Сфера обслуживания: бухгалтерский учет в автосервисе (В.Я. Кожинов, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 2-3, январь 2000 г.)

Сфера обслуживания: бухгалтерский учет в автосервисе


Предприятия автосервиса, выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, относятся к сфере бытового обслуживания населения. Их деятельность регламентируется ст.730-739 и 779-783 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Особенности взаимоотношений предприятий автосервиса с потребителями их услуг установлены в Законе РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1. Они конкретизируются в Правилах оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 639. Установленные правила отражают специфику проводимых работ и организацию документооборота.

Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей предназначены для удовлетворения личных нужд потребителей. До того как стороны заключили между собой договор, предприятие автосервиса обязано ознакомить заказчика:

с перечнем и формой выполняемых работ и оказываемых услуг;

с наименованием стандартов, в соответствии с которыми проводятся работы;

с номерами сертификатов на выполняемые работы и оказываемые услуги, сроками их действия и названием органов, их выдавших;

с ценами на работы и услуги;

с гарантийными сроками;

со сроками выполнения заказов;

с формами документов;

с перечнем льгот;

с правилами безопасного использования результатов выполненных работ и оказанных услуг.


Обязательная сертификация работ и услуг


Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, структура органов сертификации и порядок ее проведения изложены в Постановлении Госстандарта России "Об утверждении измененной редакции документа "Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" от 11 ноября 1994 г. N 21.

Качество выполняемых работ и оказываемых услуг должно отвечать требованиям:

безопасности жизни и здоровью граждан;

экологической безопасности;

предъявляемым к методам проверки, технологии исполнения, мастерству исполнителей.

Сертификацию проводят специально аккредитованные органы, в том числе испытательные лаборатории.

По легковым автомобилям перечень работ и услуг, подлежащих сертификации, и ссылки на соответствующие нормативные акты приведены в табл.1.


Таблица 1


Работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, подлежащие обязательной сертификации


N
п/п
Наименование
работ, услуг
Код Нормативная база
  Техническое обслужива-
ние легковых автомоби-
лей

017000
 
1 Регламентные работы 017101 ГОСТ 25478-91; ГОСТ 17.2.2.03-87;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
2 Контрольно-диагности-
ческие работы
017104 ГОСТ 25478-91; ГОСТ 17.2.2.03-87; РД
37.009.010-85;
РД-200-РСФСР-12-0150-81;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
3 Смазочно-заправочные
работы
017105 ГОСТ 25478-91;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
4 Регулировка фар 017106 ГОСТ 25478-91;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
5 Регулировка узлов
установки управляемых
колес
017107 ГОСТ 25478-91; РД 37.009.010-85;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
6 Регулировка топливной
аппаратуры бензиновых
двигателей
017108 ГОСТ 25478-91; ГОСТ 17.2.2.03-87;
РД 37.009.010-85
7 Регулировка топливной
аппаратуры дизельных
двигателей
017109 ГОСТ 25478-91
8 Электромеханические
работы на автомобиле
017110 ГОСТ 25478-91;
РД-200-РСФСР-12-0150-81
  Ремонт легковых автомо-
билей
017200  
1 Замена агрегатов, узлов
и деталей
017201 ГОСТ 25478-91; ГОСТ 17.2.2.03-87; РД
37.009.010-85;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
2 Ремонт двигателей 017202 ГОСТ 23435-79; ГОСТ 17.2.2.03-87; РД
37.009.010-85;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
3 Ремонт коробки переклю-
чения передач и ведущих
мостов
017203 ГОСТ 25478-91; РД 37.009.010-85;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
4 Ремонт передней подвес-
ки и рулевого управле-
ния
017204 ГОСТ 25478-91; РД 37.009.010-85
5 Ремонт тормозной систе-
мы
017205 ГОСТ 25478-91; РД 37.009.010-85;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
6 Ремонт электрооборудо-
вания
017206 ГОСТ 25478-91; РД 37.009.010-85;
РД-200-РСФСР-12-0150-81;
Положение о техническом обслуживании
и ремонте подвижного состава автомо-
бильного транспорта
7 Жестяно-сварочные рабо-
ты
017207 РД 37.009.024-92
8 Медницкие работы 017208 ГОСТ 25478-91
9 Подготовка к окраске и
окраска
017209 ГОСТ 9.032-74; ГОСТ 9.105-80; ГОСТ
9.402-80; РД 37.009.024-92; ГОСТ
9.010-80
10 Работы по защите от
коррозии и противошум-
ной обработке
017210 РД 37.009.024-92;
РД 3112199-0178-94
11 Шиномонтажные работы,
балансировка колес
017211 ГОСТ 25478-91;
Правила эксплуатации автомобильных
шин
12 Ремонт местных повреж-
дений шин и камер
017212 ОСТ 200-001-95; ТУ 38.108051-89;
Правила эксплуатации автомобильных
шин
13 Приемка шин на восста-
новление методом нало-
жения протектора
017214 ТУ 38.108050-89

