Общие вопросы постановки на учет налогоплательщиков - физических лиц (М.Г. Королева, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 4, февраль 2000 г.)

Общие вопросы постановки на учет налогоплательщиков - физических лиц


Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации ознаменовало собой начало реформирования налоговой системы в целом и в первую очередь налогового администрирования.

Одно из основных направлений налогового администрирования - работа по учету в соответствии с действующим законодательством налогоплательщиков - организаций и физических лиц.

Данная статья, посвященная общим вопросам учета налогоплательщиков - физических лиц и присвоения им идентификационного номера налогоплательщика в налоговых органах, открывает серию публикаций, которые познакомят читателей с вопросами учета каждой категории налогоплательщиков - физических лиц.

Что же представляет собой идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый физическому лицу?

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - это уникальный номер, присваиваемый каждому налогоплательщику - физическому лицу один раз при постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства. ИНН является единым по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих определенные данные. Код ИНН физического лица содержит двенадцать знаков.

На законодательном уровне возможность идентификации налогоплательщиков была реализована с введением в действие НК РФ. Установлено, что каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определены в соответствии с положениями НК РФ приказом Госналогслужбы России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 1998 г. N 1664).

Порядком предусмотрено, что присвоенный налогоплательщику ИНН не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другому налогоплательщику. При обнаружении у налогоплательщика более одного ИНН только один из них признается действительным. В случае смерти физического лица присвоенный ему ИНН является недействительным и не может быть присвоен другому налогоплательщику.

Наличие ИНН у физического лица является положительным фактом как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков. С его помощью налоговые органы могут эффективно и оперативно контролировать правильность взимания налогов с доходов каждого физического лица, а физические лица имеют возможность сохранять конфиденциальность персональных данных при подаче документов (декларации, отчета, заявления и др.) в налоговые органы, указывая в этих документах только свой ИНН.

Налоговые органы постоянно проводят работу по контролю и обеспечению правильности присвоения и применения ИНН.

Присвоение ИНН - не самостоятельная операция, а завершающий этап процедуры постановки на учет налогоплательщика - физического лица, которая налоговым органом осуществляется бесплатно.

В соответствии с нормами ст.19 и п.2 ст.11 НК РФ налогоплательщиками - физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Исходя из этого к налогоплательщикам - физическим лицам, в частности, относятся:

индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные детективы, частные охранники;

физические лица - владельцы недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению;

физические лица - получатели доходов, о которых в налоговый орган в соответствии с законодательством поступает документированная информация, подтверждающая наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы (например, справка о доходах физического лица, представляемая работодателем; декларация о доходах, подаваемая самим налогоплательщиком).

Для каждой из перечисленных категорий налогоплательщиков нормами НК РФ установлен определенный порядок постановки на учет в налоговом органе. Однако любой порядок предусматривает выполнение общего основополагающего требования - постановки на учет каждого налогоплательщика, независимо от категории, в налоговом органе по месту жительства физического лица. Кроме того, если физическое лицо владеет недвижимым имуществом или транспортным средством, являющимся объектом налогообложения, оно также подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества или транспортного средства. При этом применяется ИНН, присвоенный налоговым органом по месту жительства физического лица.

К процедурам постановки на учет отдельных категорий налогоплательщиков - физических лиц НК РФ предъявляет разные требования, касающиеся участия в них самого налогоплательщика. Например, постановка на учет в налоговом органе по месту жительства индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных детективов, частных охранников осуществляется только при их личной явке, подаче заявления установленного образца и предъявлении документов, подтверждающих правильность сообщенных в заявлении сведений. Постановка же на учет владельцев недвижимого имущества или транспортных средств как в налоговом органе по месту жительства, так и по месту нахождения принадлежащего им имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется без участия налогоплательщика на основании документированной информации, представляемой налоговому органу соответствующими организациями согласно законодательству. После заочной постановки налогоплательщика на учет налоговый орган направляет ему установленной формы уведомление о данном факте.

Следует обратить внимание читателей на то, что юридически значимым документом, подтверждающим факт постановки физического лица на учет по месту жительства и присвоения ему ИНН, является Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (далее - Свидетельство), выдаваемое в установленной МНС России форме. В Свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество физического лица, его пол, дата и место рождения, дата постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, наименование этого налогового органа, идентификационный номер налогоплательщика и дата выдачи Свидетельства. Бланк Свидетельства является документом строгой отчетности и имеет серию и номер. В целях защиты от подделки при изготовлении на бланк наносится защитная голографическая марка. Защитные свойства этой марки обеспечивают оперативное распознавание подделок бланков Свидетельств в нестационарных условиях.

Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность физического лица и место его жительства на территории Российской Федерации. Свидетельство подлежит замене в случае переезда физического лица на новое место жительства на территорию, подведомственную другому налоговому органу, изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи или утери.

Кроме постановки на учет налогоплательщиков - физических лиц налоговые органы в целях контроля осуществляют учет сведений о потенциальных налогоплательщиках. Это стало возможным, поскольку ст.85 НК РФ с 1 января 1999 г. предусмотрена обязанность соответствующих регистрирующих органов сообщать в налоговые органы сведения о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, о фактах их рождения и смерти, об опеке, попечительстве, управлении имуществом подопечного и др. К таким органам относятся: органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства (органы паспортно-визовой службы МВД России), актов гражданского состояния физических лиц (органы ЗАГС), органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения. При учете сведений о потенциальном налогоплательщике физическому лицу присваивается ИНН, но без уведомления его об этом.

Как только у физического лица появляется обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, оно становится налогоплательщиком и подлежит постановке на учет в налоговом органе. Данная процедура осуществляется в установленном порядке на основании полученной налоговым органом документированной информации об объекте налогообложения с использованием ранее присвоенного ИНН. После этого налогоплательщику незамедлительно сообщается о факте постановки его на учет в налоговом органе.

В соответствии со ст.84 НК РФ предусмотрено создание на основе данных учета единого государственного реестра налогоплательщиков в целом по Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" утверждены Правила его ведения и также перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке органами, перечисленными в ст.85 НК РФ. С введением реестра у налоговых и других контролирующих органов появится возможность не только повысить оперативность контроля, но и обеспечить комплексность его проведения.

В целях соблюдения конфиденциальности информации ст.102 НК РФ определено, что любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну. Исключением являются следующие сведения:

разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

об идентификационном номере налогоплательщика;

о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в частности, сведения, предоставленные этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Перечень должностных лиц, получающих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, определяется МНС России. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Таким образом, нормы НК РФ позволяют обеспечить сохранность персональных данных налогоплательщиков в налоговых органах. Однако еще раз следует отметить, что налогоплательщик может самостоятельно принять меры по защите информации от разглашения, получив в налоговом органе ИНН, при указании которого в документах, подаваемых в налоговый орган (декларации, отчете, заявлении или ином документе), необязательно сообщение своих персональных данных.

С вступлением в силу НК РФ у налоговых органов впервые появилось право применять налоговые санкции к налогоплательщикам - физическим лицам, нарушившим нормы Кодекса, связанные с вопросами учета налогоплательщиков. Виды таких налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены ст.116, 117, 126 и 129.1 НК РФ.

Кроме того, при выявлении фактов подделки Свидетельства о постановке на учет или использовании недействительного Свидетельства налоговые органы вправе направить соответствующие материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о подделке документа.


М.Г. Королева,

советник налоговой службы I ранга


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение