Комментарий к Приказу Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. N 64н (И.В. Хаменушко, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 2, январь 2000 г.)

Комментарий к Приказу Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. N 64н
"Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки,
рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита
по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени,
подлежащих зачислению в федеральный бюджет"


Данный документ регулирует процедуры обращения налогоплательщика с заявлением об изменении срока уплаты налога, рассмотрения такого обращения, принятия по нему решения, а также порядок контроля за соблюдением условий, на которых предоставлены отсрочки (кредиты), и своевременным внесением налогов в бюджет по завершении периода предоставления отсрочек (кредитов).

Напомним, что возможность переноса срока уплаты налога закреплена гл.9 Налогового кодекса Российской Федерации. В Кодексе предусмотрены четыре формы изменения срока уплаты налога и пени:

1) отсрочка (ст.64 НК РФ) - изменение срока уплаты на период от одного до шести месяцев с последующей единовременной выплатой отсроченных платежей;

2) рассрочка (ст.64 НК РФ) - изменение срока внесения налога (пени) в бюджет на срок от одного до шести месяцев с поэтапным погашением возникающей задолженности;

3) налоговый кредит (ст.65 НК РФ) - изменение срока уплаты налога на период от трех месяцев до года. Заметим, что помимо срока предоставления налоговый кредит отличается от отсрочки (рассрочки) тем, что предоставляется на основе договора и за пользование им, как правило, начисляются проценты;

4) инвестиционный налоговый кредит (ст.66 - 67 НК РФ) - аналог налогового кредита. Он предоставляется по договору с налогоплательщиком на платной основе. Возврат инвестиционного кредита возможен в период от одного года до пяти лет. Сумма кредита может выплачиваться поэтапно.

Форму изменения срока уплаты выбирает налогоплательщик, руководствуясь причинами, побудившими его перенести исполнение обязательств перед бюджетом на более поздний срок. Если причиной служат тяжелые материальные условия, то целесообразно просить о предоставлении отсрочки (рассрочки). Если же причина - в необходимости сконцентрировать средства на развитие предприятия, то необходимо обращаться с заявлением о заключении договора инвестиционного налогового кредита.

Подчеркнем, что право принимать решение об изменении срока уплаты налога (пени) принадлежит не налоговым, а финансовым органам, исполняющим соответствующий бюджет. Применительно к федеральному бюджету таким органом является Минфин России (п.1 ст.63 НК РФ).

Следовательно, настоящий приказ Минфина России определяет порядок изменения срока уплаты федеральных налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Этот порядок также распространяется и на изменение срока уплаты пени по федеральным налогам в части сумм, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Следует также обратить внимание на то, что рассматриваемый документ адресован исключительно юридическим лицам - налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам (п.1 Порядка).

Процедура получения отсрочек, рассрочек и кредитов по налогам согласно Порядку состоит из следующих этапов.

1. Обращение юридического лица в Минфин России с заявлением. В зависимости от формы изменения срока уплаты налога к заявлению прилагают разные документы, подтверждающие обоснованность требований лица (см. разд.II Положения).

2. Принятие Минфином России решения об удовлетворении заявления либо об отказе в нем.

В случае удовлетворения заявления решение выносится:

в виде приказа Минфина России о предоставлении отсрочки (рассрочки);

путем заключения между юридическим лицом и Минфином России договора о предоставлении налогового (инвестиционного налогового) кредита.

В соответствии с Положением решение об отказе оформляется письмом Минфина России. В связи с этим у налогоплательщиков могут возникнуть трудности при попытке обжаловать отказ в арбитражном суде, так как необходимо будет доказать, что "письмо" является именно актом государственного органа, нарушающим права лица.

Вынесение решения Министерством может занять длительный срок. Пунктом 5 Положения на эту процедуру отводится один месяц. Если плательщик уверен в обоснованности своих требований, он может приостановить выплату налога уже в момент обращения в Минфин России, обратившись с ходатайством о временном приостановлении уплаты задолженности на период рассмотрения заявления. Ходатайство подлежит рассмотрению в течение недели. Однако приостановление платежей связано с определенным риском: если заявление об отсрочке (кредите) не будет удовлетворено, за период временного приостановления уплаты налога начисляется пеня.

Необходимо учитывать еще ряд важных моментов:

под действие Положения подпадают налоги, сборы и пени, обязательства по уплате которых возникли после введения в действие части первой НК РФ (1 января 1999 г.);

заключение договора об инвестиционном налоговом кредите связано с усилением государственного контроля за деятельностью налогоплательщика: помимо налоговых органов проверку деятельности организации может осуществлять Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России;

нарушение условий предоставления отсрочки, рассрочки, налогового (инвестиционного налогового) кредита дает право Минфину России:

в одностороннем порядке аннулировать отсрочку (рассрочку),

в судебном порядке досрочно расторгнуть договор налогового кредита (инвестиционного налогового кредита).

Разумеется, подробно говорить о достоинствах и недостатках утвержденного Минфином России Положения можно будет не ранее, чем появятся результаты его применения. Но уже сегодня можно констатировать, что издание такого документа - факт положительный. Конкретизируя нормы НК РФ, этот подзаконный акт ограничивает пределы административного усмотрения в такой конфликтной области, как получение согласия государства на уплату налогов в более поздние сроки.


И.В. Хаменушко,

зам. директора департамента налогов и права,

аудиторско-консультационная фирма "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.