Один из важных вопросов бухгалтерского учета - отнесение затрат на сертификацию выполняемых работ и оказываемых услуг. Поскольку сертификаты являются прямым свидетельством деловой репутации организации, согласно п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета они могут быть отнесены к нематериальным активам (если срок их действия - более 12 месяцев). Все затраты должны быть оприходованы на счет 04 "Нематериальные активы", а затем включены в себестоимость работ (услуг) через амортизацию:

Д 08 - К 51 - внесена плата органу сертификации;

Д 04 - К 08 - получен сертификат, зарегистрированный в Государственном реестре;

Д 20 - К 05 - начислена амортизация по сертификату.

В соответствии с п.56 Положения по ведению бухгалтерского учета амортизацию по нематериальным активам начисляют одним из двух методов:

1) линейным (равномерным) - исходя из срока полезного использования;

2) пропорционально объему выполненных работ (услуг).

Если срок использования сертификата меньше 12 месяцев, то затраты могут быть отнесены на счет 31 "Расходы будущих периодов".

При этом делаются следующие проводки:

Д 31 - К 51 - внесена плата органу сертификации и получен сертификат, зарегистрированный в Государственном реестре;

Д 20 - К 31 - начислена амортизация по сертификату (списана его стоимость).

В соответствии с Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств договор между предприятием автосервиса и потребителем услуг заключается в письменной форме. Если работы проводятся в присутствии заказчика (подкачка шин, диагностика, мойка автомобиля и т.п.), то могут быть выданы квитанция, талон, жетон, кассовый чек. В любом случае копия договора (иного документа) должна оставаться у потребителя.

Независимо от того предполагается осуществлять техническое обслуживание и ремонт всего автомобиля или отдельных его агрегатов, имеющих заводские номера, договор может быть заключен только при наличии у заказчика документов, удостоверяющих его личность, права на владение автомобилем или его эксплуатацию.

Если работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля предполагается проводить на предприятии автосервиса в отсутствие заказчика, то должен быть составлен приемо-сдаточный акт, в котором приводится согласованная оценка данного транспортного средства. В бухгалтерском учете этот факт фиксируется на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение":

Д 002 - принят автомобиль на ответственное хранение предприятием автосервиса для проведения соответствующих работ.

При использовании материалов и запасных частей заказчика они должны быть приняты на забалансовый счет 003 "Материалы, принятые в переработку" и отмечены в акте:

Д 003 - приняты материалы и запасные части от заказчика для проведения ремонтных работ.

Запасные части, передаваемые заказчиком предприятию - исполнителю работ, могут относиться к разряду сертифицируемых. В этом случае они должны иметь сертификат соответствия. Перечень деталей и агрегатов, подлежащих сертификации, приведен в Порядке сертификации запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 31 марта 1993 г. N 7 (с изменениями от 10 марта 1995 г. N 3).

