.

3. В соответствии с п.2.3 новой Инструкции при неполучении (несвоевременном получении) экспортной выручки решение о привлечении экспортера к ответственности принимают таможенные органы. Это означает, что с 1 января 2000 г. привлечение к ответственности будет осуществляться только на основании ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации. Ранее экспортеров нередко штрафовала либо Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (на основании п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), либо таможенные органы (на основании ст.273 ТК РФ), либо эти два органа одновременно*(3). С 1 января 2000 г. неопределенность в данном вопросе устранена*(4): за непоступление выручки от экспорта товаров штрафовать будут только таможенные органы, а за непоступление выручки от экспорта работ и услуг - налоговые органы.

4. В соответствии с п.3.9 новой Инструкции банк может отказать в подписании паспорта сделки, например, в случае несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям нормативных актов. В таком случае можно либо внести необходимые изменения в контракт, либо обжаловать действия банка в суде, если экспортер считает, что валютные операции соответствуют законодательству, либо получить положительное разъяснение от учреждений Банка России по возникшему вопросу. Однако целесообразнее до заключения контракта провести предварительные консультации с обслуживающим банком.

5. Как следует из п.5.5 и 5.7 новой Инструкции, экспортер вправе самостоятельно распределять поступающую выручку по произведенным отгрузкам либо предоставить банку право распределять полученную выручку исходя из более ранних отгрузок.

6. Инструкцией от 12 октября 1993 г. устанавливалось, что зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России. В действующей в настоящее время Инструкции поступление выручки на иной счет рассматривается как вполне допустимая ситуация, не приводящая к нарушению. Вместе с тем поступившая выручка в целях контроля перечисляется на счет в банке, оформившем паспорт сделки.

7. В пункте 5.11 новой Инструкции предусмотрено автоматическое закрытие паспорта сделки по истечении установленного срока. Ранее паспорт сделки закрывался либо в случае полного поступления выручки, либо в случае предоставления документов, подтверждающих обоснованность ее непоступления. Необходимо иметь в виду, что согласно названной Инструкции закрытие паспорта сделки не означает прекращения таможенно-банковского контроля за поступлением выручки. Поэтому в случае непоступления или просрочки поступления выручки необходимо принять все меры к зачислению выручки или обоснованию ее непоступления (направить претензии, иски, получить заключение соответствующего подразделения Министерства торговли и т.п.).

8. В пункте 6.8 новой Инструкции предусмотрено правило, которое значительно улучшает положение экспортеров. Данное правило означает, что срок в 90 дней может отсчитываться не с момента принятия решения о выпуске товаров и не с даты отгрузки товаров, а с даты фактического пересечения товаром российской границы. Тем самым срок зачисления выручки увеличивается на срок перевозки товара по территории России, нахождения товара на складе временного хранения и т.д. Порядок подтверждения даты фактической отправки предусмотрен для экспортеров, использующих льготу по НДС в связи с экспортом товаров. Поскольку иной порядок в настоящее время не предусмотрен, отметки пограничных таможенных органов на ГТД или иных документах могут быть использованы и для предъявления их в банк, оформивший паспорт сделки. Доказательствами могут служить ответы пограничных таможенных органов на запросы экспортера.

9. Пунктом 9.1 новой Инструкции не предусматривается ответственности за непредоставление информации о внесенных в контракт изменениях. В связи с этим штраф в размере 10 руб., в том числе наложенный до 1 января 2000 г., с экспортеров не взыскивается.

10. В паспорте сделки, оформляемом в соответствии с новой Инструкцией, не указывается валюта платежа. Это позволяет сторонам определять денежные обязательства в соответствии с п.2 ст.317 ГК РФ, а валюту платежа в случае необходимости уточнять (заменять на иностранную) непосредственно перед оплатой. Особенно это актуально в связи с тем, что, как следует из п.5 Положения от 22 декабря 1999 г., "в случае, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, оформление ПС производится уполномоченным банком без представления экспортером специального разрешения". Поскольку превышение срока в 90 дней при расчетах в рублях не является неправомерным, можно сделать вывод, что экспортер не может быть оштрафован за непоступление рублевой выручки от экспорта товаров в срок, предусмотренный контрактом (полгода, год и т.д.). Значит, если в экспортном контракте в качестве валюты платежа были указаны рубли и при этом произошла просрочка расчетов, независимо от того, в какой валюте поступит плата, экспортер не может быть оштрафован за непоступление валютной выручки или просрочку поступления валютной выручки. Следует подчеркнуть, что у таможенных органов по данному вопросу может быть иная позиция.

