Некоторые вопросы налогообложения физических лиц (Г. Н. Присягина, "Бухгалтерский учет", N 10, май 2000 г.)

Некоторые вопросы налогообложения физических лиц


Федеральным законом от 17.07.99 N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Федеральный закон) внесены существенные изменения в действующий порядок исчисления и взыскания налогов на имущество физических лиц. В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам отменило инструкцию Госналогслужбы РФ от 30.05.95 N 31 "О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц" и 02.11.99 утвердило новую инструкцию "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" N 54 (далее - Инструкция).

В Инструкции подробно изложен порядок обложения принадлежащих физическим лицам на праве собственности жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений налогом на строения, помещения и сооружения, а таких водно-воздушных транспортных средств, как самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера и т. п. - налогом на транспортные средства.

Начисление налогов и зачисление их в местный бюджет предусматривается по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. В ст. 83 части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлено, что местом нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств является место нахождения (жительства) собственника имущества; для других транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества; для иного недвижимого имущества (в том числе строений, помещений и сооружений) - место фактического нахождения имущества.

В названных правовых актах определено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом следует иметь в виду, что у физических лиц право собственности на приватизированные и приобретенные по различным основаниям (наследование, дарение, мена, продажа и т. п.) жилые и нежилые строения, помещения и сооружения, ранее являвшиеся муниципальной и ведомственной собственностью, частные домовладения, водно-воздушные транспортные средства и мотосани возникает с момента регистрации прав собственности в органах, осуществляющих их регистрацию, а на квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативах; дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах; гаражи, гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах - с момента выплаты паевого взноса в полном объеме. В этом случае физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за его возведением и сдачей в эксплуатацию.


Пример 1.

Физическое лицо является членом жилищно-строительного кооператива. Дом не достроен, паевой взнос за квартиру физическим лицом выплачен полностью. Налог со строений будет исчисляться со следующего года после принятия дома в эксплуатацию.


Пример 2.

Физическое лицо является членом гаражно-строительного кооператива (ГСК). Гаражный бокс построен, сдан в эксплуатацию, пай гражданином выплачен полностью, но он по каким-то причинам не занимает гараж. Налог будет исчисляться со следующего года после принятия ГСК в эксплуатацию.


Пример 3.

Физическое лицо является членом жилищно-строительного кооператива. Дом был сдан в эксплуатацию в 1994 г., пай гражданин полностью выплатил в мае 1999 г. Налог будет исчисляться с мая 1999 г.

В Инструкции установлены предельные размеры ставок как по налогу на строения, помещения и сооружения, так и по налогу на транспортные средства. Право устанавливать ставки налогов на имущество физических лиц предоставлено представительным органам местного самоуправления.

В Инструкции отражен изложенный в Федеральном законе принцип исчисления налога на строения, помещения и сооружения от инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений. Новым является введение понятия суммарной инвентаризационной стоимости имущества, т. е. суммы инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения, принадлежащих одному физическому лицу и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (например, в г. Москве). Представительным органам местного самоуправления предоставлено право дифференцировать ставки налога на строения, помещения и сооружения в предусмотренных Федеральным законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

В настоящее время в Москве действует Закон г. Москвы от 21.02.96 N 5 "О ставках налога на имущество физических лиц" (с внесенными в него Законом г. Москвы от 04.06.97 N 14 изменениями), которым ставка налога на строения, помещения и сооружения установлена в размере 0,1% от инвентаризационной стоимости одного объекта налогообложения. Данная ставка налога будет применяться для исчисления налога на строения, помещения и сооружения до внесения в Закон г. Москвы изменений в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 N 168-ФЗ.

Следует обратить внимание, что подп. "к" п. 6 и подп. "е" п. 7 Инструкции введены дополнительные льготы для отдельных категорий граждан в виде полного или частичного освобождения по одному или двум налогам с физических лиц.

Так, полностью освобождены от уплаты налога на строения, помещения и сооружения и налога на водно-воздушные транспортные средства граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом от 19.08.95 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". К таким лицам относятся граждане, проживавшие в 1949-1963 гг. в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие в период радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) и дети первого и второго поколения указанных граждан, страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.

Полностью освобождены от уплаты налога на строения, помещения и сооружения судьи, работники аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины. Членам их семей предусмотрена льгота в размере 50% от суммы налога на строения, помещения и сооружения.