В данный Перечень включены:

1) детали и узлы тормозной системы;

2) детали и узлы рулевого управления;

3) детали и узлы приборов освещения и световой сигнализации, включая дополнительное оборудование;

4) детали и узлы систем питания, зажигания, впуска и выпуска, влияющие на расход топлива, выбросы вредных веществ с отравляющими газами и шум; фильтры;

5) звуковые сигналы;

6) ремни безопасности и другие удерживающие системы, включая детские;

7) подголовники;

8) сиденья;

9) передние и задние бамперы автомобилей;

10) колеса и их элементы;

11) детали и узлы подвески;

12) дополнительные детали облицовки и интерьера;

13) съемные багажники;

14) стекла;

15) зеркала заднего вида;

16) тягово-сцепные устройства;

17) детали и узлы трансмиссии;

18) спидометры;

19) тахометры;

20) стеклоочистители;

21) специальные устройства, предназначенные для улучшения экологических, экономических и мощностных показателей;

22) аппаратура для питания двигателей сжатым, сжиженным газом или комбинированного питания.

Цена выполняемых работ определяется в договоре. Она может регулироваться государственными органами. Заказчик имеет право отказаться от исполнения договора до сдачи ему работ. При этом он обязан оплатить объем выполненных работ.

После окончания работ заказчик должен проверить комплектность автомобиля, объем и качество выполненных работ. В случаях разногласий в оценках качества работ предприятие автосервиса обязано направить автомобиль на экспертизу. Если на выполненные работы не установлена гарантия, то заказчик может предъявлять претензии по качеству в срок до 6 месяцев после получения автомобиля.


Организация документооборота


Бухгалтерский учет исполнения договоров на предприятиях автосервиса - важный элемент учетной системы, поэтому необходима правильная организация документооборота.

Особенностью предприятий бытового обслуживания является использование в качестве первичных документов бланков строгой отчетности. Эти бланки подлежат отражению на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке.

Перечень услуг, которые относятся к сфере бытового обслуживания, определяется Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), который утвержден Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 и введен в действие с 1 января 1994 г. Виды услуг распределены в нем по группам, применяющим однотипные бланки строгой отчетности. Для примера приведем позиции ОКУН, касающиеся технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей (табл.2).


Таблица 2


Коды услуг автосервиса и номера форм строгой отчетности


Код
услуги
Наименование услуги Номер формы строгой отчетности
017100 Техническое обслуживание легковых
автомобилей
БО-1; БО-3; БО-9; БО-11 (02);
БО-14 "Автосервис"
017200 Ремонт легковых автомобилей БО-1; БО-3; БО-9; БО-11(02);
БО-14 "Автосервис"

Формы, представленные в табл.2, кроме формы БО-14 "Автосервис", применяются при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без использования контрольно-кассовых машин (ККМ) (см. письма Минфина России "Об утверждении форм документов строгой отчетности" от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33 и Госналогслужбы России "О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин" от 31 марта 1998 г. N ВК-6-16/210).

Форма БО-1 применяется при проведении мелкого ремонта и обслуживания автомобиля в стационарных условиях с использованием материалов и запасных частей. Она заполняется в трех экземплярах: первый предназначен для учета выручки и расчета заработной платы исполнителей работ; второй необходим для списания израсходованных материальных ценностей и оценки качества работ; третий выдается заказчику в качестве квитанции, которая содержит гарантийный талон.

Форма БО-3 применяется при проведении некрупных работ без использования материалов и запасных частей. Она заполняется в трех экземплярах: первый необходим для начисления заработной платы исполнителям; второй служит квитанцией и выдается заказчику; третий предназначен для учета денежной выручки.

Форма БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки" предназначена для учета срочного и мелкого ремонта, проводимого в присутствии заказчика. При ее использовании заказчику обязательно выдается чек ККМ или отрывная часть формы БО-11(02), и в графе "Номер жетона" ведомости проставляется номер кассового чека или номер формы БО-11(02). Ведомость ведется в одном экземпляре. Она является основанием для составления отчета на списание материальных ценностей и начисления оплаты труда исполнителей.

Форма БО-14 "Автосервис" используется для крупного и среднего ремонта и обслуживания автомобилей. Она оформляется одновременно с составлением приемо-сдаточного акта либо после его составления.

