Комментарий к Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ (А.А. Никонов, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 3-4, февраль 2000 г.)

Комментарий к Федеральному Закону от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ
"О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"


Отступное и новация


Комментируемым Законом п.2 ст.3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" дополнен подпунктом "д". Это дополнение устанавливает, что объектом НДС является передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами.

Как отступное, так и замена обязательства (новация) являются способами прекращения обязательств. При этом обязательства прекращаются не надлежащим исполнением, а

передачей имущества (результатов выполненных работ) или оказанием услуг, предусмотренных соглашением сторон (при отступном);

заключением соглашения о передаче имущества (результатов выполненных работ) или оказанием услуг (при новации).

Этим отступное и новация отличаются от мены (бартера), при которой встречная передача товаров (работ, услуг) является надлежащим исполнением. Отступное и новация упомянуты не в подп."б" п.2 ст.3 Закона о НДС как частный вид оборотов "по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги)", а в подп."д" данного пункта как самостоятельный вид облагаемого оборота. Таким образом законодатель признал, что отступное (новация) не является обменом товаров (работ, услуг). Какое значение имеет такое признание? Дело в том, что налоговые органы могут контролировать цену лишь в случаях, установленных п.2 ст.40 НК РФ. В этом пункте, в частности, указаны товарообменные (бартерные) сделки. Налоговый орган вправе пересчитать результаты таких сделок исходя из рыночных цен, если они отличаются от цен, указанных сторонами, более чем на 20% (п.3 ст.40 НК РФ). Поскольку отступное и новация не являются товарообменными (бартерными) сделками, применяемые сторонами цены не могут быть пересчитаны для целей налогообложения налоговыми органами. Исключение составляет случай, когда соглашение об отступном или новации прекращает обязательство по внешнеэкономической сделке, сделке между взаимозависимыми лицами или сделке, цена которой отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком, более чем на 20%.

Пример 1. Организация выполнила для другой организации работу по договору подряда. В договоре установлена обязанность заказчика заплатить подрядчику за выполненную работу 200000 руб. После наступления срока оплаты выполненной работы заказчик заключил с подрядчиком соглашение, по которому выполненная работа оплачивается поставкой согласованного количества угля. Также были определены сроки поставки угля и санкции за срыв этих сроков.

В данном случае произошла новация денежного обязательства по оплате выполненной работы. Это обязательство прекратилось путем замены его новым обязательством - поставить уголь. В учете замена обязательства отражается проводкой по дебету счета 61 в корреспонденции с кредитом счета 62.

Последующее получение угля не является исполнением обязательства по товарообменной сделке, поскольку обязательство по оплате выполненной работы к моменту поставки уже прекратилось. Налоговый орган не вправе контролировать применение цен по этим операциям как по товарообменным (бартерным).


Пример 2. Организация получила от другой организации нефть, которую должна была оплатить в установленный договором срок. Оплата вовремя произведена не была, и поставщик направил покупателю письмо с предложением оплатить нефть поставкой нефтепродуктов по указанным поставщиком реквизитам. Нефтепродукты по этим реквизитам были отгружены.

В данном случае обязательство уплатить стоимость нефти прекратилось поставкой нефтепродуктов. При этом поставка нефтепродуктов проведена не во исполнение обязательства поставить их в обмен на нефть, а в прекращение этого обязательства.

Поскольку операция товарообменной (бартерной) не является, цены реализации не могут быть предметом контроля со стороны налоговых органов.

Несомненно, бухгалтеров заинтересует порядок отражения в учете операций по соглашению о новации и отступном. Этот порядок изменился не столько в связи с принятием комментируемого Закона, сколько в связи с вступлением в силу с 1 января 2000 г. ПБУ 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации".

Согласно п.6 ПБУ 9/99 "выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления (здесь и далее выделено автором. - А.Н.) денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности". В соответствии с п.6.4 этого ПБУ "в случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов". На учебных семинарах авторы названных ПБУ (специалисты Департамента методологии бухгалтерского учета Минфина России) разъясняют, что под ценой, "по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов", подразумевается рыночная цена активов. Следовательно, при заключении соглашения о новации или исполнении соглашения об отступном корректируется размер ранее отраженной в бухгалтерском учете выручки от реализации.