11. В паспорт сделки введена новая графа, содержащая информацию о наличии или отсутствии в контракте штрафных санкций. В случае отсутствия штрафных санкций сделка рассматривается как подозрительная*(5), поэтому в контракте желательно предусматривать штрафные санкции иностранного покупателя.

12. В пункте 6 Положения от 22 декабря 1999 г. подтверждается, что при наличии у собственника товара договора комиссии именно комиссионер является экспортером для целей валютного контроля (для целей использования льготы по НДС экспортером признается собственник товара). Ответственность за непоступление выручки несет данный комиссионер. Этот момент производители продукции (как правило, крупные предприятия) могут использовать с целью минимизации рисков ответственности за непоступление экспортной выручки, заключив экспортные контракты через комиссионеров,дочерние организации.

13. В соответствии с п.11 Положения от 22 декабря 1999 г. уполномоченные банки вправе издавать внутрибанковские инструкции по осуществлению валютного контроля, которые не могут изменять правила, установленные Инструкцией от 13 октября 1999 г. Как правило, такие инструкции предусматривают порядок взаимодействия с клиентами банка по вопросам оформления паспортов сделок (предварительное консультирование, анализ контракта на соответствие законодательству, оперативное информирование и т.п.).

14. Плата за выполнение уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, возможность взимания которой предусмотрена п.11 Положения от 22 декабря 1999 г., на наш взгляд, по своей правовой природе является платой за гражданско-правовые услуги банка клиенту. Поэтому взимание такой платы и ее размер*(6) должны быть связаны с предоставлением клиенту реальных услуг (консультации, информирование и т.п.). Одно лишь оформление паспорта сделки, как нам думается, не является основанием для взимания платы, поскольку осуществляется исключительно в целях государственного контроля. Выполнение банками функций агентов валютного контроля должно финансироваться не за счет экспортеров, а за счет государства.

Издание Инструкции от 13 октября 1999 г. создает благоприятные условия для изменения практики применения ответственности за непоступление валютной выручки с целью приведения этой практики в соответствие с принципами справедливой и обоснованной административной ответственности*(7). Однако необходимость в совершенствовании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных актов валютного законодательства в части ответственности по-прежнему остается. Новая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ*(8), с другой - надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала. Если изменения в валютное законодательство не будут внесены, то исправлять "брак" законодателя в очередной раз придется Конституционному Суду Российской Федерации.

В.М. Зарипов,

Юрисконсульт фирмы "ФБК"


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В связи с принятием Инструкции от 13 октября 1999 г. утратило силу письмо Банка России и ГТК России от 21 января 1994 г. N 73, 01-20/746 (Положение Банка России N 107-П и ГТК России N 01-100/2 от 22 февраля 2000 г.).

*(2) Напомним, что с 1 января 1999 г. расчеты между резидентами и нерезидентами в рублях являются валютными операциями (ст.20 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики").

*(3) Привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение на основании разных норм является не только неправомерным, но даже абсурдным. Повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение недопустимо; такие действия государственных органов незаконны.

*(4) См. также: письмо ГТК России от 23 декабря 1999 г. N 11-15/32225 "О разграничении компетенции органов валютного контроля".

*(5) См.: Указание Банка России от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства".

*(6) Инструкцией от 12 октября 1993 г. был предусмотрен верхний предел такой платы - не более 0,15% от суммы контракта. Инструкция от 13 октября 1999 г. не предусматривает такой платы и не устанавливает ее размер.

*(7) Необходимость приведения правоприменительной практики в соответствие с юридическими принципами ответственности отмечается, в частности, в статье: Шубин Д.А. Санкции за нарушение валютного законодательства и общеправовые принципы юридической ответственности//Финансовые и бухгалтерские консультации.- 1999.- N 10.

*(8) О принципах административной ответственности см., в частности, Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.