Форма БО-14 заполняется в четырех экземплярах: первый является нарядом-заказом на проведение работ и служит пропуском на въезд (по нему проводятся расчет оплаты труда исполнителей и оценка качества работ) и имеет гарантийный талон, предназначенный для заказчика; второй экземпляр направляется на склад для выдачи материальных ценностей, необходимых при проведении работ; третий служит квитанцией заказчику; четвертый предназначен для учета выручки в бухгалтерии.

Данная форма не может применяться без чеков ККМ.


Специфика бухгалтерского учета и налогообложения


Первоначальными источниками хозяйствования предприятий автосервиса, как и других коммерческих предприятий, являются уставный капитал, кредиты и займы. Затем к ним прибавляется прибыль от выполнения работ и оказания услуг.

На начальных этапах работы важным источником средств предприятия автосервиса являются кредиты и займы. Их поступление на предприятие оформляется проводкой:

Д 50, 51 - К 90, 92, 94, 95.

На малых предприятиях у учредителей часто появляется потребность вкладывать в производство дополнительные личные средства. Целесообразно оформлять их как займы у физического лица.

Банковские кредиты чаще всего используются на приобретение основных средств. Бухгалтерский учет операций по такому применению кредитов на предприятиях автосервиса ничем не отличается от учета на других коммерческих предприятиях. Однако следует иметь в виду постоянно изменяющуюся нормативную базу по таким операциям. Так, в Положении по ведению бухгалтерского учета выдвинуто новое требование: пунктом 73 определено, что задолженность предприятия по банковским кредитам должна отражаться в учете с полной суммой причитающихся банку процентов.

Таким образом, если предприятие автосервиса приобретает основные средства в кредит, то операции следует оформлять с помощью таких проводок:

Д 51 - К 92 - получен долгосрочный кредит банка на приобретение объекта основных средств;

Д 08 - К 60 - отражается стоимость объекта (без НДС), полученного от поставщика;

Д 19 - К 60 - отражается НДС по приобретенному объекту;

Д 08 - К 76 - произведены расходы по транспортировке и монтажу объекта (без НДС);

Д 19 - К 76 - отражается НДС по расходам на транспортировку и монтаж объекта.

Покупка материалов (в том числе запасных частей) фиксируется в бухгалтерском учете предприятий автосервиса с помощью традиционных проводок:

Д 60 - К 51 - отплачены материалы;

Д 10 - К 60 - отражается учетная стоимость материалов без НДС;

Д 19 - К 60 - отражается НДС по приобретенным материалам;

Д 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - К 19 - проведен зачет с бюджетом по НДС (только при условии оплаты поставщикам).

Предприятие автосервиса (как предприятие службы быта) может продавать владельцам легковых автомобилей запасные части без оказания услуг.

Поскольку НДС по материалам после их оплаты поставщикам был зачтен с бюджетом, при продаже материалов без оказания услуги он должен быть восстановлен. Значит, стоимость материалов должна быть увеличена на сумму НДС, списанного в зачет.

По названным операциям нужно сделать в учете следующие записи:

Д 10 - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - восстановление списанного на зачет с бюджетом НДС по материалам;

Д 48 - К 10 - списание на реализацию стоимости материалов с НДС;

Д 62 - К 48 - реализация материалов населению;

Д 50 - К 62 - выручка от реализации;

Д 48 - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - начислен НДС с разницы между покупной и продажной ценами материалов с НДС (без налога с продаж) по ставке 16,67%;

Д 48 - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу с продаж" - начисление налога с продаж;

Д 48 - К 80 - финансовый результат от реализации материалов.

Начисление НДС на предприятиях автосервиса имеет свои особенности, хотя эти предприятия, как и другие, должны руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Облагаемым оборотом для данных предприятий является выручка (без налога с продаж). В ее состав включается стоимость материалов и запасных частей по ценам приобретения без НДС и торговой наценки. Ставка НДС равна 16,67%. В связи с введением налога с продаж налогооблагаемая база уточнена на основании следующих нормативных документов:

письма МНС России "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж" от 31 декабря 1998 г. N ВГ-6-01/930@;

письма Управления МНС России по г.Москве "О порядке введения на территории Москвы налога с продаж" от 23 июня 1999 г. N 11-14/17391.