Пример 3. Организация реализовала товары на сумму 120000 руб., в том числе НДС - 20000 руб. По договору покупатель должен был уплатить их стоимость деньгами. Однако стороны заключили соглашение об отступном, по которому обязательство по уплате 120000 руб. прекращается передачей продавцу определенных соглашением материалов. Стоимость материалов в соглашении не указана. Их рыночная цена, исчисленная с учетом всех налогов, составляет 132000 руб.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

Д 62 - К 46 - 120000 руб. - переход права собственности и риска случайной гибели товаров к покупателю;

Д 46 - К 68 (76) - 20000 руб. - НДС, исчисленный с определенной договором стоимости проданных товаров;

Д 10 - К 62 - 112000 руб. - рыночная стоимость материалов, полученных от покупателя за минусом НДС, указанного в сопроводительных документах по полученным материалам;

Д 19 - К 62 - 20000 руб. - НДС, исчисленный в соответствии с п.1 ст.40 НК РФ со стоимости материалов, указанной сторонами сделки;

Д 62 - К 46 - 12000 руб. - в связи с изменением договорных обязательств корректируется величина дебиторской задолженности по рыночной стоимости поставленных материалов.

Для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки (п.1 ст.40 НК РФ). В данном случае стороны не указали в соглашении об отступном стоимость материалов. Однако в договоре ими согласована стоимость товаров, в погашение обязательств по оплате которых эти материалы переданы. Полагаем, что эта стоимость и является ценой, указанной сторонами сделки, по которой согласно п.1 ст.40 НК РФ следует исчислить налог. Этот вывод следует из простого логического закона:

если А = С и А = В, то В = С,

где А - проданные товары;

В - поставленные материалы;

С - указанная сторонами цена проданных товаров.

По данной сделке налог не может быть доначислен налоговыми органами, поскольку отклонение цены сделки от рыночной составляет менее 20%. Поэтому самостоятельно корректировать цену сделки до рыночной не стоит. Вместе с тем полагаем, что при списании материалов в производство при налогообложении также учитывается цена, указанная сторонами сделки, т.е. 100000 руб. В учете стоимость этих материалов отражена в сумме 110000 руб.

Корректировка прибыли для целей налогообложения проводится следующим образом:

1) для целей налогообложения балансовая прибыль уменьшается на разницу между выручкой, принятой к бухгалтерскому учету, и выручкой, исчисленной по ценам, указанным сторонами сделки;

2) при списании материалов на себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) балансовая прибыль увеличивается на сумму указанной разницы.

Товары (работы, услуги), переданные во исполнение соглашения об отступном и новации, облагались НДС и до вступления в силу комментируемых изменений. Согласно подп."а" п.1 ст.3 Закона о НДС объектом налога являются обороты по реализации товаров (работ, услуг). Реализацией же признается возмездная передача права собственности на товары и результатов выполненных работ, а также оказание услуг (п.1 ст.39 НК РФ). Из этого определения следует, что вид соглашения, по которому происходит такая передача товаров (работ, услуг), не имеет значения для признания ее реализацией в целях налогообложения за исключением случаев, перечисленных в п.3 ст.39 НК РФ и п.1 ст.5 Закона о НДС. Поэтому полагаем, что в части новации и отступного дополнения в Закон носят разъясняющий характер, а потому не влекут за собой изменение обязательств налогоплательщиков.


Освобождение от НДС авансовых платежей


Комментируемый Закон определяет, что от НДС освобождаются авансовые и другие платежи, полученные предприятиями-экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, выполнения экспортируемых работ или оказания экспортируемых услуг, если длительность их производственного цикла превышает шесть месяцев. В скобках законодатель указал, что льгота подлежит применению по перечню и в порядке, определяемым Правительством РФ. При применении данной льготы возникают следующие вопросы.

1. Возможно ли освобождение от НДС товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом до принятия Правительством РФ указанных перечня и порядка?

2. Возможно ли освобождение от НДС товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом, не вошедших в утвержденный Правительством РФ перечень?

Комментируемое дополнение в п.1 ст.4 Закона о НДС вступает в силу с 1 января 2000 г., а не с даты принятия Правительством РФ соответствующего документа. Поэтому полагаем, что организации, реализующие товары (работы, услуги), включенные в указанный перечень, вправе претендовать на льготу с 1 января 2000 г.