Льготы для этих категорий граждан не предусмотрены Законом РФ от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в редакции Федерального закона от 17.07.99 N 169-ФЗ, однако правомерность их предоставления подкреплена Министерством юстиции Российской Федерации.

В новой Инструкции не изменены сроки вручения налогового уведомления (не позднее 1 августа) и уплаты налогов (15 сентября и 15 ноября). При этом следует иметь в виду, что с 01.01.99 вместо платежного извещения об уплате налога введены два принципиально разных вида документов, извещающих налогоплательщика о необходимости уплаты налогов (налоговое уведомление) и задолженности по налогам (требование об уплате налога).

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику с целью проинформировать его о приближающемся сроке уплаты и сумме исчисленного налоговым органом налога.

В соответствии со ст. 52 части первой НК РФ налоговый орган, исчисливший сумму налога, не позднее 30 дней до наступления срока платежа должен направить физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, налоговое уведомление, в котором указывается размер налога, расчет налоговой базы и срок уплаты.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, налоговый орган вправе направить его по почте заказным письмом. По истечении шести дней с даты направления заказное письмо считается полученным.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах, сроке исполнения требования и мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налогов рассматривается как информирование налогоплательщика о начале официальных процедур по взысканию налога и пеней. При неисполнении требования об уплате налога налоговые органы получают основания для принятия более жестких мер по взысканию недоимки в бесспорном (с юридических лиц) или судебном (с физических лиц) порядке.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налогов на имущество физических лиц по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование.

Особое внимание следует обратить на введенный частью первой НК РФ и законодательством о налогах на имущество физических лиц порядок начисления пени в случае неуплаты налогов в установленный срок, являющийся общим при исчислении всех видов налогов.

Если налог был начислен до 01.01.99, но не взыскан с налогоплательщика, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога (сбора), до дня фактической его уплаты включительно в соответствии с действовавшим до 01.01.99 порядком.

С 01.01.99 пеня взыскивается в размере 1/300 действующей в это время (в каждый конкретный день, следующий за днем, установленным для уплаты налога) ставки рефинансирования Центрального банка России.

При начислении пени с 01.01.99 необходимо учитывать следующие особенности:

- с 01.01 по 12.08.99 включительно ставка пени не должна превышать 0,1% в день, а сумма пени не должна превышать неуплаченной суммы налога;

- если недоимка возникла до 01.01.99, то до этой даты пени начисляются по ранее действовавшим правилам без учета ограничений. Сумма пеней на 01.01.99 фиксируется и сравнивается с суммой неуплаченного налога, на которую она начислена. Если сумма пеней окажется больше суммы налога, то она сокращается до суммы налога, и дальнейшее начисление пеней не производится. Если недоимка, на которую начислена пеня, до 13.08.99 не уплачена или уплачена не полностью, то остаток пени начисляется ежедневно исходя из ставки пени и оставшейся суммы недоимки без каких-либо ограничений;

- если зафиксированная на 01.01.99 сумма пеней не превосходит суммы неуплаченного налога, то начиная с 01.01.99 начисление пеней продолжается по ставке 0,1% в день до более ранней из двух дат: достижения общей накопленной суммой пеней значения, равного сумме неуплаченного налога, или 13.08.99. В первом случае дальнейшее начисление пеней приостанавливается до 13.08.99 и вновь возобновляется начисление после этой даты. С 13.08.99 на сумму неуплаченного налога пени должны начисляться по общей ставке. Во втором случае с 13.08.99 снимаются ограничения на предельный размер пеней.

Механизм возврата и зачета излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов изложен в гл. 12 части первой НК РФ, являющийся общим для всех видов налогов.

Так же, как и ранее, данной главой НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат, зачет в счет предстоящих налоговых платежей и направление на погашение задолженности сумм, излишне уплаченных (налогоплательщиком самостоятельно по ошибке или по причинам, связанным с действующим механизмом уплаты налога) и излишне взысканных (налоговым органом в принудительном порядке) сумм налога по сравнению с подлежащими к уплате в соответствии налоговым законодательством.

Новым является установленная ответственность государства перед налогоплательщиком в виде выплаты процентов за использование бюджетом средств, подлежащих возврату. Однако зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. На эти суммы проценты начисляются только при нарушении сроков возврата (зачета) таких сумм.

На суммы излишне взысканного налога проценты начисляются со дня неправомерного взыскания суммы налога.

На налоговые органы возложена обязанность сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который направлена излишне уплаченная сумма.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка России на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка России.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.


Г.Н. Присягина,

советник налоговой службы III ранга


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.