Еще одной особенностью бухгалтерского учета на предприятиях автосервиса является то, что факт реализации услуг (работ) отражается без применения счета 40 "Готовая продукция":

Д 46 - К 20 - на сумму реализации услуг (работ).

В процессе производства возникают следующие затраты:

материальные;

трудовые;

отчисления в социальные фонды;

амортизация основных средств;

прочие (амортизация нематериальных активов, арендная плата, коммунальные платежи, командировочные расходы, амортизация МБП, налоги и др.).

При калькулировании себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг важно применить оптимальные методы списания материальных ценностей в производство (в том числе запасных частей) и амортизации основных средств.

Политика списания материальных ценностей на себестоимость работ и услуг зависит от нескольких факторов: процентной доли материалов в себестоимости; темпов инфляции; объема страховочных запасов; ценовой политики. В настоящее время согласно ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" при отпуске в производство применяются четыре метода оценки материальных ценностей:

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

4) по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Расчеты показывают, что в условиях нарастающей инфляции более целесообразно применять метод ФИФО. Он позволяет реализовать услуги с использованием материалов, приобретенных по более низким ценам, чем сложившиеся в текущем периоде.

Если одновременно выполняются следующие условия:

доля материальных ресурсов в себестоимости оказываемых услуг меньше 60%;

годовые темпы инфляции не превышают 30%;

объем страховочных запасов не более чем на 10 дней,

то метод списания материалов (в том числе запасных частей) для получения того или иного финансового результата хозяйственной деятельности не имеет значения.

Выбор метода амортизации объектов основных средств во многом зависит от доли амортизационных отчислений в себестоимости работ и услуг и от объемов выполненных работ. Согласно ПБУ 6/97 "Учет основных средств" в настоящее время применяются четыре метода начисления амортизации:

1) линейный;

2) уменьшаемого остатка;

3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Согласно сложившейся практике второй и третий методы предпочтительнее других, так как позволяют обеспечить более быструю окупаемость основных средств.

Способ уменьшаемого остатка заключается в том, что выбирается двойная ставка амортизации, которая применяется к остаточной стоимости объекта. Так, если срок службы объекта 5 лет, норма амортизационных отчислений по нему при линейном методе составит 20%. В соответствии с методом уменьшаемого остатка эта норма удваивается (40%) и применяется к остаточной на начало данного года стоимости объекта.

Пример. Балансовая стоимость объекта основных средств равна 40 000 руб. Срок его полезного использования 5 лет. Годовые суммы амортизационных отчислений и эквивалентные годовые нормы в процентах к балансовой стоимости (для первого года, как отмечается выше, это 40%) приведены в табл.3.


Таблица 3


Годовые нормы амортизационных отчислений согласно способу уменьшаемого остатка


Год Остаточная сто-
имость объекта
основных
средств, руб.
Годовая норма
амортизации, %
к остаточной
стоимости
Годовая сумма
амортизации,
руб.
Годовая норма
амортизации, %
к балансовой
стоимости
1 40000 40 16000 40,00
2 24000 40 9600 24,00
3 14400 40 5760 14,40
4 8640 40 3456 8,64
5 5180 40 2074 5,19

Метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования заключается в том, что амортизационные отчисления на год определяются пропорционально убывающему числу лет эксплуатации за весь срок службы.


Пример. Срок полезного использования объекта основных средств - 5 лет. Сумма чисел лет для данного срока равна:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

Эта сумма помещается в знаменатель дробных коэффициентов, по которым вычисляются ежегодные нормы, в числителе проставляются номера лет эксплуатации в обратном порядке:

5/15; 4/15; 3/15; 2/15; 1/15.