Пример 4. Организация 15 января 2000 г. получила аванс под экспорт товаров, цикл производства которых превышает шесть месяцев. Допустим, что перечень товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом и порядок применения льготы утверждены Правительством РФ 15 апреля 2000 г. Товары, реализуемые предприятием, в этот перечень включены. Полагаем, что на такую организацию не могут быть наложены санкции и пени за неуплату НДС с авансового платежа, поскольку налог с такого аванса уплате не подлежит в силу нормы п.1 ст.4 Закона о НДС, вступившей в силу с 1 января 2000 г. Если налог был уплачен организацией, то она вправе претендовать на его возврат в порядке, установленном ст.78 НК РФ.

Сложно определить, какова будет правоприменительная практика в случаях, если организация получила аванс под экспорт товаров (работ, услуг), цикл производства которых превышает шесть месяцев, но эти товары не включены в утвержденный Правительством РФ перечень. Из п.1 ст.56 НК РФ следует, что нормы законодательства о налогах и сборах определяют основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам. Включение в перечень может трактоваться как одно из таких оснований. С другой стороны, правоприменительная практика может признать, что основанием применения льготы является длительный цикл производства экспортируемых товаров (работ, услуг). Тогда нарушением комментируемой нормы станет не исключение из облагаемого оборота авансов под экспорт не включенных в перечень товаров, а невключение Правительством РФ товаров с длительным производственным циклом в этот перечень. При такой трактовке применение льготы по авансам экспортируемых товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства, не включенным в перечень, является правомерным.


Исчисление НДС предприятиями розничной торговли, общественного питания и при аукционной продаже товаров


До внесения в Закон о НДС комментируемых изменений предприятия розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров исчисляли налог с разницы между ценой реализации товаров и ценой, по которой они оплачивались поставщикам. НДС, уплаченный поставщикам реализованных товаров, к зачету не принимался.

Теперь Закон предписывает с 1 января 2000 г. исчислять налог со всей стоимости реализованных товаров, принимая к зачету НДС, уплаченный поставщикам при приобретении этих товаров. Такой порядок может оказаться невыгодным тем организациям, которые реализовывали товары, не уплатив НДС поставщикам (например, при покупке товаров у физических лиц, при продаже в налоговом периоде товаров, не оплаченных до окончания этого периода поставщикам). В отношении таких организаций комментируемое изменение не может иметь обратной силы, т.е. это положение не распространяется на них до момента, пока комментируемый Закон не был доведен до всеобщего сведения (обнародован).

Кроме того, данное изменение не может быть применено и сразу же после дня его обнародования. Оно вступит в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (п.1 ст.5 НК РФ). Статья 5 НК РФ создает определенные гарантии стабильности налогового законодательства. Такие нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными нормами, противоречащими им. Большая юридическая сила этих норм объясняется тем, что через них реализуется конституционный принцип стабильности хозяйственной деятельности, вытекающий из ч.1 ст.8, ч.1 ст.34 и ст.57 Конституции РФ. Такую позицию занял Конституционный Суд Российской Федерации по аналогичному делу (см. Определение КС РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О).

Следовательно, налогоплательщики, чье положение улучшилось с внесением комментируемых изменений, применяют Закон с 1 января 2000 г. на основании п.4 ст.5 НК РФ и ст.2 этого Закона. Остальные налогоплательщики применяют данный Закон по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода на основании п.1 ст.5 НК РФ, ч.1 ст.8, ч.1 ст.34 и ст.57 Конституции РФ.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". Следовательно, малые предприятия и предприниматели, созданные (зарегистрированные) до вступления в силу комментируемых изменений, до истечения четырехлетнего срока со дня их регистрации исчисляют налог без учета данных изменений, если исчисленный таким образом НДС окажется меньше НДС, исчисленного с учетом изменений.


Исчисление НДС при реализации продукции сельского хозяйства, сырья, продовольствия и результатов их переработки


Дополнениями, внесенными в п.3 ст.4 Закона о НДС, установлено, что "у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без налога на добавленную стоимость".

Данная норма применяется любыми организациями, которые закупают сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для последующей перепродажи или продажи результатов их переработки.

Употребив словосочетание "сельскохозяйственной (выделено автором. - А.Н.) продукции, сырья и продовольствия", законодатель, по мнению автора, распространил действие процитированной нормы не только на сельскохозяйственные виды сырья и продовольствия, но и на прочие их виды. Действительно, слово "сельскохозяйственной" не сочетается со словом "сырья" и словом "продовольствия". Такое сочетание обеспечивало бы выражение "сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия" или выражение "сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственного продовольствия". Неиспользование законодателем этих словосочетаний не позволяет утверждать, что действие комментируемой нормы не распространяется на несельскохозяйственные сырье и продовольствие.


Исчисление НДС по страховым выплатам и процентам по займам


Комментируемым Законом подп."е" п.1 ст.5 Закона о НДС изложен в новой редакции, в соответствии с которой от НДС освобождаются "операции по страхованию и перестрахованию, за исключением операций, связанных с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость; банковские операции, за исключением операций по инкассации; проценты по краткосрочным займам, выдаваемым фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства".

Со страховой выплатой связан страховой взнос, поскольку его внесение обусловливает право страхователя на получение страховой выплаты. Поэтому представляется, что по указанным в процитированной норме договорам налогом облагается не только страховая выплата, но и связанная с ее получением страховая премия.

Процитированная норма указывает на то, что НДС не облагаются проценты не по всем займам, а только по краткосрочным, выдаваемым фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства. Данная льгота устраняет неопределенность в вопросе о том, должны облагаться НДС проценты по займу или нет. Дело в том, что в бухгалтерском учете проценты по займам у организаций, не специализирующихся на их предоставлении, отражаются как доход от внереализационных операций. НДС же облагаются обороты по реализации товаров, работ или услуг либо связанное с ними получение средств (п.1 ст.3 и п.1 ст.4 Закона о НДС). Поэтому некоторые специалисты полагали, что проценты по займу не должны облагаться НДС. Другие утверждали, что предоставление займа удовлетворяет определению услуги (п.5 ст.38 НК РФ), оказание которой признается реализацией (п.1 ст.39 НК РФ). Такая трактовка предполагает обложение НДС процентов по займам, предоставленным некредитной организацией. Из процитированной нормы следует, что эта трактовка является верной.


Лицензия как обязательное условие применения льгот


До вступления в силу комментируемых изменений любую из указанных в п.1 ст.5 Закона о НДС льгот можно было применять вне зависимости от наличия или отсутствия лицензии. Этот вывод признан Решением ВС РФ от 30 июля 1998 г. N ГКПИ 98-237 и Постановлением Президиума ВАС РФ от 15 апреля 1997 г. N 4414/96. Причем Верховный Суд Российской Федерации указал, что право на льготу может быть обусловлено наличием лицензии лишь в том случае, если соответствующие дополнения будут внесены в Закон о НДС.

Эти дополнения внесены комментируемым Законом, со дня вступления в силу которого организации, реализующие товары (работы, услуги), освобожденные от налога, имеют право на льготу лишь при наличии лицензии. Днем вступления в силу комментируемого Закона в данном случае является не 1 января 2000 г., а дата, определяемая в соответствии с п.1 ст.5 НК РФ.


Зачет НДС, уплаченного по поступившим (принятым к учету) товарам (работам, услугам)


Изменениями, внесенными в п.2 ст.7 Закона о НДС, установлено, что зачет (возмещение) НДС проводится при условии поступления (принятия к учету) товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. До появления этих изменений данное условие зачета (возмещения) было предусмотрено лишь для основных средств. Оно содержалось в Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39, дополнившей указанный Закон. Поскольку нормы актов налоговых органов не должны изменять и дополнять закон, норма Инструкции, препятствующая зачету, не подлежала применению (п.7 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9). Поэтому полагаем, что до вступления указанных изменений в силу НДС должен был зачитываться вне зависимости от того, были приняты к учету материалы (работы, услуги) или нет.

С введением в действие комментируемого Закона принятие к учету материалов (работ, услуг) является обязательным условием зачета (возмещения) уплаченного поставщикам НДС.


Зачет НДС при расчетах векселями


Согласно п.5 ст.1 комментируемого Закона "при использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей суммы налога на добавленную стоимость подлежат возмещению (зачету) после оплаты векселей денежными средствами".