Таким образом, в первый год эксплуатации списывается на амортизацию 5/15 (33,33%) балансовой (полезной) стоимости объекта, во второй год - 4/15 (26,67%) и т.д.

Если доля амортизационных отчислений по основным средствам в себестоимости работ (услуг) ниже 5%, то проблема выбора метода начисления амортизации неактуальна: разница в сроках окупаемости основных средств в результате использования того или иного метода амортизации незначительна.

Как отмечалось выше, бухгалтерский учет на предприятиях автосервиса как предприятиях службы быта имеет следующие особенности:

реализация услуг автосервиса не требует применения счета 40 "Готовая продукция";

во многих случаях при использовании бланков строгой отчетности (кроме случая применения бланка БО-14 "Автосервис") нет необходимости вести денежные расчеты с заказчиками через ККМ;

при начислении НДС от реализации работ (услуг) облагаемым оборотом будет выручка (без налога с продаж). В ее состав включается стоимость материалов и запасных частей по ценам приобретения без НДС и торговой наценки. Ставка, по которой вычисляется НДС,- 16,67%.

В бухгалтерском учете предприятия автосервиса делаются записи:

Д 46 - К 20 - отражается себестоимость работы (услуги);

Д 46 - К 26 - списаны на реализацию общехозяйственные расходы;

Д 46 - К 43 - списаны на реализацию коммерческие расходы;

Д 62 - К 46 - выдана квитанция заказчику;

Д 50 - К 62 - отражается выручка от выполнения работы (оказания услуги);

Д 46 - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - начислен НДС по ставке 16,67% от выручки (без налога с продаж);

Д 46 - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу с продаж" - начислен налог с продаж;

Д 46 - К 80 - определен финансовый результат от выполнения работы (оказания услуги).

Для бухгалтерского учета процесса реализации работ и услуг мы выбрали вариант непосредственного списания общехозяйственных расходов на саму реализацию, т.е. на счет 46, а не опосредованного, т.е. предварительного, отнесения на счет 20, а уже с него - на счет 46. Для предприятий автосервиса такой подход предпочтительнее других: быстрее окупаются общехозяйственные расходы (существенную часть которых составляет заработная плата администрации).

Варианты проведения ремонтных работ с использованием материалов и запасных частей предприятия или заказчика приведены в статье С.Б.Сазонтова "Особенности бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях автосервиса", опубликованной в N 6 журнала "Финансовые и бухгалтерские консультации" за 1999 г.

Цена на работы и услуги предприятий автосервиса может исчисляться по формуле:

Ц = С + П + НДС + НП,

где Ц - предварительная цена работы и услуги, устанавливаемая на базе себестоимости;

С - полная фактическая себестоимость работы (услуги), включающая суммы на счетах 20, 26, 43 и т.п.;

П - планируемая прибыль от реализации работы (услуги) в долях от себестоимости;

НДС - налог на добавленную стоимость, величина которого рассчитывается по ставке 20% от суммы (С + П);

НП - налог с продаж, определяемый по установленной ставке (в Москве в настоящее время - 4%) от величины (С + П + НДС).

Предварительная цена, установленная на базе себестоимости и планируемой прибыли, должна быть соотнесена с установившейся ценой на рынке аналогичных работ (услуг) и скорректирована в ту или другую сторону. Изначально опираться на рыночную цену рискованно, ибо можно не уложиться в реальную себестоимость.


Пример. Расчетная себестоимость услуги составляет 1000 руб.

Планируемая прибыль определяется с помощью коэффициента рентабельности и составляет 300 руб.

Налог на добавленную стоимость, вычисленный по ставке 20% от суммы себестоимости и прибыли, равен 260 руб.

Налог с продаж, определяемый по ставке 4% от суммы себестоимости, прибыли и НДС, равен 62,4 руб.

Цена услуги равна 1622,4 руб.

Если бухгалтеру нужно определить налоговые компоненты исходя из рыночной цены, то это делается следующим образом.

Пусть цена услуги на рынке 1622,4 руб.

Налог с продаж определяется по ставке: 4% : 104% х 100% = 3,85% от цены, или 62,4 руб.

Налог на добавленную стоимость исчисляется по ставке: (20% : 120%) х 100% = 16,67% от цены без налога с продаж (1622,4 руб. - 62,4 руб. = 1560 руб.), или 260 руб.

Сумма, которая останется после вычета налога с продаж и НДС из цены (1300 руб.), должна планироваться предприятием в качестве полной фактической себестоимости с прибылью.

Для повышения качества обслуживания и привлечения клиентов предприятия автосервиса часто предоставляют им услуги по гарантийному ремонту. После окончания работ заказчикам выдается гарантийный талон, по которому в течение определенного времени возникшие неисправности ликвидируются бесплатно.

Бесплатное (для потребителей) гарантийное обслуживание учитывается в себестоимости работ и услуг. Чтобы обеспечить равномерное включение затрат на гарантийный ремонт (обслуживание) в себестоимость предприятию автосервиса необходимо создавать резервы расходов на него.

В бухгалтерском учете отчисления в этот резерв и затраты на проведение гарантийного ремонта оформляются следующим образом:

Д 20 - К 89 - создан резерв на гарантийный ремонт и обслуживание автомобилей;

Д 89 - К 10, 12, 70, 69, 76 - списаны за счет резерва затраты по гарантийному ремонту и обслуживанию.

Сумма, резервируемая на счете 89 для обеспечения гарантийного ремонта в течение года, с достаточной степенью точности может быть определена по статистическим данным за предшествующие годы.

Если на конец года на счете 89 остается неиспользованная сумма, она должна пойти на уменьшение счета 20 или на увеличение счета 80 (если на счете 20 нулевое сальдо):

Д 89 - К 20, 80 - сумма излишне начисленного резерва на гарантийный ремонт списана на уменьшение себестоимости работ и услуг или на увеличение прибыли.

Следует иметь в виду, что затраты на гарантийный ремонт увеличивают себестоимость работ и услуг, автоматически снижая прибыль предприятия. Поэтому необходимо внимательно анализировать данные затраты. Если затраты на гарантийное обслуживание и ремонт растут, то это может служить показателем снижения качества работ и возникновения брака. Иногда бывает трудно провести четкую границу между гарантийным ремонтом и исправлением брака в производстве.

Брак в производстве может возникнуть и по вине работников предприятия, и по вине поставщиков. Как отмечалось выше, многие детали, агрегаты и запасные части легковых автомобилей сертифицируются, поэтому брак поставщиков достаточно редок.

Появление брака влечет за собой ответственность лица, его допустившего. Расходы по исправлению брака, отражаемые на счете 28 "Брак в производстве", в определенном объеме должны быть отнесены на виновного.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Д 28 - К 10, 12, 70, 69, 76 - отражаются расходы по исправлению брака;

Д 73-3 - К 28 - списана часть расходов на виновного;

Д 70 - К 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" - удержана часть расходов из оплаты труда;

Д 89 - К 28 - списана доля расходов, не отнесенная на виновного, при образовании резерва.

Д 20 - К 28 - то же, но в случае когда резерв не образуется.

Статьей 121.3 КЗоТ РФ предусмотрено удержание с виновника брака только стоимости испорченных материальных ценностей. Ограничиваются также общая сумма удержания и размер ежемесячного погашения долга. Согласно ст.124 КЗоТ РФ общая сумма удержания за допущенный брак не может превышать величину среднемесячного заработка. Согласно ст.125 КЗоТ РФ размер ежемесячного удержания за допущенный брак не может превышать 20% заработной платы работника, причитающейся к выплате. (Речь идет о непреднамеренном браке.)

Если виновником брака является поставщик некачественного материала, делаются проводки:

Д 28 - К 10, 12, 70, 69, 76 - на сумму затрат на исправление брака;

Д 63 - К 28 - на сумму претензии поставщику некачественного материала;

Д 63 - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" (применяется при методе учета "по отгрузке", 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" (применяется при методе учета "по оплате") - на сумму НДС по претензии;

Д 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - К 51 - перечислены в бюджет суммы НДС по претензии (при методе учета "по отгрузке").