Полагаем, что данная норма позволяет зачесть НДС налогоплательщику, который, во-первых, расплатился векселем с поставщиком, а во-вторых, оплатил этот вексель.

Выдав поставщику товаров (работ, услуг) собственный простой вексель, векселедатель вправе зачесть НДС лишь после оплаты этого векселя. По нашему мнению, зачет может быть проведен как при погашении векселя (предъявлении его к платежу), так и при его покупке векселедателем по индоссаменту.

Пример 5. Организация приобрела товары стоимостью 120000 руб., в том числе НДС - 20000 руб. Она выписала и передала поставщику два простых векселя на 60000 руб. каждый. В данном налоговом периоде векселя к оплате не предъявлялись и у поставщика или третьих лиц не выкупались, следовательно, в этом периоде организация не вправе принять к зачету НДС, оплаченный векселями.

В следующем налоговом периоде один вексель был предъявлен к платежу и оплачен организацией. Второй вексель организация приобрела у третьих лиц по индоссаменту. В этом периоде организация вправе зачесть (возместить) НДС, уплаченный поставщику по обоим векселям.

Передав поставщику товаров (работ, услуг) вексель, полученный от третьих лиц, налогоплательщик вправе зачесть НДС после оплаты этого векселя третьим лицам.


Пример 6. Организация приобрела товары стоимостью 120000 руб., в том числе НДС - 20000 руб. Для их оплаты поставщику был приобретен простой вексель банка. Платеж банку за вексель в данном налоговом периоде не проводился. Вексель передан поставщику.

В этом налоговом периоде организация не вправе принять к зачету НДС, оплаченный векселем, поскольку плата за вексель не проводилась.

В следующем налоговом периоде вексель был оплачен банку. В этом периоде НДС, оплаченный векселем поставщику, может быть принят к зачету (возмещению).

Полагаем, что для применения указанной нормы к оплате векселя денежными средствами приравнивается реальное погашение задолженности по его оплате иным способом, в том числе встречной передачей продукции (работ, услуг), зачетом взаимных требований и др. Дело в том, что многие нормы налогового законодательства ориентированы на применение лишь при условии проведения оплаты денежными средствами. Так, в п.13 Положения о составе затрат сказано, что "для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу)". Если применять эту норму буквально, то погашение задолженности по оплате товаров (работ, услуг) без реального перечисления (передачи) денежных средств не влечет возникновения выручки. Однако в п.14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14 ноября 1997 г. N 22 сказано, что "при учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается погашение дебиторской задолженности иным способом".

Пунктом 2 ст.8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" устанавливается, что "датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу". На практике же датой возникновения оборота чаще признается дата получения реальной платы за товары (работ, услуги). Представляется, что подход к применению комментируемой нормы должен быть тем же. Иными словами, зачет НДС проводится при наступлении события, приравниваемого в целях налогообложения к уплате денежных средств, в частности при оплате векселей встречной передачей имущества по соглашению об отступном (новации), по договору мены, при взаимозачете за реально поставленные товары (работы, услуги).

Вместе с тем существует риск иного толкования комментируемой нормы как налоговыми органами, так и судами, которые при разрешении споров могут применить ее буквальное толкование. Избежать риска можно, получив соответствующие разъяснения налоговых органов либо путем применения буквального толкования нормы, т.е. принимать к зачету НДС, оплаченный векселем, приобретенным только за денежные средства.


Счета-фактуры


Комментируемыми изменениями установлено, что "плательщики налога на добавленную стоимость по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от этого налога, оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации". Нарушение этой обязанности влечет ответственность, установленную п.1, 2 ст.120 НК РФ. Ответственность, предусмотренная п.3 ст.120 и ст.122 НК РФ, применяется в том случае, если отсутствие счетов-фактур повлекло занижение налога, подлежащего уплате. Поскольку Закон о НДС не ставит исчисление налога в зависимость от наличия счета-фактуры, ее отсутствие не влечет занижение налога, если его уплата в составе цены или сверх нее подтверждена иными (помимо счетов-фактур) документами (см. п.8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10 декабря 1996 г. N 9).


А.А. Никонов,

аудиторско-консультационная фирма "ФБК"


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.