После удовлетворения претензии делаются проводки:

Д 51 - К 63 - удовлетворение претензии поставщиком некачественного материала;

Д 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - К 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - начислен НДС по удовлетворенной претензии (при методе учета "по оплате");

Д 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - К 51- перечисление НДС в бюджет (при методе учета по "оплате").

Предприятия автосервиса уплачивают следующие налоги:

НДС;

налог на прибыль предприятий;

подоходный налог с физических лиц;

налог на пользователей автодорог;

налог на приобретение автотранспортных средств;

налог с владельцев транспортных средств;

налог на имущество предприятий;

налог с продаж;

земельный налог;

налог на рекламу;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

взносы в Фонд социального страхования;

взносы в Пенсионный фонд;

взносы в фонды обязательного медицинского страхования;

взносы в Государственный фонд занятости населения.

При начислении налогов, базой для которых является выручка, последняя корректируется путем вычитания из нее налога с продаж. Некоторые другие особенности начисления налогов рассмотрены выше.

Для облегчения ведения налогового учета бухгалтеру предприятия автосервиса можно порекомендовать использовать таблицу, в которой приводился бы полный перечень налогов, сборов, пошлин, лицензий, которые должно платить предприятие, с необходимыми пояснениями (табл.4). В этой таблице следует поместить весь перечень налогов, по каждому налогу нужно привести соответствующие данные:

источник платежа, т.е. статью расходов, на которую он относится;

налогооблагаемую базу;

ставку;

сроки уплаты;

бухгалтерскую проводку;

пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

реквизиты организаций, которым делаются перечисления;

льготы или особые условия исчисления налога.


Таблица 4


Налоговые платежи предприятия автосервиса (образец)


Наименование и
ставка налога
Источник платежа
и база начисления
Сроки уплаты Реквизиты
Налог на поль-
зователей ав-
тодорог -
2,5%: в терри-
ториальный до-
рожный фонд 2%
в Федеральный
дорожный фонд
0,5%
Источник
Издержки произ-
водства
Д 20, 26 - К 67
База
Выручка от реали-
зации продукции,
разница цен по-
купки и продажи
(без налога с
продаж)
Расчет нарастаю-
щим итогом:
при суммах сред-
немесячных плате-
жей >= 2 тыс.руб.
- ежемесячно до
15 числа следую-
щего месяца
при суммах сред-
немесячных плате-
жей
< 2 тыс.руб.
и для малых
предприятий -
ежеквартально в
течение 5 дней
после сдачи квар-
тального и 10
дней после сдачи
годового баланса
Федеральный дорожный
фонд
ИНН 7706044740
ГНИ N 6 ЦАО
АКБ "Муниципальный
банк - Банк Москвы"
БИК 044583134
Корреспондентский
счет
30101810700000000134
Доходный счет
40102810400180780006
(р.56/6)
Территориальный
дорожный фонд
ИНН 7706044740
ГНИ N 6 ЦАО
АКБ "Муниципальный
банк - Банк Москвы"
БИК 044583134
Корреспондентский
счет
30101810700000000134
Доходный счет
40102810400180780006

Данные таблицы следует постоянно корректировать в соответствии с новыми нормативными документами. Когда исправлений накопится достаточно много, целесообразно переоформить таблицу.

Используя усредненный состав затрат и соответствующие параметры налогов, можно построить достаточно простую бухгалтерскую схему хозяйственной деятельности предприятия автосервиса, позволяющую осуществлять налоговое планирование и прогнозирование финансового результата. А также заранее оценить размер возможных дивидендов учредителей предприятия (см.: Кожинов В.Я. Бухгалтерский метод прогнозирования финансового результата и оценки дивидендов учредителей//Финансовые и бухгалтерские консультации. - N 8. - 1999. - С. 42-57).


В.Я. Кожинов,

чл.-корр. Международной академии информатизации,

фирма "Инторгсервис",

главный бухгалтер


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.